«Педагогические традиции и инновации в системе образования»
статья на тему

Зонова Елена Александровна

Главнейшая черта современного обучения – его тенденция на то, чтобы готовить обучающихся не только приспосабливаться, но и осваивать ситуации социальных изменений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zonova.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогические традиции и инновации в системе образования»

Зонова Елена Александровна,

учитель начальных классов,

Дать ребенку возможность испытать радость от учения – задача современного учителя, а главная цель современной школы – научить школьника самостоятельно добывать знания, искать информацию, обрабатывать её, анализировать результаты своей деятельности. Названные задачи обусловлены все более увеличивающимися потоком информации, который ежеминутно обрушиваются на современного человека. Использование традиционной системы обучения, когда учитель дает знания, а ученик их получает и закрепляет на практических занятиях под контролем педагога, эти задачи решить не может. Думается, что в процессе изучения той или иной темы перед учеником нужно ставить проблему, решая которую, он будет вынужден искать информацию, способы решения проблемы, анализировать результаты решения, корректировать  свою исследовательскую деятельность. Эта методика делает учебный процесс более эффективным, так как обучающийся лучше усваивает полученные знания и может выбрать информацию, необходимую ему в жизни. В связи с этим в помощь учителю-словеснику предлагаются новые технологии обучения, позволяющие перейти от пассивного к активному способу реализации образовательной деятельности, при котором обучающийся является главным участником процесса обучения. Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие и саморазвитие ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей.

Школа как главнейшая часть общественно-государственного организма никогда не оставалась, не имела возможность остаться в изоляции от происходящих в стране масштабных социально-экономических перемен.

Главнейшая черта современного обучения – его тенденция на то, чтобы готовить обучающихся не только приспосабливаться, но и осваивать ситуации социальных изменений. Понятие «традиция» издавна вошло в педагогический обиход и употребляется для обозначения устойчивых процессов, направленностей и явлений, существующих длительное время и занимающих конкретное место в историко-педагогическом наследии. Педагогические традиции содержат описание мыслей, ценностей, критериев производительности образовательного процесса, передаваемых от одного поколения педагогов к другому. Педагогическую традицию нужно рассматривать как закон, фиксирующий устойчивые взаимосвязи между педагогикой, социумом и культурой; как исторически изменчивый «метод становления человеческой культуры, в том числе и образования».

Педагогическую традицию в России оценивают сейчас как более устойчивый педагогический парадокс, главной чертой которого является национальная специфика.

Содержание педагогической традиции является система исторически сложившихся норм, ценностей, значений, мыслей и знаний педагогической теории и практики, получающих выражение в системе морали и права, художественной сфере и науке, имеющих отношение к педагогической деятельности.

Элементами педагогической традиции являются только наиболее значительные явления педагогического опыта – на самом деле, в случае если рассуждать следующим образом, что благодаря традиции возможно передавать все что угодно, в том числе и весьма элементарные вещи, то хоть какой процесс в педагогической сфере может быть отнесен к педагогической традиции.

Традиционным является урок. Одновременное занятие с целым классом, в процессе которого учитель рассказывает, передает знания, формирует умения и навыки, отираясь на предъявления нового материала(сообщение, изложение), его воспроизведение учащимися, оценивает результаты данного воспроизведения.

Традиционное обучение по своей сути соответствует самому понятию преподавания, под которым опять же традиционно, понимается передача (трансляция) социокультурных методов существования и становления человека от одного индивида или же их сообщества к иному индивиду. При всем этом, с одной стороны поддерживается преемственность (воспроизводство) социокультурного навыка и человека, как его носителя, а если взглянуть под другим углом, создаются условия для появления новейших социокультурных методов деятельности и становления человека и тем самым перемены социокультурной среды.

Невозможно утверждать категорично, хотя, вполне вероятно, обычное для российских методической культуры доминирование учителя в организации познавательной деятельности учеников сдерживает распространение обучения, центрированного на учащегося, когда преподаватель на уроке « отступает в сторону» и весь процесс учения проходит в режиме самоорганизации.

Более весомым показателем российской педагогической традиции, существенно отличающим ее от каких-либо иных культур, можно считать условно жесткую дисциплину на уроке, неодобрительное отношение к громкому общению школьников между собой в период классной работы, также нетерпимость к невнимательности учеников, их равнодушию к содержанию заданий, пассивности и неучастию в работе. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа учителя нацелена, прежде всего, на сообщение знаний и методов действий, которые передаются ученикам в готовом виде, созданы для воспроизводящего усвоения; преподаватель считается единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. Для российской методической культуры сильная позиция учителя на уроке принимается как наиболее привычная, оправданная и важная, нежели сильная позиция учащегося.

В ходе реализации главных направлений модернизации появляются явления и направленности, определяющие глубинные предпосылки и причины единой ориентации образования на положительные перемены.

В конкретной степени это связывается с отказом от классических стандартов в обучении, с зарождением гибкой вариативной образовательной среды, развитием регионального компонента содержания преподавания, воплощением идей постоянного образования, осуществлением его социально-культурной, национально-региональной, экологической и информационно-технологической ориентации.

