Формирование социокультурной среды в образовательном пространстве Донской народной школы
статья на тему

Сухаревская Елена Юрьевна

В связи с введением  ФГОС в современном российском  образовании возникают новые возможности для формирования личности обучающихся. На фоне приведения в единую систему содержания российского образования (введение основных образовательных программ начального и основного общего образования) каждое образовательное учреждение самостоятельно решает задачу создания своего образовательного пространства. В данной статье приведён  опыт  формирования социокультурной среды Донской народной школы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suharevskaya_e.yu_._rostov-na-donu.docx45.84 КБ

Предварительный просмотр:

Сухаревская Елена Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования,

 e-mail:suharevskaya@yandex.ru

ГОУ ДПО Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г.Ростов-на-Дону

Формирование социокультурной среды в образовательном                      пространстве Донской народной школы

В связи с введением  ФГОС в современном российском  образовании возникают новые возможности для формирования личности обучающихся. На фоне приведения в единую систему содержания российского образования (введение основных образовательных программ начального и основного общего образования) каждое образовательное учреждение самостоятельно решает задачу создания своего образовательного пространства. В данной статье приведён  опыт  формирования социокультурной среды Донской народной школы.  

Важной характеристикой современного социума является стремительный распад существовавших ранее социальных институтов, традиционных способов разделения деятельностей, сложившихся общностей людей. Одновременно с этим наблюдается интенсивный процесс формирования новых типов общностей и деятельностей, их социального и культурного оформления и наложения друг на друга, а в итоге формирования принципиально нового многомерного социокультурного пространства. Необходимость жить в этом сложном и неоднозначном социальном пространстве ставит современного обучающегося перед проблемой нахождения себя одновременно в различных видах деятельности и разных типах социальных общностей, т. е. перед задачей, не стоявшей перед ним столь явно на предыдущих этапах развития нашего общества.  

Национально-культурные интересы субъектов Российской Федерации в сфере образования предполагают восстановление этнокультурных и этносоциальных функций школы.

В Ростовской области создалась уникальное социокультурное пространство, в котором преобладает сосуществование множества народных культур (более 55 народностей). Вместе с тем, всё большее влияние на становление культуры донского края оказывают процессы возрождения казачества. Школа не может остаться в стороне от этих тенденций и должна подготовить грамотного, обладающего высокой культурой, компетентного в различных областях жизни, способного принимать самостоятельные нестандартные решения гражданина России.

Донская народная школа – образовательное учреждение, имеющее специфические особенности, связанные с выбранным  приоритетным направлением – ориентация на культурно-исторические традиции народной школы и особенности культуры Донского края.  В концепции мы исходим из позиций, что ориентир школе, учебно-воспитательному процессу задает национальный культурообразовательный потенциал.

Проектируя современную народную школу, призванную жить в условиях донской субкультуры, мы считаем, что необходимо исходить из отечественной педагогической традиции, из национального образовательного идеала.  В поисках «национального образовательного идеала» мы основываемся  на провозглашенной русской педагогикой XIX века триединой сущности ребенка: природной, культурной, социальной.

В поисках механизмов обеспечения реализации Требований ФГОС мы установили для каждой ступени обучения сообразные возрастным особенностям предметное содержание и виды деятельности. В основу нами были положены исследования В.В.Рубцова, А.А.Марголиса и В.А.Гуружапова по разработке проекта культурно-исторического типа школы [4, С.79-93].

На основании данного исследования нами было создано образовательное пространство, в котором на каждой ступени ученики осваивают по преимуществу одну из форм сознания и соответствующий тип деятельности, которые являются аналогами в свое время возникших и сохранивших сейчас актуальность исторических типов сознания и деятельности:

  • 1 ступень - предшкольное образование: школа «Учимся, играя»;
  • 2 ступень - 1-3 классы: школа-мастерская;
  • 3 ступень - 4-8 классы: школа научно-исследовательской деятельности;
  • 4 ступень  - 9-11 классы: проектная школа.

Легко понять, что данная последовательность в наибольшей степени соответствует возрастным возможностям обучающихся и соотносима с периодизацией ведущих видов детской деятельности в образовательной школе.

Ведущей идеей, положенной в основу педагогической системы Донской народной школы,  явилась выдвинутая К.Д.Ушинским концепция народности воспитания. Отечественная педагогическая наука должна быть построена, по мнению педагога, с учетом национальных особенностей русского народа, отражать специфику национальной культуры и воспитания. Под народностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах [6, гл.8].  История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими ценностями и идеалами.

Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.)». [1, с.76].  

