Методические рекомендации "Дифференциация учебного материала по ведущим модальностям"
учебно-методический материал на тему

Качалова Анна Михайловна

 

Методическое обеспечение на уроке должно отвечать функциональным системам психики ребенка по критериям наглядности, доступности, интереса ребенка, потребности самоутвердиться и получить одобрение.Как правило, на уроках учитель использует чаще всего словесные методы. Но каждый  ребенок  индивидуален. Каждый из них по-своему воспринимает какую-либо информацию. Поэтому необходимо выстраивать урок с учетом индивидуальных особенностей ребенка, применяя особые подходы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_k_urokam_natemu.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к урокам на тему:

«Дифференциация учебного материала по ведущим модальностям».

   Методическое обеспечение на уроке должно отвечать функциональным системам психики ребенка по критериям наглядности, доступности, интереса ребенка, потребности самоутвердиться и получить одобрение.

   Как правило, на уроках учитель использует чаще всего словесные методы. Но каждый  ребенок  индивидуален. Каждый из них по-своему воспринимает какую-либо информацию. Поэтому необходимо выстраивать урок с учетом индивидуальных особенностей ребенка, применяя особые подходы.

     Для этого среди общих особенностей, я сделала акцент на ведущих модальностях ребенка.

     Модальность – это способ восприятия ребенком какой-либо учебной информации. По способу восприятия  информации детей можно разделить на 3 группы:

1 – аудиалы

2 – визуалы

3 – кинестеты.

    Чтобы определить стиль обучения ребенка, его ведущую модальность, необходимо научиться «читать» его мысли по жестам, «видеть» движение глаз и «слышать» его речь.

   Рассмотрим характеристику модальностей:

  1. Аудиал.

Ребенок-аудиал на уроке легко отвлекается, любит дискуссии, говорит лучше, чем пишет. Аудиал воспринимает всю информацию на слух, запоминает по шагам, процедурам. Жестов немного. Легко владеет языком. Слышит окружающие звуки и голоса. Может повторить слово в слово то, что рассказывалось. Любит музыку.

Как поддержать ребенка-аудиала в процессе обучения:  

  • Работать под музыку
  • Использовать музыку при изучении общих дисциплин
  • Использовать музыку для расслабления
  • Представлять/рисовать картины под музыку.

2 .Визуал.

Ребенок-визуал сидит на уроке спокойно, внимательно слушает учителя, выполняет добросовестно задания, при необходимости задает вопросы. При этом смотрит прямо вверх, как бы создавая экран, на котором возникают образы. Иногда экран может проецироваться на пол. При объяснении материала ребенок-визуал представляет картину, помнит то, что видел. Предпочитает читать сам, а не слушать других. Для него важно, чтобы написанное и нарисованное воспринималось зрительно. Тетрадь у такого ребенка образцовая, записи четкие. Приоритетен внешний вид, опрятный, аккуратный.

Как поддержать ребенка-визуала в процессе обучения:

  • Использование большого количества наглядного материала
  • Схемы, символы
  • Рисование картин, диаграмм
  • Использование пантомимики
  • Делать цветные пометки.

В зависимости от потребностей ребенок-визуал может использовать все модальности, ведущей остается генетическая. Если визуал испытывает серьезные переживания, то функционирует ведущая модальность, а остальные блокируется.

  1. Кинестет.

Ребенок-кинестет ориентирован на физическое развитие. Ему характерно обилие движений, богатые физические реакции. Кинестет говорит медленно, с длинными паузами. Почерк толстый, с нажимом. В обучении легко сделать, чем объяснить. Запоминает то, что было сделано, а не то, что было сказано. Любит смену сюжета книги. В общении стоит близко, старается коснуться собеседника. Одежда удобная. Предпочитает комфорт, а не внешний вид. У кинестета быстрая реакция, любит действовать. Быстро адаптируется к условиям изменяющейся среды. Начинает беспокойно себя вести, если долго находится без движения.

Поддержка в процессе обучения:

  • Физические упражнения на уроке, танцы
  • Смена видов деятельности в течении урока
  • Игры в классе
  • Экскурсии
  • Обучение через практические действия.

    Задача учителя развивать все каналы восприятия ребенка, практиковать их перевод из одной системы в другую. С тем, чтобы ребенок мог видеть, слышать, ощущать и чувствовать различные действия.

   При условии учета данных особенностей детей, учитель может добиться качественных результатов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию учебных компетенций с опорой на ведущую модальность учащегося. Уроки -экскурсии по математике

Моя задача как учителя заботиться о том, чтобы предоставляемый учебный материал соответствовал ведущему каналу восприятия ребёнка. Наиболее уязвимыми оказываются дети – кинестетики, т.к. большинство...

Методический материал «Дополнительные задания для учащихся, испытывающих трудности в освоении учебного материала по русскому языку»

Методический материал в помощь учащимся, испытывающим трудности в освоении учебного материала по русскому языку ...

Методический материал «Дополнительные задания для учащихся, испытывающих трудности в освоении учебного материала по математике»

Методический материал в помощь учащимся, испытывающим трудности в освоении учебного материала по математике ...

Учебно-методический комплект (конспект урока+учебный материал) Тема:«Россия в ХХ веке. События начала века.»

Цель: узнать о событиях в России ХХ века.Планируемые результаты:Личностные УУД:·          Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положитель...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация+учебный материал) для 3 класса. Тема: "Трёхзначные числа".

Предмет: Математика.Класс: 3Тема урока: Трёхзначные числа.Цели урока: создать условия для повторения изученного ранее материала и формирования новых знаний.Планируемые результаты:·...

интересный раздаточный материал для повторения модального глагола can

раздаточный материал для повторения модального глагола "can"...