Статья "Уроки когнитивного типа. Урок-эксперимент"
статья (4 класс) на тему
В статье я рассказываю о когнитивно-.визуальном подходе к обучению.Этот подход связан с использованием когнитивных (познавательно-смысловых) возможностейвизуальной информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_kognitivnogo_tipa.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья учителя начальных классов Логиновой И.Л. по теме «Уроки когнитивного типа. Урок-эксперимент»
Считается, что в процессе обучения человеческое сознание использует два механизма мышления. Один из них позволяет работать с абстрактными цепочками символов, с текстами и т. д. Этот механизм мышления обычно называют символическим или логическим. Второй механизм мышления обеспечивает работу с графикой, изображениями, образами и представлениями об этих образах. Его называют образным, геометрическим, интуитивным и т. д.
Физиологически логическое мышление связано с левым, а образное мышление — с правым полушарием человеческого мозга. Когнитивно-визуальный подход к обучению – это принцип формирования образовательной технологии на основе взаимосвязи и единства абстрактно-логического содержания учебного материала и методов с наглядно-интуитивными. Этот подход связан с использованием когнитивных (познавательно-смысловых) возможностей визуальной информации (например, при работе над иллюстрациями).
Когнитивная визуализация содержит в себе ключ к решению многих учебных проблем. Здесь учитывается роль цвета, усиливающего восприятие, запоминание, осмысление учебной информации более, чем при черно-белом предъявлении информации. Данный подход стимулирует широкое использование в процессе обучения цвета и форма, графиков и рисунков, комплексных когнитивно-визуальных заданий и мультипликаций. Модернизация системы школьного образования в направлении реализации компетентностного подхода, внедрения новых образовательных стандартов, усиления метапредметности в содержании образования сопровождается разработкой новых педагогических технологий, дидактических средств их реализации. Одной из таких технологий является когнитивная образовательная технология (КОТ), в которой обучение рассматривается как процесс формирования когнитивных схем в памяти человека, играющих роль механизма восприятия и переработки информации.
Реализация в практике обучения когнитивно-визуального подхода способствует развитию обоих мозговых полушарий, устраняет неоправданное преувеличение роли левого полушария, насыщает процесс обучения эмоциональным компонентом. Уроки при этом делаются в радость.
В связи с этим особое значение в развитии креативности приобретают те дидактические средства, которые способствуют систематизации, организации, структурированию информации в памяти человека. При этом дидактические средства, обеспечивающие визуализацию информации, позволяют добиваться наибольшего развивающего эффекта.
Приведу пример урока-эксперимента по теме «Свойства воды»
Урок по предмету «Окружающий мир» 3 класс
Тема урока : « Свойства воды в жидком состоянии».
Цель урока: формировать понятия «свойства воды»,дать представления о применении воды в жизни человека.
УУД: 1. Уметь выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя.
2. Формировать этические свойства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков.
3. Умение принимать и сохранять учебную задачу; проводить сравнение классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям.
Форма организации обучения: индивидуальная, в парах, в группах.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: нестандартный, исследовательский.
Основной метод обучения: исследование-целенаправленное наблюдение за объектом (водой) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
Основной структурный элемент: постановка проблемы (какими свойствами обладает «вода»?) и поиск путей её решения.
Оборудование: презентация, раздаточный материал: оборудование для опытов: стаканы с водой, соком, молоком, ложки, полоски цветной бумаги, спиртовка с пробиркой.
Ход урока.
- Организационный момент.
-Вот уже заливисто прозвенел звонок!
Мальчики и девочки сели на урок!
- Ребята, поздоровайтесь с гостями. Проверьте свое рабочее место.
II. Мотивационное начало урока. Выход на тему урока.
Сегодня на уроке вы будете исследователями. Вы проведёте научную работу, чтобы получше узнать одну «особу» и её свойства. О чём идёт речь, вы узнаете разгадав ребус.
(слайд №2-3)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу
Даже камень источу.(вода)
Действительно нашу особу зовут «Вода». Она будет нашей героиней на протяжении нескольких уроков.
(слайд№4)
Тема сегодняшнего урока «Вода и её свойства в жидком состоянии».
(слайд №4)
III. Постановка учебной задачи.
Чтобы вы хотели узнать о воде?
(слайд №4 по щелчку)
- Почему воду, назвали водой?
- Какая бывает вода?
- Какими свойствами она обладает?
IV. Работа над новым материалом.
(Слайд 5)
Почему же воду, так назвали?
Существует древняя притча о воде. Рассказываю притчу. (приложение №1)
-Что вы знаете о воде?
- Где мы ее встречаем?
(слайд 6 по щелчку- 3 р)
Учащиеся рассказывают стихотворения о воде.
1. Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
2. Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
3. Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
4. Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.
(слайд 7)
Ребята, а какая бывает вода?
