Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС.
статья (4 класс) на тему

Организация проектной деятельности одна из самых актуальных проблем современной системы образования младших школьник в рамках введения ФГОС НОО. Во внеурочной деятельности мы реализуем курс “Проектная деятельность младших школьников”, но и большое количество проектов (мини-проектов, долгосрочных проектов) мы можем реализовать и в учебной деятельности, так как в современных учебниках это уже заложено. Исследовательская практика ребенка - это не просто один из мето¬дов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельно¬сти. В фундаменте его - исследовательский подход, позволяющий транс¬формировать обучение в самообучении, создающий базу для реальной полисубъектности в образовании, запускающий механизм саморазвития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_i_issledovatelskaya_deyatelnost_mladshikh.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

        -  -

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Слайд №1

Организация проектной деятельности одна из самых актуальных проблем современной системы образования младших школьник в рамках введения ФГОС НОО. Во внеурочной деятельности мы реализуем курс “Проектная деятельность младших школьников”, но и большое количество проектов (мини-проектов, долгосрочных проектов) мы можем реализовать и в учебной деятельности, так как в современных учебниках это уже заложено.

Исследовательская практика ребенка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его - исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучении, создающий базу для реальной полисубъектности в образовании, запускающий механизм саморазвития.

Слайд №2

Основными этапами последовательности проектной и исследовательской работы ребенка являются:

  1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
  2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
  3. Выбор темы исследования (попытаться, как можно строже обозначить границы и исследования).
  4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные - идеи).
  5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
  6. Определить последовательность проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
  8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать по
    лученный материал, используя известные логические правила и приемы).
  9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы). 

Специфика использования метода проектов в начальной школе должна учитывать особенности развития детей младшего школьного возраста.

Слайд №3

 Необходима особая готовность детей, а именно умения:

  • Выражать собственную точку зрения,
  • Слушать,
  • Договариваться,
  • Адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников,
  • Делать конструктивные предложения, замечания.
  • Соглашаясь с перечисленным, рискну добавить еще одно, – умение задавать вопросы

Эпиграфом моей работы стали слова детского писателя С.Я. Маршака:

Oн взрослых изводил вопросом «Почему?».

Его прозвали «маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «Почему?».

Как классифицируются темы детских исследований?

Слайд №4

Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:

  • фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
  • эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению
    и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что
    написано в книгах, и др.

        Программа исследовательского обучения

Общая классификация. Как убеждает нас теория обучения, информация становится знанием тогда, когда она вступает в контакт о прежним опытом ребенка» когда она, образно говоря, проходя через мозг, находит, за что зацепиться. В противном случае все происходит как в сказке - «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Именно поэтому педагоги настаивают на необходимости существования системы.

Чтобы систематизировать процесс учебных исследований, существует классификация. Она не является догмой и может быть дополнена или сокращена.

Теоретические исследования

Наиболее сложны и полезны в педагогическом плане для ребенка младшего школьного возраста теоретические исследования,  которые проводятся на основе изучения текстовых и иллюстративных источников. К таким источникам можно отнести уже названные нами: книги, фильмы, Интернет.

В настоящее время издается очень много энциклопедической, справочной литературы для детей самых разных возрастов. Большинство этих книг прекрасно иллюстрированы, содержат краткие и информативные тексты. Книги эти базируются на современных научных достижениях, в них доступные детям материалы для сопоставления, анализа и синтеза, проведения самых разных изысканий. По требованиям теории обучения все учебные книги, кроме прочих задач, обязательно должны реализовывать три важнейшие функции учебной литературы: информационную, мотивационную и развивающую. Всякая учебная книга должна нести позитивный информационный заряд и должна быть потенциально способна обеспечить ребенка новыми научными знаниями. Всякая учебная книга должна пробуждать, мотивировать интерес к описываемой проблеме, давать импульс к развитию интеллекта, креативности, активизировать позитивные личностные свойства.

Исследования, выполненные детьми на базе теоретических источников, имеют высокую познавательную ценность.

