Формирование социокультурной среды в образовательном пространстве Донской народной школы
статья на тему
В связи с введением ФГОС в современном российском образовании возникают новые возможности для формирования личности обучающихся. На фоне приведения в единую систему содержания российского образования (введение основных образовательных программ начального и основного общего образования) каждое образовательное учреждение самостоятельно решает задачу создания своего образовательного пространства. В данной статье приведён опыт формирования социокультурной среды Донской народной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suharevskaya_e.yu_._rostov-na-donu.docx | 45.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Сухаревская Елена Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования,
e-mail:suharevskaya@yandex.ru
ГОУ ДПО Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г.Ростов-на-Дону
Формирование социокультурной среды в образовательном пространстве Донской народной школы
В связи с введением ФГОС в современном российском образовании возникают новые возможности для формирования личности обучающихся. На фоне приведения в единую систему содержания российского образования (введение основных образовательных программ начального и основного общего образования) каждое образовательное учреждение самостоятельно решает задачу создания своего образовательного пространства. В данной статье приведён опыт формирования социокультурной среды Донской народной школы.
Важной характеристикой современного социума является стремительный распад существовавших ранее социальных институтов, традиционных способов разделения деятельностей, сложившихся общностей людей. Одновременно с этим наблюдается интенсивный процесс формирования новых типов общностей и деятельностей, их социального и культурного оформления и наложения друг на друга, а в итоге формирования принципиально нового многомерного социокультурного пространства. Необходимость жить в этом сложном и неоднозначном социальном пространстве ставит современного обучающегося перед проблемой нахождения себя одновременно в различных видах деятельности и разных типах социальных общностей, т. е. перед задачей, не стоявшей перед ним столь явно на предыдущих этапах развития нашего общества.
Национально-культурные интересы субъектов Российской Федерации в сфере образования предполагают восстановление этнокультурных и этносоциальных функций школы.
В Ростовской области создалась уникальное социокультурное пространство, в котором преобладает сосуществование множества народных культур (более 55 народностей). Вместе с тем, всё большее влияние на становление культуры донского края оказывают процессы возрождения казачества. Школа не может остаться в стороне от этих тенденций и должна подготовить грамотного, обладающего высокой культурой, компетентного в различных областях жизни, способного принимать самостоятельные нестандартные решения гражданина России.
Донская народная школа – образовательное учреждение, имеющее специфические особенности, связанные с выбранным приоритетным направлением – ориентация на культурно-исторические традиции народной школы и особенности культуры Донского края. В концепции мы исходим из позиций, что ориентир школе, учебно-воспитательному процессу задает национальный культурообразовательный потенциал.
Проектируя современную народную школу, призванную жить в условиях донской субкультуры, мы считаем, что необходимо исходить из отечественной педагогической традиции, из национального образовательного идеала. В поисках «национального образовательного идеала» мы основываемся на провозглашенной русской педагогикой XIX века триединой сущности ребенка: природной, культурной, социальной.
В поисках механизмов обеспечения реализации Требований ФГОС мы установили для каждой ступени обучения сообразные возрастным особенностям предметное содержание и виды деятельности. В основу нами были положены исследования В.В.Рубцова, А.А.Марголиса и В.А.Гуружапова по разработке проекта культурно-исторического типа школы [4, С.79-93].
На основании данного исследования нами было создано образовательное пространство, в котором на каждой ступени ученики осваивают по преимуществу одну из форм сознания и соответствующий тип деятельности, которые являются аналогами в свое время возникших и сохранивших сейчас актуальность исторических типов сознания и деятельности:
- 1 ступень - предшкольное образование: школа «Учимся, играя»;
- 2 ступень - 1-3 классы: школа-мастерская;
- 3 ступень - 4-8 классы: школа научно-исследовательской деятельности;
- 4 ступень - 9-11 классы: проектная школа.
Легко понять, что данная последовательность в наибольшей степени соответствует возрастным возможностям обучающихся и соотносима с периодизацией ведущих видов детской деятельности в образовательной школе.
Ведущей идеей, положенной в основу педагогической системы Донской народной школы, явилась выдвинутая К.Д.Ушинским концепция народности воспитания. Отечественная педагогическая наука должна быть построена, по мнению педагога, с учетом национальных особенностей русского народа, отражать специфику национальной культуры и воспитания. Под народностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах [6, гл.8]. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими ценностями и идеалами.
Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.)». [1, с.76].
