Приёмы художественного творчества учащихся на уроках литературного чтения как средства развития творческих способностей.
учебно-методическое пособие на тему

Солодовникова Марина Борисовна
Методический конкурс «Лучшая статья об эффективном педагогическом опыте в рамках ФГОС» (март 2015)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический конкурс «Лучшая статья об эффективном педагогическом опыте в рамках ФГОС» (март 2015)

Приёмы художественного творчества учащихся на уроках литературного чтения как средства развития творческих способностей.

Творчество – это умственная гимнастика.

Творчество – это ключ для развития мышления.

Творчество – это свобода деятельности и мысли.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.

"Творчество, - считает В. Энгельгард, - самый высокий дар, каким наградила природа человека на бесконечно длительном пути его развития, наивысшее проявление человеческого духа, самый драгоценный источник радости и счастья".

Творческие способности – это стремление к познанию, умение видеть в привычном что-то нестандартное, находить необычное решение различных задач.

Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его роста и развития. Однако, возможность реализации творческого потенциала у детей не одинакова, и, как уже отмечалось раннее, это зависит от характера и качества его взаимодействия с взрослым на разных этапах детства.

 Обязательным компонентом системы начального литературного образования младшего школьника общепризнанна творческая деятельность ребёнка. Творческая деятельность предполагает работу не только на основе прочитанного, но и собственное авторское творчество. В современном обучении чтению и литературе реализуется лозунг, выдвинутый известным методистом М.А. Рыбниковой: "От маленького писателя к большому читателю".

Обычно рекомендуются такие приёмы, как чтение по ролям, творческий пересказ, графическое и словесное рисование, постановка живых картин, пантомима, драматизация, сочинения. Примеры творческих заданий на сочинение: "придумайте свои характеры для наших кочанов капусты, подумайте, где они могли встретиться, о чём разговаривать", или: "придумать историю, например, о корове, или о скрипучей двери, или о громе, или о барабане, используя мычащие, скрипящие, гремящие, лающие, визжащие и другие звучные слова".

На уроке по чтению при изучении фольклорного материала можно использовать пальчиковый театр - такая работа способствует развитию выразительности речи. Совсем не обязательно создавать специальные уроки развития, элементы таких упражнений должны присутствовать на каждом учебном занятии и методично переплетаться с программным материалом.

Можно понаблюдать за небом, облаками, окружающей природой, воздухом и составить рассказ "Наш школьный двор осенью". На практике наблюдается тот факт, что детям очень трудно даётся навык чтения, умение высказывать, выражать свои чувства.

Творческая деятельность характеризуется тем, что это деятельность в нестандартных условиях, когда учащиеся не располагают ориентировочной основой, ее необходимо предварительно найти, а затем использовать для достижения целей. В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучать, а побуждать, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. На уроках чтения посредством творческих заданий решаются следующие задачи:

  • формировать умение подбирать информацию для составления текста повествовательного характера с элементами описания (по картине, о случае из жизни, об экскурсиях, наблюдениях);
  • формировать умение озаглавливать текст;
  • формировать умение составлять план.

Учитель может использовать богатый арсенал форм, средств и приёмов театральной педагогики: сочинительство, сказкотворчество, этюды и пантомимы, театральные упражнения и игры, кукольный театр на основе содержания прочитанных произведений.

Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Цель словесного рисования приблизить ребёнка к образам, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

Творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими-либо изменениями: добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении; изменить грамматическое время глаголов; придумать, как могли разворачиваться события дальше и т.д.

Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им.

Виды театральной педагогики: пантомима - помогает через движение уяснять и объяснять содержание и форму произведения; живая картина - даёт возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определённое состояние каждого героя.  

Таким образом, все названные приёмы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному. Творческие задания, возможно, применять на уроках чтения независимо от выбранной программы. Такие задания отвечают требованиям всестороннего развития личности школьника. Творческие задания вполне приемлемы на уроках чтения, способны обогатить урок, сделать его интересным, в тоже время, отвечая требованиям и содержанию различных обучающих программ. Специальных знаний от учителя не требуют, поэтому не должны вызвать трудности в их организации и реализации.

 Характеристика различных приёмов развития творческих способностей на уроках чтения.

  1. Театрализация является творческой формой изучения учебного материала. Элементы драматизации повышают познавательную активность, создают положительный эмоциональный фон занятия.

Драматизация учебного процесса создаёт здоровьесберегающий и здоровьесозидающий эффект. Театральные игры снимают психическую и физическую утомляемость, корректируют различные стороны психики, межличностные взаимоотношения. Театральная педагогика способствует профилактике асоциального поведения и социально-педагогической реабилитации неуспешных детей.