        Применительно к социокультурным условиям нашей школы эти цели и необходимые для их достижения содержание, формы и методы обучения и созидательного воспитания будут культуросообразными в том случае, если станут отражать ценности конкретного социума: донского, казачьего этноса.

Основой для моделирования  форм сознания и соответствующий тип деятельности для каждой ступени образования  нами определён  региональный учебно-методический комплекс «Доноведение». Во-первых, данный региональный учебно-методический комплекс для всех ступеней обучения позволяет дополнить материалами регионального содержания в части предметов гуманитарной, естественнонаучной и обществоведческой, эстетической направленности (рис.1)

Рис. 1. Структурное содержание регионального учебно-методического комплекса «Доноведение».

Во-вторых,  позволяет определить структуру предметного преподавания в рамках Базисного учебного плана и  внеурочной деятельности. И, в-третьих, содержание «Доноведение» требует расширение социальных взаимоотношений  не только с организациями дополнительного образования, а также с общественными институтами области [2,3,5].

Таким образом, социокультурное пространство Донской народной школы выглядит следующим образом.

В школе «Учимся, играя» (предшкольной подготовки) дети действуют с сюжетом задачи познания донского края и соответственно сюжету действуют с игровым, воображаемым объектом, что соответствует их возрастным особенностям. При этом реальным содержанием их работы являются способы действия, которые необходимы на следующей ступени обучения (способ систематизации объектов, соединение — разъединение частей объекта, включение — исключение частей объекта в целое и т. п.).

 В школе-мастерской он изучает сложившиеся в предметах смыслы действия и специально осваивает навыки и умения, обеспечивающие эти действия. Для данной школы используются программы и пособия: «Литература Дона», «Природа и история родного края», «Культура Дона от «А» до «Я», «Сказки и песни Тихого Дона» и другие, разработанные как специалистами РИПК и ППРО, так и учителями школы.

Далее, в школе - научно-исследовательской деятельности изучаемое учениками содержание предметов осваивается на основе построения моделей, понятий и теории этого содержания, что характерно для научного типа сознания. Для данной школы используются программы и пособия: «Литература Дона», «История донского края», «Экология Дона», «Культура и быт Дона» и другие.  В рамках данного содержания у обучающихся формируется готовность к исследованию, сохранению и популяризации этнических и конфессиональных традиций; организуется  научно-исследовательская деятельность по изучению, документированию, популяризации народного быта, праздничных, игровых традиций и других культурных практик донского казачества. Практика исследовательской деятельности культивируется как на уроках, во внеурочной деятельности, а так же в каникулярное время и в летних лагерях. Обучающиеся представляют свои исследования в рамках публичных защит и научных школьных конференций.

В проектной школе предметное содержание осваивается учениками путем построения проекта или образца деятельности, связанного с проектным типом сознания. Проект является современным средством организации деятельности коллектива людей и координации выполняемых ими действий. При этом важным объектом работы становится возникающая общность, моделирование ее целей, задач и средств функционирования. Примером таких проектов являются работы обучающихся 10-11 классов нашей школы, как «Дизайн одежды современной казачки», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Как спасти родники г.Ростова-на-Дону» и др.

Не случайными являются на каждом этапе обучения и формы фиксации самими детьми результатов своей работы. Эти формы также сохраняют культурно-исторический контекст и имеют вследствие этого свою специфику.

В школе функционирует музей, в котором представлены результаты всех ступеней образования. Здесь и  «коллекции» предметов, собранных самими детьми по некоторым общим основаниям — свойствам, характеристикам, отношениям к донскому казачеству (1 ступень); здесь учебные и творческие работы учеников 2ступени (малые проекты); здесь исследовательские работы, защищённые публично обучающихся 3 ступени; и конечно, здесь представлены презентации проектов обучающихся 4 ступени. Все результаты подчинены единой тематике музея «Культура и история донского края».

Преимуществом создания социокультурного пространства Донской народной школы являются: высокая актуальность содержания регионального компонента и методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Содержание занятий, предусмотренных внеурочной деятельностью, формируется и реализуется в различных формах деятельности, отличных от урочной системы обучения. В рамках внеурочной деятельности проводятся экскурсии, олимпиады, конференции, конкурсы, праздничные мероприятия, утренники, показательные выступления, выполнение поисковых,  научных и социальных исследований и проектов в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Исторически в донских учебных образовательных учреждениях центральной воспитательной идеей (сложившейся исторически) стала идея служения Отечеству, воспитание патриотизма в его глубоком смысле. Для продолжения данных традиций во внеурочной деятельности созданы клубные (отрядные) объединения, позволяющие предусмотреть в программах внеурочной деятельности мероприятия по формированию духовно-нравственной культуры обучающихся.