Нововведение при таком рассмотрении понимается как эффект инновации. Термин «инновация», « инновационный процесс» в педагогической литературе еще сравнительно недавно практически не встречались. Впрочем в последнее время обстановка значительно изменилась. Эти определения обширно употребляются и в педагогике, что бесспорно является следствием объективных процессов, происходящих в области образования и призванных сформировать отлаженную систему внедрения инновации с целью реализации одного и из основополагающих принципов современного образования – воспитание гармонически развитого человека, со сформированным инновационным мышлением, инновационной культурой. Вследствие этого инновационный образовательный процесс, разворачиваемый в педагогическом коллективе, активного участия в изысканиях любого преподавателя, что станет способствовать формированию инновационной культуры всего коллектива.

Педагогическая инновация – это образовательная деятельность, сплетенная с другим взглядом и раскладом к образовательному процессу.

Инновационная деятельность – это целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности с помощью создания, распространения и освоения новейших образовательных систем или же каких-либо их новейших компонентов.

С введением в образовательный процесс прогрессивных технических средств преподавания он выступает как консультант, советчик, аниматор педагог. Это требует от него, особой педагогической подготовки, поскольку в профессиональной деятельности реализуются не только узкоспециальные, предметные знания, но и знания в сфере педагогики и психологии, технологии преподавания и воспитания. На этой базе складывается готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Инновационная деятельность становится неотъемлемым компонентом собственной педагогической системы. Процесс формирования профессионально – педагогической культуры учителя в школе тем успешнее, нежели более он ориентирован на создание инновационной образовательной среды.

Педагогическая инновация – это образовательная деятельность, связанная с иным взглядом и подходом к образовательному процессу.

В основе инновационных процессов педагогики изучение, обобщение и распространение опыта работы преподавателей и введение новейшего и, современного в массовую практику, чтобы сделать стиль деятельности и мышление более современным. Следовательно, итогом инноваций должно быть применение  теоретических и практических новшеств в целостном педагогическом процессе.

Инновации ведут к таким изменениям в целях, критериях, содержании, средствах, способах, формах организации образовательного и управленческого процессов, которые характеризуются новизной, обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в общем или же некоторых его компонентах, способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на введение новшества, согласованы с иными осуществляемыми нововведениями. Понятие образовательной среды обусловлено взаимосвязанными факторами (условиями), обеспечивающими образование. Нас интересует понятие среда конкретизированное в педагогическом аспекте. Это образовательная среда. Под образовательной средой понимается совокупность всех образовательных факторов, которые прямо или же косвенно воздействуют на личность в режиме обучения, воспитания и развития.

Инновационная образовательная среда это открытая система, которая аккумулирует внутри себя целенаправленно создаваемые организационно-педагогические,  процессуально-технологические, информационные ресурсы и на единых ценностно-целевых основаниях гарантирует инновационность, как способ и механизм формирования компонентов педагогической культуры.

В свойствах и характеристике образовательной среды объективно заложена способность оказывать воспитательное воздействие. Данная способность составляет ее воспитательный потенциал, который может быть актуализирован целенаправленной системой педагогических действий.

Инновационная образовательная среда это открытая система, которая аккумулирует внутри себя целенаправленно создаваемые организовано-педагогические, процессуально-технологические, информационные ресурсы.

А значит, инновационная образовательная среда преобразует содержание образования, активизирует традиционные и стимулирует развитие новейших форм деятельности учителей и учащихся и, наоборот, сама среда развивается благодаря созидательным процессам, в которых участвуют и учителя и учащиеся.

Результатом формирования инновационной образовательной среды рассматривается как среда, формирующая педагогическую культуру.

Реализация концепции формирования педагогической культуры учителей как педагогической деятельности опосредована выбором методов, приемов, средств осуществления его и опора на принципы: научности; систематичности и последовательности; сознательности и активности.

В настоящее время взаимосвязь между современным, высококачественным образованием, духовно-нравственным воспитанием и возможностью построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства неоспорима. Для страны, которая ориентируется на динамичный и стабильный путь становления, жизненно важно создать баланс и сохранить баланс традиций и новации в образовании.

Таким образом, понятие «традиция» и «инновация» диалектически взаимосвязаны. Традиция существует как база для инноваций, а инновация служит основой для зарождения традиции.

Традиционная деятельность наилучшим образом осуществляется в беспроблемной, внутренне понятной ситуации, инновационная – лишь в проблемной (творческой).

Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования.

Инновационное обучение ориентировано на формирование у человека таких качеств и умений, которые дадут возможность ему создавать новые продукты, нормы, правила.

Модернизируя традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяем разработку моделей преподавания как организации достижения учащимися четко зафиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс нацелен на традиционные дидактические задачи репродуктивного преподавания, строится как «технологический», конвейерный процесс с четко зафиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.  Преобразуя традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, определяем разработку моделей преподавания как инициируемую учащимися освоения нового опыта. В рамках данного подхода к обучению целью считается развитие у учащихся способности осваивать новый навык; ориентиром деятельности преподавателя и учащихся является порождение новых знаний, приемов действий, личностных смыслов.

В практике своей работы я использую нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно-ориентированной ситуации.