Учимся анализировать,

выделять главное и второстепенное        

Теперь остановимся на практических заданиях, позволяющих подготовить ребенка к проведению теоретических исследований, вооружить его доступными его возрасту умениями работы с источником информации.

Основными здесь являются умения находить главное и второстепенное, факты, подтверждающие идеи; выработать индивидуальные способы эффективного запоминания и воспроизведения информации.

Для повышения познавательной активности младших школьников применяю в своей работе проектно-исследовательскую деятельность. Внедряя в свою работу данный вид деятельности детей, я исходила из того, что сегодня необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная методика позволяет решать такую задачу. Это доказывает мой собственный опыт и практика.

Слайд №5

Так как в процессе  работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (в современной трактовке УУД – универсальные учебные действия:

- проектировочные – (осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование её последствий);

- исследовательские – (выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей), поиск вариантов решения проблемы);

- информационные – (самостоятельный поиск необходимой информации из разных источников, структурирование информации, выделение главного);

- коммуникативные – (умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя);

- экспериментальные – (организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовления материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за его ходом, осмысление полученных результатов);

- рефлексивные – (осмысление собственной деятельности - её хода и промежуточных результатов; осуществление самооценки);

- презентационные – (построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы).

        Проекты и проектирование

Для проекта необходима проблема взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и знания, которые ему только предстоит приобрести.

Слайд №6

РАЗЛИЧИЯ проектной и        исследовательская деятельность            

Проектная        деятельность

Исследовательская деятельность             

  • Выбор цели проекта
  • контролируется педагогом.
  • Планирование под
  • руководством педагога.
  • Учебные навыки
  • развиваются педагогом.

  • Анализ результатов
  •  проводится сторонними
  • лицами (жюри).
  • Значимость проекта
  • определяется окружающими.
  • Самостоятельный выбор учеником цели исследования.
  • Самостоятельное планирование.
  • Навыки экспериментальной работы развиваются самостоятельно.
  • Способность самостоятельного анализа результатов.
  • Объективная самооценка.

           

 

        

Мы уже отметили выше разницу между исследованием и проектированием. В практике работы с детьми полезно и исследование и проектирование. Проекты, создаваемые детьми, активизируют их стремление к исследованию, часто делают исследования более строгими, подчиненными определенной задаче. Нередко детские проекты бывают фантастическими. Они также полезны и в плане развития мышления ребенка, и в плане формирования у него исследовательских умений и навыков. 

Проекты могут быть командные и индивидуальные, независимо от их целей, задач и продолжительности. Для начальной школы длительные командные проекты не эффективны, дети просто забывают, с чего начали. А вот индивидуальные проекты могут быть и более длительными.

 Самое главное, надо четко указать, что должно быть в проекте, в какой срок это должно быть сделано. И обязательно показать пример. Не надо бояться, что все сделают по образцу, фантазия ребенка оставит образец далеко позади.

 Очень важно, чтобы сервис интернет для выполнения проекта был прост в освоении, и чтобы обязательно картинки хорошо грузились.

 Необходимы подробные инструкции по работе в сервисе и критерии оценки проектов, дети должны ознакомлены с ними заранее.

 Я хочу показать вам проекты 4- классников, которые они делали с помощью родителей в течение 3-х дней.

В рамках Всемирного дня моря дети создавали проекты на сервисе http://dreamsboard.ru (Доска желаний)

 Тема проектов “Спасем морских обитателей”

Конечно, детские проекты далеко не всегда имеют такой выход. Но это и не обязательно - основной результат работы ребенка лежит в другой плоскости, главное - это то, что ребенок приобрел в психолого-педагогическом плане, выполняя данную работу.

Хочется подчеркнуть, что с автором проекта необходимо обязательно обсудить и доработать сам список этих вопросов. Каждая новая тема содержит в себе что-то такое, что потребует дополнительных, специальных вопросов. Поэтому каждый раз дорабатывайте этот список.

На всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать тот, что создает ребенок своей головой и руками - макет, проект, отчет и тому подобное. Второй - самый важный, назовем его педагогическим.