Театр комбинирует в себе различную творческую деятельность: придумывают сценарий, исполняют роли, клеят, рисуют декорации, шьют костюмы. Во время таких занятий ребёнок учиться общаться. Театральная технология обладает огромным потенциалом в формировании у подрастающего поколения духовной культуры - системы ценностей, мотивов поведения, отражённых в мировоззрении, идейной позиции.

Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Возможно создание "Сказок на новый лад", изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение. Стихотворения трудно или даже невозможно драматизировать, но их можно читать, исполняя разные роли (поэта, внешнего наблюдателя и т.д.) Такие задания повысят интерес к литературе.

  1. Пантомима имеет также и оздоровительное значение, развивая гибкость, мелкую моторику рук; со стороны психологического здоровья - помогает преодолеть стеснительность. Возможен такой вариант: дети пытаются изобразить события, ну например, басни. Остальные учащиеся угадывают, кто угадал, показывает другую сценку и так далее. Это своего рода игра, а дети любят играть.
  2. Широко используется графическое иллюстрирование. Следует особо подчеркнуть, что изобразительная деятельность развивает не только познавательный, но и эмоциональный опыт ребенка. Из всех видов познавательных способностей, участвующих в расширении опыта ребёнка, особая роль принадлежит творческому воображению, которое формируется посредством изобразительной деятельности.

Можно делать зарисовки по мере прочтения произведений, составляя целые циклы иллюстраций, по котором в последующем можно воспроизвести прочитанное.

  1. Творческий пересказ наиболее насыщен простором для фантазии ребёнка, для творчества, как для создания нового. К тому же это хорошее упражнение для развития речи, пополнению словаря, формированию коммуникативных умений и навыков. Не требует специальной подготовки со стороны учителя.
  2. Чтение по ролям осуществимо полноценно в том случае, когда дети владеют читательскими навыками. Оно предполагает не только чтение реплик, но и передачу эмоций героя, его характера и отдельных характеристик, от того, как представляется ученику данный герой.
  3. Словесное рисование картин основано на умениях логически выстраивать предложения, пользоваться эпитетами, метафорами, олицетворениями и др. средствами выразительности, воплощать образы в рассказе. Красота изложения таких работ зависит также от лексического словарного запаса. Целесообразно последовательно обогащать словарный запас детей.
  4. Предварительная работа с текстом также служит развитию творческих способностей, ведь ребёнок выстраивает свои предположения о том, что будет изложено в произведении, создаётся "продукт" связанный монологический рассказ.

Успех выполнения творческих работ зависит от эмоций. По мнению А.В. Запорожца в ходе развития творческого потенциала ребёнка проявляется взаимосвязь эмоциональных и интеллектуальных процессов. Создание эмоциональной атмосферы задача учителя. В помощь можно избрать музыку, собственные эмоциональные переживания, анализ критики данного произведения.

Заключение

Творческие работы приемлемы на уроках чтения и должны способствовать:

1) пониманию литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознанию значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) пониманию роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижению необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умению самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Список литературы

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. - М.: Педагогический поиск, 1999. - 144с.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 205с.

Кудина Г.Н., Новолянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла.1 класс. - М., 1994. - С.5.

Лиханова Е.Н. Игра в театр. // Начальная школа плюс До и После. - М., 2003. - № 6. - С.75.

Новолодская Е.Г. Спектакли при изучении природоведения. // Уроки в начальной школе. - М., 2004. - Приложение.

Синенко п.А. Театральная педагогика в школьном пространстве. // Сибирский учитель. - М., 2003. - №6. - С.30.

Фридман Л.М. О психологии младшего школьника. // Начальная школа. - М., 2001. - №1. - С.3.

Чуракова Н.А. О курсе литературного чтения. // Начальная школа. - М., 2003. - №4. - С.13.

Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. - М., 1989. - 234 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Приёмы художественного творчества учащихся на уроках литературного чтения как средства развития творческих способностей

Творчество – это умственная гимнастика.Творчество – это ключ для развития мышления.Творчество – это свобода деятельности и мысли....

«Самостоятельная работа учащихся на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности в условиях ФГОС второго поколения».

Все приемы и задания творческого характера, о которых  идет речь, помогают на практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность уч...

Методическая статья на тему "Проектные задачи на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей"

В связи с ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни и быстро меняющимся условиям, возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к лю...

Театрализация на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей младших школьников.

Статья "Театрализация на уроках литературного чтения" рассказывает как с помощью театрализации и драматургии на уроках развиваются творческие способности школьников....

Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы.

Изобразительное творчество - одно из любимых занятий большинства детей. Этаработа требует наличие творческого воображения, знаний изобразительной грамоты,необходимый запас жизненных впечатлений и зрит...