Применительно к социокультурным условиям нашей школы эти цели и необходимые для их достижения содержание, формы и методы обучения и созидательного воспитания будут культуросообразными в том случае, если станут отражать ценности конкретного социума: донского, казачьего этноса.
Основой для моделирования форм сознания и соответствующий тип деятельности для каждой ступени образования нами определён региональный учебно-методический комплекс «Доноведение». Во-первых, данный региональный учебно-методический комплекс для всех ступеней обучения позволяет дополнить материалами регионального содержания в части предметов гуманитарной, естественнонаучной и обществоведческой, эстетической направленности (рис.1)
Рис. 1. Структурное содержание регионального учебно-методического комплекса «Доноведение».
Во-вторых, позволяет определить структуру предметного преподавания в рамках Базисного учебного плана и внеурочной деятельности. И, в-третьих, содержание «Доноведение» требует расширение социальных взаимоотношений не только с организациями дополнительного образования, а также с общественными институтами области [2,3,5].
Таким образом, социокультурное пространство Донской народной школы выглядит следующим образом.
В школе «Учимся, играя» (предшкольной подготовки) дети действуют с сюжетом задачи познания донского края и соответственно сюжету действуют с игровым, воображаемым объектом, что соответствует их возрастным особенностям. При этом реальным содержанием их работы являются способы действия, которые необходимы на следующей ступени обучения (способ систематизации объектов, соединение — разъединение частей объекта, включение — исключение частей объекта в целое и т. п.).
В школе-мастерской он изучает сложившиеся в предметах смыслы действия и специально осваивает навыки и умения, обеспечивающие эти действия. Для данной школы используются программы и пособия: «Литература Дона», «Природа и история родного края», «Культура Дона от «А» до «Я», «Сказки и песни Тихого Дона» и другие, разработанные как специалистами РИПК и ППРО, так и учителями школы.
Далее, в школе - научно-исследовательской деятельности изучаемое учениками содержание предметов осваивается на основе построения моделей, понятий и теории этого содержания, что характерно для научного типа сознания. Для данной школы используются программы и пособия: «Литература Дона», «История донского края», «Экология Дона», «Культура и быт Дона» и другие. В рамках данного содержания у обучающихся формируется готовность к исследованию, сохранению и популяризации этнических и конфессиональных традиций; организуется научно-исследовательская деятельность по изучению, документированию, популяризации народного быта, праздничных, игровых традиций и других культурных практик донского казачества. Практика исследовательской деятельности культивируется как на уроках, во внеурочной деятельности, а так же в каникулярное время и в летних лагерях. Обучающиеся представляют свои исследования в рамках публичных защит и научных школьных конференций.
В проектной школе предметное содержание осваивается учениками путем построения проекта или образца деятельности, связанного с проектным типом сознания. Проект является современным средством организации деятельности коллектива людей и координации выполняемых ими действий. При этом важным объектом работы становится возникающая общность, моделирование ее целей, задач и средств функционирования. Примером таких проектов являются работы обучающихся 10-11 классов нашей школы, как «Дизайн одежды современной казачки», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Как спасти родники г.Ростова-на-Дону» и др.
Не случайными являются на каждом этапе обучения и формы фиксации самими детьми результатов своей работы. Эти формы также сохраняют культурно-исторический контекст и имеют вследствие этого свою специфику.
В школе функционирует музей, в котором представлены результаты всех ступеней образования. Здесь и «коллекции» предметов, собранных самими детьми по некоторым общим основаниям — свойствам, характеристикам, отношениям к донскому казачеству (1 ступень); здесь учебные и творческие работы учеников 2ступени (малые проекты); здесь исследовательские работы, защищённые публично обучающихся 3 ступени; и конечно, здесь представлены презентации проектов обучающихся 4 ступени. Все результаты подчинены единой тематике музея «Культура и история донского края».
Преимуществом создания социокультурного пространства Донской народной школы являются: высокая актуальность содержания регионального компонента и методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.
Содержание занятий, предусмотренных внеурочной деятельностью, формируется и реализуется в различных формах деятельности, отличных от урочной системы обучения. В рамках внеурочной деятельности проводятся экскурсии, олимпиады, конференции, конкурсы, праздничные мероприятия, утренники, показательные выступления, выполнение поисковых, научных и социальных исследований и проектов в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Исторически в донских учебных образовательных учреждениях центральной воспитательной идеей (сложившейся исторически) стала идея служения Отечеству, воспитание патриотизма в его глубоком смысле. Для продолжения данных традиций во внеурочной деятельности созданы клубные (отрядные) объединения, позволяющие предусмотреть в программах внеурочной деятельности мероприятия по формированию духовно-нравственной культуры обучающихся.