Слайд №7

Для педагога главный результат этой работы не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, технический рисунок или даже склеенный из бумаги проект. Педагогический результат - это прежде всего бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных исследовательских работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.

Слайд №9

 «Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль Я. А. Каменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. В нашем случае при проведении учебных исследований сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает.

Поэтому этап защиты выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

Мы опробовали два варианта оценивания детских исследовательских работ. Первый - простое ранжирование, по итогам которого присуждались дипломы первой, второй, третьей степеней. Впоследствии мы пришли к выводу, что в этой работе лучше проводить подведение итогов не по принципу ранжирования, а отмечать работы по номинациям. Например: «За самый интересный эксперимент», «За самую оригинальную тему», «За самый логичный доклад», «За лучшее историческое исследование» и т. п.

Особую важность в данной форме организации учебных исследований имеет заключительный момент. Целесообразно провести его  в виде конференции. Оперативно собранные материалы исследований обобщались, и авторы делали краткие сообщения.

        Долгое время нас пытались приучить к тому, что обучение ребенка должно строиться на послушании, повторении и подражании. Методы самостоятельного поиска истины, базирующиеся на анализе и синтезе различных точек зрения, собственных наблюдениях и экспериментах, практически полностью исключались. Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка к реальным действиям. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов в образовании.

Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Естественно, что одной поддержки недостаточно. Ребенка необходимо учить специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.

Я считаю, что самое главное, это научить ребенка мыслить, понимать суть происходящего и оценивать свою позицию по той или иной проблеме. Если все эти составляющие есть – то и проектная деятельность может применяться в работе.

Проект

Всемирный день моря – 27 сентября 2014 года

В последний четверг сентября отмечается Всемирный День моря, который был учрежден в 1978 году 10-й сессией Ассамблеи Межправительственной морской консультативной организации. День моря призван напомнить об опасности, угрожающей внутренним и внешним морям, исходящую в основном от людей, которые выливают в море нефть. Она становится главной причиной гибели множества морских обитателей.

Вся жизнь вышла из морской среды, мы должны помнить, что не море – часть нашей жизни, а мы являемся его частью. Во Всемирный День моря традиционно проходят митинги, шествия в защиту морей, в образовательных учреждениях проводятся мероприятия, посвященные богатствам подводного мира, детям рассказывают об опасности, угрожающей экологии всей планеты из-за загрязнения морей и океанов.

Надо:

Рассказать об опасности, угрожающей морским животным, морским птицам, рыбам, подводным растениям (выбрать что-нибудь одно!).

Что будет, если исчезнет то, о ком вы рассказываете?

Какие меры предприняли бы вы для защиты экологии планеты из-за загрязнения морей и океанов, если бы были президентом страны?

Проект оформить в сервисе "Доска желаний".

 Данный сервис не предоставит вам возможности сделать работу на 20 листов формата А4. Площадь доски ограничена, поэтому рассказывать надо с помощью авторских рисунков, фотографий и коротких сообщений.

Литература:

  1. А.И.Савенков. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34-45.

  1. А. Леонтович. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. Народное образование. 10,1999

  1. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №28

г.Балаково

Саратовской области

Проектная и исследовательская деятельность младших
школьников в рамках реализации ФГОС.

 (обобщение опыта)

                                                                                     Учитель начальных классов высшей

                                                                           квалификационной категории

                                                                         И.В.Кондрашина

декабрь 2014г.

г. Балаково


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ве...

Проектная, исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образо...

Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО

Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющих общую цель и согласованные способы; направленные на достижение общего результата по ...

Проектно - исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

В данной работе раскрывается роль метода учебных проектов и его особенности при реализации НОО, а также, условия, которые дает проектно-исследовательская деятельность для формирования всех видов УУД. ...

Проектная деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС

виды и темв проектной деятельности в младшей школе из оыта....

Статья «Работа с текстом в проектно-исследовательской деятельности младших школьников в ходе реализации ФГОС II поколения»

Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. Именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, ...