РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья
В период реализации ФГОС второго поколения актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно применять учителю, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 88 КБ |
Презентация к докладу | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.С.БАБИНЦЕВА
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 19
г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
В период реализации ФГОС второго поколения актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно применять учителю, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в школе.
Сегодня главной целью образования становится не передача знаний, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - необходимо ребенка научить умению учиться.
Этому способствует использование деятельностного подхода на уроке.
Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить цель и находить пути и средства для ее достижения. Деятельностный подход на уроке я реализую, используя технологию проблемного обучения.
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, определяемых системой проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.
Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.
Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, активизируется мышление, возникает познавательная потребность, создаются условия для формирования правильных обобщений.
Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления.
Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире.
Михаил Николаевич Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:
• проблемное изложение учебных знаний;
При таком изложении учитель не только сообщает ученикам те или иные положения, но, «рассуждая вслух», ставит проблему и показывает процесс ее решения. Такое объяснение учителя, являясь более доказательным, учит детей мыслить, вести познавательный поиск.
• привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний;
В этом случае учитель выдвигает перед учениками проблему, сам излагает учебный материал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включаться в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную познавательную задачу.
• исследовательский метод обучения.
При работе этим методом, «осознав поставленную проблему, ученики сами намечают план поиска, строят предположение (гипотезу),обдумывают способ ее проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, сравнивают, классифицируют, обобщают факты, доказывают, делают выводы».
М.Н.Скаткин утверждает, что применение технологии проблемного обучения становится возможным, когда умственное развитие детей «достигает такого уровня, что они в состоянии осуществлять самостоятельно все этапы поисковой деятельности от начала до конца в их логической последовательности».
На любом современном уроке нельзя обойтись без проблемной технологии или ее элементов. Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе. Проблемный урок отличается от других именно этапами введения и воспроизведения знаний.
Структура проблемного урока:
Цель урока | Этапы урока | Деятельность обучающихся |
ЗНАНИЕ | I. Создание проблемной ситуации | Формулирование вопроса: «Почему не получается?» |
II. Постановка учебной задачи | Формулирование темы урока и его задачи | |
III. Поиск решения | Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез | |
IV. Выражение решения | Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование. | |
V. Реализация продукта | Представление продукта учителю и классу. |
Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.
Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации, и ее осознание учащимися, возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. На основе анализа психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.
Для меня проблемное обучение дает возможность по-новому открывать знания со своими учениками. Учу детей видеть проблему, уметь задать вопрос. Вопрос выведет детей на размышление, а мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или с недоумения – иначе говоря, с противоречия. Противоречие приводит к тому, что ученик переживает интеллектуальное затруднение и осознает, что знаний недостаточно.
Существует несколько приемов и методов проблемного обучения:
1. Метод постановки учебной проблемы.
Урок математики в 3 классе.
Тема: Деление двухзначного числа на однозначное.
24:4 48:2 36:4
35:5 48:6 81:9
-Чем похожи и чем отличаются выражения?
-Найдите лишнее выражение. Почему?
-Кто догадался, что будем изучать на уроке?
-Сформулируйте тему и задачи урока.
( дети самостоятельно, без помощи учителя формулируют тему и задачи урока)
2. Диалог, подводящий к теме урока.
Урок математики в 3 классе.
Тема: Круг. Окружность.
-Посмотрите на экран.(слайд № 1) Разделите все геометрические фигуры на две группы. Запишите в тетрадь.
- Проверяем. На какие группы вы разделили? (1 5 4 6 8 - овалы; 2 3 7 - круги)
- Хорошо, молодцы! Может кто-нибудь разделил по другому? (1 3 7 8 – часть плоскости, можно найти площадь; 2 4 5 6 – просто контур)
-Верно. Молодцы! Посмотрите на следующий слайд.(слайд № 2) Какую из этих фигур можно назвать кругом? (1 или 2)
-Опять наши мнения разошлись. Чтобы узнать какая из этих фигур круг, и как называется другая фигура, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Возьмите заготовку на столе, положите в тетрадь и простым карандашом обведите её.
- Как вы думаете, как можно назвать ту кривую линию, которая у вас получилась? Подсказка: около чего мы вели эту кривую линию? (около круга)
Верно. Значит, как ее можно назвать? (окружность). Молодцы!
- Давайте вернемся к нашим фигурам на слайде. Итак, как называется 1 фигура? (круг) Вторая фигура? (окружность)
- Скажите тему нашего урока. Какие задачи нам необходимо решить в течении урока?
3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом. «яркое пятно».
1.Чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать.
(ключевое слово, тема урока)
2. Разгадайте ребус.
(отгадка, тема урока)
3. Стихотворение по теме.
4. Занимательная история.
