Технология проблемного обучения в системе деятельностного подхода
статья на тему
В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.
Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ped_sovete_5.11.14.docx | 42.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения в системе деятельностного подхода.
Как зритель, не видевший первого акта,
В догадках теряются дети.
И все же они ухитряются как-то
Понять, что творится на свете.
С.Я. Маршак
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Перед современной школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.
В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.
Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.
Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС.
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – этап формулирования нового знания.
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Поскольку технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, она может применяться очень широко: во-первых, на всех образовательных ступенях – от
дошкольного образования до повышения квалификации учителей; во-вторых, на уроках по самым разным предметам, начиная с русского языка и математики и заканчивая такими практико-ориентированными предметами, как физкультура, информатика, технология; в-третьих, на школьных мероприятиях, где изучается какой-либо новый материал – на уроках, классных часах, педагогических советах и даже родительских собраниях. Технология проблемного диалога может использоваться в любой образовательной системе.
Актуальность использования технологии проблемно – диалогического обучения обусловлена тем, что в современных условиях обостряются противоречия:
- -учащиеся имеют прочные знания, но применить их не могут,
- -дети общительны, а речь развита плохо.
Данная технология учит детей не быть пассивными слушателями, а самим включаться в работу. В этом развиваются очень важные качества: умения слушать других и высказывать свои мнения, версии, формулировать тему урока, проговаривать алгоритм действий, терпимость и уважение к чужому
мнению, стремление к поиску решений.
Предлагаю рассмотреть приёмы создания проблемных ситуаций, которые можно использовать на уроках введения нового материала.
Приём 1. Одновременное предъявление двух противоречивых фактов.
- Ребята, к нам на урок прилетел Карлсон. Он уверен, что справиться с нашим заданием.
(На доске запись 9 – 4 + 3).
-Укажите порядок выполнения действий. Найдите значение выражения.
(Обучающиеся представляют свой вариант решения):
1 2
9 – 4 + 3 = 8
-А Карлсон посчитал иначе:
2 1
9 – 4 + 3 = 2
-Что вы заметили? (Разные результаты). Ситуация затруднения
-Понаблюдайте, где в ходе решения Карлсон мог допустить ошибку? (первым действием он выполнял сложение, а вторым вычитание).
-А какое правило о порядке выполнения действий мы знаем? (Действия выполняются слева направо по порядку).
-Для того, чтобы результат Карлсона стал верным, мне достаточно добавить только скобки (учитель добавляет в запись скобки) 2 1
9 – (4 + 3) = 2,
так как в математике существует правило, что действие в скобках выполняется первым.
-Определите тему урока – «Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки».
Приём 2. Подводящий к теме диалог.
-Сравните слова двух столбиков.
Медвежья разъезд
Вьюга объявление
Веселье подъезд
Ружьё подъём
Муравьи разъяснил
-Что общего у этих слов? (разделительная функция Ь и Ъ)
-Чем отличаются данные слова? (первый столбик слова с Ь, второй – слова с Ъ).
-Понаблюдайте, может быть кто-то уже готов сказать в каком случае пишется Ь, а в каком Ъ? (Нет) Ситуация затруднения
-Обратите внимание на место расположения орфограммы в слове. Что для этого нужно сделать? (Разобрать слово по составу).
-Какой вывод можно сделать? ( Ь пишется в корне слова, Ъ – между приставкой и корнем).
Приём 3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно»
Окружающий мир 2 класс.
(У учителя на столе стоит глобус.)
-Мы путешествуем по материкам. О каком материке пойдёт речь, вы попробуете определить после прочтения стихотворения Галины Усовой.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят верх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то
-Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? (Здесь всё наоборот; лето в январе, реки без воды)
-Какой возникает вопрос? (Что это за материк, где всё наоборот?)
-У меня на столе стоит глобус. Проведём эксперимент. (Учащиеся с помощью учителя экспериментальным путём определяют, что этим материком является Австралия).
-Определите тему сегодняшнего урока – «Австралия».
Приём 4. «Задание на ошибку».