 Метод чтения вслух. Задача учителя при работе данным методом – ставить перед детьми проблему. Но ставить так, чтобы это была их проблема. Для самого ученика метод выступает как способ исследования своей личности.

Метод творческого самочувствия. Он включает в себя игры и задания по развитию произвольной регуляции и навыков произвольного поведения, чувства партнера, воображения, наблюдательности и др. Особое место здесь занимает использование элемента «театрализации» и «драматизации», повышающее уровень его коммуникабельности. Метод ведет к проявлению творческой активности и самостоятельности, дает основу для развития способности к анализу проблемных ситуаций. 

 Метод творческого самовыражения. Реализуется этот метод через литературное творчество, творческое общение с искусством, литературой, наукой. Идея метода – помочь найти своих поэтов, писателей и пр. Найти себя как читателя, зрителя. 

  Метод дискуссии. Урок–дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии. Формы её подачи – устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект. Этот метод решает многие внутриличностные проблемы ученика, играет большую роль в развитии ребенка, в организации его самопознания.

Основные задачи дискуссии:

- обмен первичной информацией;

- выявление противоречий;

- переосмысление полученных сведений;

- сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

Игровые методы. Игра  - характерная и своеобразная форма активности ребенка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Она побуждает в ребенке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его. Особенно нужно выделить литературно-ролевую игру, когда каждая группа представляет одного или более литературных персонажей. Ребенок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Следовательно, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения. Игровые методы развивают самопознание учащихся, происходит их личностный рост, рост осознания учениками себя, ученики учатся рефлексировать, анализировать свое поведение.

Проектные технологии позволяют решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей. В проектном обучении он имеет замечательные возможности реализовать себя, достичь успеха, продемонстрировать другим свою компетентность.

В процессе работы над проектом организуется и осуществляется взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом в проектных группах, открывается возможность привлечения консультантов из различных сфер деятельности.

Структура проекта предполагает наличие традиционных компонентов: актуальность проблемы, предмет исследования, цель проекта, гипотеза, задачи, используемые методы, практическая значимость результата.

Используя в своей работе проектную методику, я пришел к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала этот метод очень эффективен и не противоречит традиционным способам обучения.  Очень важно и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает взаимопомощь, формирует творческие способности и активность обучаемых, то есть идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

При работе над первым проектом желательно, чтобы сам учитель представил свой проект в качестве примера. Кроме того, можно провести выставки лучших проектов, чтобы их могли увидеть и оценить ученики других классов, учителя, родители.

 С приходом в школу ИКТ появилась возможность использовать на уроках ксерокопии текстов, выполнять работу на компьютере. Так, например, новый метод – клиширование – может применяться не только на итоговых уроках, но и в начале изучения темы, на определенном этапе изучения произведения. Клише – текст с пропуском слов. На уроке проговаривается материал, а итогом станет исправленный отрывок, высказывание. Некоторые клише объёмны, другие – нет. Одни – целое сочинение, другие – резюме урока или его части. Клише рассчитано не только на «троечников», но и на успешных учеников. Прочитывая предложенный текст, учащиеся воспринимают информацию, находят недостающие слова для наиболее точного отражения своих мыслей. Удобный формат позволяет хранить клише в тетради, использовать при написании сочинений и изложений.

Таким образом,  в современных условиях при сочетании данных форм образовательный процесс будет наиболее эффективным, так как при традиционных уроках будут формироваться знания, умения, навыки, информирование учащихся, а при нетрадиционных – развитие личности школьников, их творческий потенциал.

  В заключение хотелось бы сказать, что сейчас педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав школьников – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», проигрывает педагогу, применяющему в своей деятельности информационные технологии, потому что требования времени заставляют нас искать и находить новые формы работы, которые побуждают познавательную активность учащихся; преподающий по старинке учитель проигрывает и ученику, потому что последний ждёт от школы нового.

Основываясь на вышеизложенном материале, можно с уверенностью сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь в сфере образования, будут решены при помощи всевозможных педагогических инноваций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации процесса обучения: традиции и инновации.

Формы организации процесса обучения: традиции и инновации. В этой статье рассказывается о том, чем отличается традиционный урок  в начальной школе от урока по новым стандартам....

Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."

Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...

Педагогический совет в рамках конкурса "Учитель Года 2017"на тему "Традиции и новации в современном образовании: за и против"

знакомство с опытом работы школы по использованию инновационных технологий в воспитательном    процессе...

Статья. Инновации в системе начального общего образования Технология проектного обучения в начальной школе.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию ...

Традиции и инновации в современном образовании на примере урока математики в 4 классе по теме «Умножение на 1000,10000,100000»

Аннотация. Традиции и инновации в образовательном процессе сосуществуют в неразрывном единстве, под которым следует понимать их гармоничное взаимодействие. Традиционные методы обучения являются осново...

Презентация выступления на II Всероссийской научно - практической конференции "Современное общее начальное образование: традиции и инновации, проблемы и перспективы развития".

Перед любым педагогом, работающим в современной школе, встаёт  проблема, как правильно организовать проектно – исследовательскую деятельность с учащимися, чтобы она приносила нужный результ...