Для обеспечения духовного, нравственного и общекультурного возрождения культуры народов донского края созданы студии танца, песни народов Дона.
Реализация профилизации школы предусматривает организацию работы по информированию учащихся 1-9-х классов о существующих профессиях, о том, какие из них востребованы в современной социокультурной ситуации сельского и городского хозяйства Ростовской области. Для реализации данного направления созданы клубные объединения «Мир профессий», позволяющие организовать предпрофильное обучение для каждой из возрастных групп учащихся.
Семья представляла особую ценность в жизни казака: создавала благосостояние, обеспечивала казаку-воину материальную основу службы и надежный тыл, растила поколение донских казаков, обучала традициям казачьего образа жизни: воспитывала уважительное отношение к родственникам (знание: «родового дерева» до седьмого колена, кто и чем в роду славен, заслуг родителей), старшим; являлась школой мужского воспитания (отец и дед обучали сыновей и внуков выживанию в опасных условиях). Родителям за хорошее обустройство семьи давалась особая медаль. Для продолжения данной традиции во внеурочной деятельности проводятся различные совместные мероприятия с родителями.
Становится очевидным, что современная школа должна стать социокультурным центром, ориентированным на духовное саморазвитие и самосовершенствование личности, рост национального самосознания, идентификацию личности не только со своей страной, но и свои краем, своим народом, его прошлым, настоящим и будущим. В этом мы видим наше предначертание современной народной Донской школы.
Литература.
- Айсмонтас. Б.Б. Педагогическая психология [Текст]: Программа курса. Методические рекомендации. Словарь терминов и понятий. — М.: МГППУ, 2004. — 80 с.
- Областной закон № 184-ЗС от 22.10.2004 «Об образовании в Ростовской области», ст. 3, утверждающая обязательность реализации национально-регионального компонента в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
- Областная целевая программа поддержки казачьих обществ на 2010 – 2020 гг., утверждена Областным законом № 150-ЗС от 29.09.2010, в редакции Областного закона № 237-ЗС от 17.12.2010, определяющая приоритетные направления возрождения донского казачества: «сохранение и развитие казачьей культуры, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Дону и Отечеству».
- Рубцов В.В., Марголис А.А, Гуружапов В.А.. Культурно-исторический тип школы [Текст]: проект разработки // Психологическая наука и образование. –М. Изд-во МГППУ. 1996. № 4. С.79-93.
- Реализация национально-регионального компонента в начальной школе Ростовской области [Текст]: сборник программно-методических материалов /авт.-сост. Т.Ф.Пожидаева, Е.Ю.Сухаревская, Е.В.Посошенко. –Ростов н/Д.: изд-во РО ИПК и ПРО, 2010. – 88с.
- К.Д.Ушинский. О народности в общественном воспитании. [Текст] статья //Журнал для воспитания (1857,N7,8). // Размещено на http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_narodn_vospit.html/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей-билингвов русскому языку как иностранному в условиях двуязычной социокультурной среды с использованием специальных дидактических игр
При поступлении в 1 класс я наблюдала у учащихся очень низкий уровень владения русским языком. Дошкольные учреждения дети не посещали, в семье общались только на родном языке. Словарный запас некоторы...
Формирование социокультурной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС
Ведущая педагогическая идея – реализация идей развития и саморазвития личности младшего школьника как условие формирования научно-исследовательского творческого мышления учащихся в социокультурной сре...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ через игровую деятельность...
Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка в начальной школе в рамках проектной деятельности.
Цели и задачи ФГОС определяют способы обучения иностранному языку в начальной школе , для формирования социокультурной компетенции, как одной из приоритетных при изучении языка....
Модель развития личности младших школьников в условиях социокультурной среды образовательной организации в рамках стратегии ФГОС НОО
Модель «Развитие личности младшего школьника в условиях организации социокультурной среды школы в рамках стратегии ФГОС НОО» определяется характеристикой современного социума, процессами формиро...
Использование проектной методики в социокультурной среде мигрантов. Выступление на педсовете
Использование проектной методики в социокультурной среде мигрантов. Выступление на педсовете.Изготовление объемной новогодней поделки из бумаги "Снежинка"...
Формирование социокультурной компетенции у учащихся начальной школы на уроках английского языка
Формирование социокультурной компетенции у учащихся начальной школы на уроках английского языка...