Урок окружающего мира 1 класс «Где живут белые медведи? Где живут пингвины?»
В первой половине урока ученики знакомятся с понятием «полюс», с географическим положением Северного полюса, его климатическими особенностями и животным миром.
-А теперь мы с вами совершим путешествие на Южный полюс. Давайте выберем одежду для нашего путешествия. (На доске прикреплены фотографии с изображением предметов летней и зимней одежды. 1 группа выбирает - летнее платье, рубашки с коротким рукавом, шорты, носки, босоножки и т.д.; 2 группа – шубу, сапоги, варежки, шапку и т.д.)
-Посмотрите на фотографии, сделанные на Южном полюсе. Что видите? (Лёд, снег … - реакция удивления, возникновение проблемной ситуации).
-Почему не подходит одежда, выбранная 1 группой, ведь мы едем на ЮЖНЫЙ, хоть и полюс? (Полюс – это крайние точки земного шара, следовательно, они больше удалены от Солнца).
Приём 5. Практическое задание, с которым до настоящего момента не сталкивались. Задание будет выполнено неправильно.
Урок математики «Площадь прямоугольного треугольника» 4 класс.
Изображение на доске.
-Найдите площадь фигур.
И в том и в другом случае у детей получается следующее:
S = 5 х 4 = 20 см² S = 5 х 4 = 20 см²
-Проверим правильность выполнения задания.
-Может кто-то уже заметил, какую часть от прямоугольника занимает прямоугольный треугольник? Каким способом это можно узнать? (Наложением).
-Какой вывод сделаем? (Прямоугольный треугольник занимает ровно половину от прямоугольника).
-Как найти площадь прямоугольного треугольника? (Площадь прямоугольника разделить на 2).
-Чему равна площадь прямоугольного треугольника? (Площадь треугольника равна 10 см²).
Результаты применения технологии.
Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания за счёт познавательной мотивации, метода поиска решении – подлинное понимание материала, продуктивные задания. Традиционная методика не даёт полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы урока не вызывает к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимание, задания оборачиваются бессмысленным зазубриванием. После проведения проблемного диалога материал закрепляется быстро и легко.
Метапредметные результаты делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные.
Познавательные действия: Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать.
Коммуникативные действия осваиваются за счёт различных форм обучения. Здесь нужно работать в парах, группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.
Регулятивные действия. Методы постановки проблемы развивают целеполагание. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Также имеется и рефлексивная составляющая. Для того, чтобы решить проблему, учащийся должен определить, какие из имеющихся знаний ему пригодятся, а какими знаниями он ещё не владеет.
Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль активного участника процесса, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям. Традиционное же обучение способствует возникновению пассивной жизненной позицией, нарастанию недовольства учением и школой.
Почему метод проблемного диалога предпочтительнее?
1.дифференциация затруднения
2.развитие критического мышления с выдвижением гипотезы
3.решение проблемы опытным путём.
Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование системы согласованного обучения для реализации деятельностного подхода обучения при обеспечении ФГОС в начальной школе»
Система согласованного обучения – это система обучения, предполагающая смещение акцентов в образовательном процессе с содержательной составляющей на методологическую, т.е. обучение школьни...
научно-методическая работа "Технология проблемного обучения как способ реализации деятельностного подхода с учетом ФГОС нового поколения"
научно-методическая работа "Технология проблемного обучения как способ реализации деятельностного подхода с учетом ФГОС нового поколения"...
Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»
Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...
Веб- квест – как новая технология проблемного обучения в системе российского образования".
Предлагаю одно из инновационнных средств организации взаимодействия школы и семьи в воспитании младших школьников- веб-квест, который поможет сделать образовательный процесс разнообразным,интере...
Система использования современных образовательных технологий, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении
Мною составлен план деятельности по внедрению в практику современных образовательных технологий, который включает изучение теории каждой технологии, разработку методических материалов....
Современные образовательные технологии в образовательном процессе. Системно – деятельностный подход в обучении.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные п...
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В период реализации ФГОС второго поколения актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового с...