Окружающий мир 2 класс.
Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдёт речь?
Он располагается под нами.
Там, очевидно, ходят верх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то
Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? (Здесь всё наоборот; лето в январе, реки без воды)
Какой возникает вопрос? (Что это за материк, где всё наоборот?)
4. Метод поиска решения учебной проблемы.
Урок математики в 3 классе.
Актуализация знаний.
Перед вами несколько выражений. 46:2= 24:6= 42:3=
- Значение какого выражения найти очень легко? (24:6=, табличное деление)
- Какое выражение будем выполнять вторым? (46:2=, делимое представить в виде разрядных слагаемых)
-Кто сможет подробно объяснить решение этого выражения?
46:2=(40+6):2=40:2+6:2=20+3=23
- Какой способ подойдет для решения последнего выражения? (?!)
42:3=(40+2):3=40:3+2:3=
(возникло противоречие между знанием и незнанием)
-Проблема! Что делать? (Надо искать другие слагаемые, которые будут делиться на число 3)
42:3=(21+21):3=21:3+21:3=7+7=14
42:3=(27+15):3=27:3+15:3=9+5=14
42:3=(30+12):3=30:3+12:3=10+4=14
Рассмотрели все способы. Выбрали самый удобный. После решения подобных выражений, дети понимают, что делимое надо заменить на сумму удобных слагаемых. А первое из слагаемых должно являться наибольшим числом десятков, делящихся на делитель.
5. Проблемно диалоговое обучение.
Урок окружающий мир. 2 класс система.
Тема: Ориентирование. Стороны горизонта.
- Сегодня на урок я вам приготовила видеозагадки, попробуем их разгадать
- Первая видеозагадка. (Красная Площадь)
- В какой стране находится этот объект? Как вы определили?
- Какой ориентир вам в этом помог?
Фото скульптуры «Мать Бурятия»
- Определите, в каком городе находится этот объект?
- Как определили? Какой ориентир помог?
Фотография улицы Ленина «Арбат» г.Улан-Удэ
- Какую улицу я задумала? (ул. Ленина.)
- Как определили? Ориентир?
- Что может являться ориентиром?
- Как могут помочь нам эти ориентиры?
Вывод: Ориентир выступает помощником при определении направления движения.
- Какие еще могут быть ориентиры? (Улицы, магазин и т. д.)
- Мы выяснили, какие объекты могут быть ориентирами, а что такое ориентирование? (Ответы детей.)
- Давайте наши мнения сравним с научным понятием. У вас на партах карточки. Установите взаимосвязь между словами и правильно расположите их, чтобы получилось понятие «Ориентирование».
Ориентирование – это возможность определить свое положение на местности или направление своего движения.
- У кого совпало?
- Молодцы! Вы настоящие ученые! Скажите, люди каких профессий должны уметь очень хорошо ориентироваться на местности, в которой они находятся? (моряки, летчики, искатели и т.д.)
- Хорошо, что мы живем с вами в городе. Потому что эти ориентиры помогают в городе. А теперь закройте глазки и представьте, что мы в пустыне. Ничего нет. Куда идти.
- Как вы думаете, что может быть ориентиром в пустыне?
- Посмотрите на картинки. Может уже кто-нибудь догадался? (солнце)
Вывод: в пустыне основным ориентиром в дневное время суток является Солнце.
- А как ориентироваться по Солнцу?
- Назовите тему нашего урока.
- Выдвижение и проверка гипотезы .
Урок математики по теме: «Умножение на двузначное число». Работа в группах.
- Сейчас будете по группам находить значение выражения: 56 х 21 =
- Какие есть гипотезы? С чего надо начать? Воспользуйтесь распределительным свойством умножения. (каждая группа выдвигает свои гипотезы и фиксирует на листе)
- Прокомментируйте свой способ решения. Появляются две гипотезы
50 х 20 + 6 х 1 = 1006 - ошибочная
56 х 20 + 56 х1 = 1176 – решающая
- Как проверить, какой из двух способов верный?
- Может воспользуемся каким-то прибором? (калькулятором). При умножении на калькуляторе получилось 1176
- Значит, как надо умножать на двузначное число? (Формулируют правило, сравнивают вывод с учебником)
Каждый новый урок – это элемент сложной системы взаимодействия учителя и ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.
Уроки с применением технологии проблемного обучения очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить урок по любым предметам. Конечно, работа трудоёмкая, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые упражнения для создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно, а затем применяя эти знания. Всё это отвечает запросам современного общества.
Ведь сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, владеющий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Использование проблемного подхода в обучении, позволяет достигать определенных результатов:
-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
-у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;
-возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах: «Эврика», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Совёнок», и другие конкурсы. Число участников ежегодно растет.