(слайд 8 по щелчку - 7 раз)
1.Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
2.Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная …
Ну, в общем, очень разная.
(слайд 9)
1. Работа с учебником.
-А еще вода бывает в трех состояниях. Вы сейчас самостоятельно прочитаете на стр.26.
-Почему вода названа жидкой?
-Разве бывает твёрдая вода? (ответы детей).
- А какая еще бывает вода, кто знает? (ответы детей).
(слайд 10)
-Приведите примеры воды в этих трех состояниях.
2. Работа по теме урока.
-Вспомните, какое существенное свойство жидкостей вам известно?(текучесть)
-Почему все жидкости можно хранить в емкостях разнообразной формы?(жидкости принимают форму того сосуда, в котором находятся).
-Почему вода принимает форму того сосуда в котором она налита? (текуча).
Физкультминутка
(слайд 11)
А сейчас мы с вами попадем туда, где вода ценится дороже золота. Как вы думаете, где это может быть? (Африка).
И вместе с жителями этой страны потанцуем.
V. Практическая работа.
(слайд 12-13)
Нам с вами осталось ответить на последний вопрос:"Какими свойствами обладает вода?"
Чтобы ответить на данный вопрос проведите исследования-эксперименты.
Работа в группах.
Работаем в группах, объединитесь. Прежде чем проводить опыт, изучите порядок его проведения. Получают карточки с заданием (приложение №2).Ответы записывайте в тетрадь на стр.12.. задание 21.
Итак, какие свойства воды вы открыли сегодня?
(бесцветная, прозрачная, без запаха).
(слайд14-16)
Демонстрационный опыт (показать плохую теплопроводность воды)
-Какой вывод можно сделать из этого опыта? Плохо или хорошо вода проводит тепло?
-Результат запишите в тетрадь задание 22 и зарисуйте этот опыт.
(слайд 17)
VI. Закрепление.
- Молодцы, ребята. Какие свойства воды вы установили, проводя опыты?
Работа в парах.
-Переходим к следующему этапу нашей работы. Для закрепления отгадаем кроссворд. (у каждой пары на столе лежит листок с кроссвордом).
-А теперь проверим.
(слайд 18 по щелчку проверка).
Мы о многом вспомнили, много узнали нового. А теперь отгадайте загадки, которые непосредственно связаны с водой.
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке?
(Снежинки)
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнце свет –
Рухнул мост, и щепок нет.
(Радуга)
Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий (Иней)
Ног нет, а идёт? По кустам развешан …(Cнег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно …
(Лёд)
Детки сели на карниз
И растут всё время вниз.
(Сосульки)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море.
(Река)
В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде.
(Волны)
День и ночь кричит,
А голос не устаёт?
(Водопад)
Кругом вода,
А с питьём беда.
(Море)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеёк)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём.
(Роса)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
(Дождь)
В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено.
(Прорубь)
Дождь прошёл, а я остался
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.
(Лужа)
Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь.
(Болото)
Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые.
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …
(тучи)
VII. Итог урока.
- Молодцы, ребята, сегодня вы плодотворно поработали и много узнали нового.
- Что совершенно новое вы узнали на уроке?
Оценивание. Словесное и отметочное.
VIII. Домашнее задание.
-Ответить на вопросы на стр.27
Молодцы ребята, спасибо вам за урок. (слайд №32).
Мне понравилось, что вы были активными, соблюдали правила безопасности. Вы – маленькие исследователи, помощники автора учебника.
Приложение 1
Притча о воде
Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!» (что означало «отлично»). Другой попробовал и согласился: «Да – а – а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «Вода».
Приложение 2
Исследовательская работа (эксперименты)
Задание: проведите эксперименты, пронаблюдайте, сделайте вывод, выявите свойства воды
1. Возьмите стакан с водой и флакон духов. Понюхайте воду и духи. Какой запах у воды и духов? Сделайте вывод. Запишите в тетрадь.
2. Возьмите полоски цветной бумаги. Сравнивайте цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду серой, синей, белой, зеленой, красной? Сделайте вывод. Запишите в тетрадь.
3. Погрузите ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой. Сделайте вывод. Запишите в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цельсий или Фаренгейт - урок-эксперимент. Работа с электронными датчиками.
Измерение температуры, используя две разные температурные шкалы - Цельсий или Фаренгейт...
Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного.
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного" (УМК "Школа России")...
Доклад по теме: " Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков"
В презентации рассмотрены типы уроков по ФГОС, предложенные в методике, в чем их предназначение, и какие виды и формы предлагают нам новые требования в начальной школе с учётом новых требований ФГОС Н...
Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков
Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков...
Типы речи и методика работы русского языка с разными типами речи
Методика работы...
Дети с гармоничным типом развития. Дети с дисгармоничным типом развития
Дети с гармоничным типом развития. Дети с дисгармоничным типом развития...