Для обеспечения духовного, нравственного и общекультурного возрождения культуры народов донского края созданы студии танца, песни народов Дона.  

Реализация  профилизации  школы предусматривает организацию работы по информированию учащихся 1-9-х классов о существующих профессиях, о том, какие из них востребованы в современной социокультурной ситуации сельского  и городского хозяйства Ростовской области. Для реализации данного направления созданы клубные  объединения «Мир профессий», позволяющие  организовать предпрофильное обучение  для каждой из возрастных   групп учащихся.

Семья представляла особую ценность в жизни казака: создавала благосостояние, обеспечивала казаку-воину материальную основу службы и надежный тыл, растила поколение донских казаков, обучала традициям казачьего образа жизни: воспитывала уважительное отношение к родственникам (знание: «родового дерева» до седьмого колена, кто и чем в роду славен, заслуг родителей), старшим; являлась школой мужского воспитания (отец и дед обучали сыновей и внуков выживанию в опасных условиях). Родителям за хорошее обустройство семьи давалась особая медаль. Для продолжения данной традиции во внеурочной деятельности проводятся различные совместные мероприятия с родителями.

Становится очевидным, что современная школа должна стать социокультурным центром, ориентированным на  духовное саморазвитие и самосовершенствование личности, рост национального самосознания, идентификацию личности не только со своей страной, но и свои  краем, своим народом, его прошлым, настоящим и будущим. В этом мы видим наше предначертание современной народной Донской школы.

Литература.

  1. Айсмонтас. Б.Б. Педагогическая психология [Текст]: Программа курса. Методические рекомендации. Словарь терминов и понятий. — М.: МГППУ, 2004. — 80 с.
  2. Областной закон № 184-ЗС от 22.10.2004 «Об образовании в Ростовской области», ст. 3, утверждающая обязательность реализации национально-регионального компонента в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
  3. Областная целевая программа поддержки казачьих обществ на 2010 – 2020 гг., утверждена Областным законом № 150-ЗС от 29.09.2010, в редакции Областного закона № 237-ЗС от 17.12.2010, определяющая приоритетные направления возрождения донского казачества: «сохранение и развитие казачьей культуры, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Дону и Отечеству».
  4. Рубцов В.В., Марголис А.А,  Гуружапов В.А.. Культурно-исторический тип школы [Текст]: проект разработки // Психологическая наука и образование. –М. Изд-во МГППУ. 1996. № 4. С.79-93.
  5. Реализация национально-регионального компонента в начальной школе Ростовской области [Текст]: сборник программно-методических материалов /авт.-сост. Т.Ф.Пожидаева, Е.Ю.Сухаревская, Е.В.Посошенко. –Ростов н/Д.: изд-во РО ИПК и ПРО, 2010. – 88с.
  6. К.Д.Ушинский. О народности в общественном воспитании. [Текст] статья  //Журнал для воспитания (1857,N7,8). // Размещено на http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_narodn_vospit.html/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей-билингвов русскому языку как иностранному в условиях двуязычной социокультурной среды с использованием специальных дидактических игр

При поступлении в 1 класс я наблюдала у учащихся очень низкий уровень владения русским языком. Дошкольные учреждения дети не посещали, в семье общались только на родном языке. Словарный запас некоторы...

Формирование социокультурной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС

Ведущая педагогическая идея – реализация идей развития и саморазвития личности младшего школьника как условие формирования научно-исследовательского творческого мышления учащихся в социокультурной сре...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ через игровую деятельность...

Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка в начальной школе в рамках проектной деятельности.

Цели и задачи ФГОС определяют способы обучения иностранному языку в начальной школе , для формирования социокультурной компетенции, как одной из приоритетных при изучении языка....

Модель развития личности младших школьников в условиях социокультурной среды образовательной организации в рамках стратегии ФГОС НОО

Модель «Развитие личности младшего школьника в условиях  организации социокультурной среды школы в рамках стратегии ФГОС НОО» определяется характеристикой современного социума, процессами формиро...

Использование проектной методики в социокультурной среде мигрантов. Выступление на педсовете

Использование проектной методики в социокультурной среде мигрантов. Выступление на педсовете.Изготовление объемной новогодней поделки из бумаги "Снежинка"...

Формирование социокультурной компетенции у учащихся начальной школы на уроках английского языка

Формирование социокультурной компетенции у учащихся начальной школы на уроках английского языка...