Высокие показатели качества знаний свидетельствуют о высоком уровне качественной успеваемости у обучающихся. Проведенная психологом диагностика, определяющая отношение к школьным предметам показала, что у ребят сформировался познавательный интерес к изучаемым предметам.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная технология позволяет спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования: «Развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья» и добиться хороших результатов. Технология проблемного обучения действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.
Список литературы:
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. СПб.: Речь, 2006.
- Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. М.: Омега, 1994.
- Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
- Сыропятова Г.И. Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе. М., 2007г.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Просвещение, 2011.
- http://nachalka 1-4.ucoz.ru
- www.school2100.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели современного образования Развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - необходимо ребенка научить умению учиться.
Деятельностный подход в начальной школе. Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить цель и находить пути и средства для ее достижения.
Проблемное обучение сочетание самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением ими готовых выводов науки процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности
Проблемная ситуация интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. пробуждается мысль Проблемная ситуация Возникает познавательная потребность формирование обобщений активизируется мышление
Решение учебных проблем развитие эмоциональной сферу учащихся развитие коммуникативных способностей развитие индивидуальности ребенка развитие творческого мышления развитие способность к самостоятельной познавательной деятельности умение быть успешным в быстро изменяющемся мире.
Михаил Николаевич Скаткин основные виды проблемного обучения проблемное изложение учебных знаний; привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний; исследовательский метод обучения.
Структура проблемного урока Цель урока Этапы урока Деятельность учащихся З Н А Н И Я I . Создание проблемной ситуации Формулирование вопроса: «Почему не получается?» II . Постановка учебной задачи Формулирование темы урока и его задачи III . Поиск решения Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез IV . Выражение решения Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование. V . Реализация продукта Представление продукта учителю и классу.
Приемы и методы проблемного обучения Метод постановки учебной проблемы 24:4 48:2 36:4 35:5 48:6 81:9 Диалог, подводящий к теме урока
Сообщение темы с мотивирующим приёмом Он располагается под нами. Там, очевидно, ходят верх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды Они в пустыне пропадают где-то Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? Какой возникает вопрос? (Что это за материк, где всё наоборот?)
46:2= 24:6= 42:3= 42:3=(40+2):3=40:3+2:3= (возникло противоречие между знанием и незнанием) -Проблема! Что делать? (Надо искать другие слагаемые, которые будут делиться на число 3) 42:3=(21+21):3=21:3+21:3=7+7=14 42:3=(27+15):3=27:3+15:3=9+5=14 42:3=(30+12):3=30:3+12:3=10+4=14 Метод поиска решения учебной проблемы
Проблемно диалоговое обучение Ориентир выступает помощником при определении направления движения. - Какие еще могут быть ориентиры? ( Улицы, магазин и т. д.) - Мы выяснили, какие объекты могут быть ориентирами, а что такое ориентирование? ( Ответы детей .) - Давайте наши мнения сравним с научным понятием. У вас на партах карточки. Установите взаимосвязь между словами и правильно расположите их, чтобы получилось понятие «Ориентирование». - Как вы думаете, что может быть ориентиром в пустыне?
Выдвижение и проверка гипотезы 56 х 21 = - Какие есть гипотезы? С чего надо начать? Воспользуйтесь распределительным свойством умножения. (каждая группа выдвигает свои гипотезы и фиксирует на листе) - Прокомментируйте свой способ решения. Появляются две гипотезы 50 х 20 + 6 х 1 = 1006 - ошибочная 56 х 20 + 56 х1 = 1176 – решающая - Как проверить, какой из двух способов верный? - Может воспользуемся каким-то прибором? (калькулятором). При умножении на калькуляторе получилось 1176
Использование проблемного подхода в обучении, позволяет достигать определенных результатов активизация мыслительной деятельности, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом; формирование положительной мотивации к изучению предметов, познавательный интерес; рост эффективности развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; рациональность организации и воспитание культуры умственного труда учащихся
Спасибо за внимание! Технология проблемного обучения позволяет спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования: Развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе
Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе.
В презентации на основе увлечения учеников моего класса был изложен материал "Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе." ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИ ЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ представлены в виде...
Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе
«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» ...
Методический семинар Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС.
Актуальность технологии проблемного обучения, применеие на уроках в начальной школе. Технология проблемного обучения развивает самостоятельную деятельность по решению учебных задач, развивает мыслител...
Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС НОО
Использование технологий проблемного обучения на уроках в начальной школе....
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В течение работы у каждого учителя накапливается бесценный опыт. Особенно я столкнулась с проблемой объяснения нового материала. Как донести новое, ещё неизвестное пытливым любопытным человечкам....
Методический семинар по теме «Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС НОО»
Материал можно использовать для методической работы учителей начальных классов....