Приёмы художественного творчества учащихся на уроках литературного чтения как средства развития творческих способностей
статья по теме
Творчество – это умственная гимнастика.
Творчество – это ключ для развития мышления.
Творчество – это свобода деятельности и мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_khudozhestvennogo_tvorchestva.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы художественного творчества учащихся на уроках литературного чтения как средства развития творческих способностей.
Творчество – это умственная гимнастика.
Творчество – это ключ для развития мышления.
Творчество – это свобода деятельности и мысли.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.
В Концепции модернизации российского образования одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека. Особого внимания требует обращение к данной проблеме в начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельностей.
Актуальность данной работы заключается в том, что в последние годы необходимы люди, мыслящие не шаблонно, способные находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Изучением данной проблемы занимались такие учёные и педагоги, как Г.Н. Кудина, З.Н. Новолянская, Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко, Д.Б. Эльконин, А.М. Матюшкина, А.В. Запорожец и другие. Эта проблема волновала всегда. Особенно она характерна для нашего государства, в котором долгие годы свободомыслящих, творческих людей притесняли и ущемляли в правах. Сейчас же политическая система страны устойчиво изменилась, есть все возможности для воспитания талантов. Для реализации данных идей необходимо дидактическое обновление образовательного процесса, создание качественно новой системы развития творческой личности. "Погружение в творчество" должно быть обеспечено грамотным сочетанием и чередованием форм, методов и приёмов организации творческой деятельности детей на каждой ступени образования с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, соблюдения принципов доступности. Таким образом, актуальность диктует вопрос о разработке креативных технологий обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Но как этого добиться? Какие проблемы могут встать на пути к цели? В чём особенности творческого воспитания? Данная работа направлена на решение этих вопросов.
Возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей и недостаточностью использования приёмов в учебном процессе.
Цель работы – обобщить приемы художественного творчества учащихся на уроках литературного чтения как средств развития творческих способностей младших школьников.
Задачи работы:
- изучение и анализ литературы по проблеме развития творческих способностей младших школьников;
- описать приемы художественного творчества учащихся на уроках литературного чтения;
- представить средства анализа эффективности деятельности по развитию творческих способностей младших школьников.
Я.А. Пономарёв разработал универсальное определение творчества - "взаимодействие, ведущее к развитию".
"Творчество, - считает В. Энгельгард, - самый высокий дар, каким наградила природа человека на бесконечно длительном пути его развития, наивысшее проявление человеческого духа, самый драгоценный источник радости и счастья".
Творческие способности – это стремление к познанию, умение видеть в привычном что-то нестандартное, находить необычное решение различных задач.
Значение творческих способностей для развития младшего школьника
Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его роста и развития. Однако, возможность реализации творческого потенциала у детей не одинакова, и, как уже отмечалось раннее, это зависит от характера и качества его взаимодействия с взрослым на разных этапах детства.
Творчество и здоровье как "норма жизни" находятся в неразрывном единстве. С одной стороны, творчество пронизывает все жизненные процессы и благотворно влияет на здоровье человека (физическое, психическое, социальное, интеллектуальное и д. р.) - выступает "нормой жизни". В то же время здоровье является своеобразным показателем творчества личности, её созидательных устремлений. Отсюда возможна и обратная связь - с помощью творчества приобщать человека к здоровому образу жизни.
Такая творческая деятельность, как театральная, влияет на преодоление двигательного автоматизма, овладение пластикой движений, формирование осанки, постановки голоса, дикции. При рисовании развивается мелкая моторика рук, что способствует выработке красивого почерка.
Формируется культура чувств детей: созидание своих ощущений, эмоций, переживаний, способность управлять ими, понимание своего внутреннего мира для достижения общего душевного комфорта. Большое значение приобретают положительные эмоциональные переживания детей, радость совместного творчества.
Одним из условий повышения воспитывающей роли урока в начальных классах является включение школьников в разнообразные виды учебной деятельности с учетом активной позиции ученика в процессе обучения, что предполагает активизацию интеллектуальной и эмоционально - волевой сферы психики.
От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.
Творческая деятельность младшего школьника на уроках чтения
Обязательным компонентом системы начального литературного образования младшего школьника общепризнанна творческая деятельность ребёнка. Творческая деятельность предполагает работу не только на основе прочитанного, но и собственное авторское творчество. В современном обучении чтению и литературе реализуется лозунг, выдвинутый известным методистом М.А. Рыбниковой: "От маленького писателя к большому читателю".
Обычно рекомендуется такие приёмы, как чтение по ролям, творческий пересказ, графическое и словесное рисование, постановка живых картин, пантомима, драматизация, сочинения. Примеры творческих заданий на сочинение: "придумайте свои характеры для наших кочанов капусты, подумайте, где они могли встретиться, о чём разговаривать", или: "придумать историю, например, о корове, или о скрипучей двери, или о громе, или о барабане, используя мычащие, скрипящие, гремящие, лающие, визжащие и другие звучные слова".
На уроке по чтению при изучении фольклорного материала можно использовать пальчиковый театр - такая работа способствует развитию выразительности речи. Совсем не обязательно создавать специальные уроки развития, элементы таких упражнений должны присутствовать на каждом учебном занятии и методично переплетаться с программным материалом.
Можно понаблюдать за небом, облаками, окружающей природой, воздухом и составить рассказ "Наш школьный двор осенью". На практике наблюдается тот факт, что детям очень трудно даётся навык чтения, умение высказывать, выражать свои чувства.
Творческая деятельность характеризуется тем, что это деятельность в нестандартных условиях, когда учащиеся не располагают ориентировочной основой, ее необходимо предварительно найти, а затем использовать для достижения целей. В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучать, а побуждать, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. На уроках чтения посредством творческих заданий решаются следующие задачи:
- формировать умение подбирать информацию для составления текста повествовательного характера с элементами описания (по картине, о случае из жизни, об экскурсиях, наблюдениях);
- формировать умение озаглавливать текст;
- формировать умение составлять план.
Учитель может использовать богатый арсенал форм, средств и приёмов театральной педагогики: сочинительство, сказкотворчество, этюды и пантомимы, театральные упражнения и игры, кукольный театр на основе содержания прочитанных произведений.
Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Цель словесного рисования приблизить ребёнка к образам, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.
Творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими-либо изменениями:
добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;
изменить грамматическое время глаголов;
придумать, как могли разворачиваться события дальше и т.д.
Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им.
Виды театральной педагогики: пантомима - помогает через движение уяснять и объяснять содержание и форму произведения; живая картина - даёт возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определённое состояние каждого героя.
Таким образом, все названные приёмы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному. Творческие задания, возможно, применять на уроках чтения независимо от выбранной программы. Такие задания отвечают требованиям всестороннего развития личности школьника. Творческие задания вполне приемлемы на уроках чтения, способны обогатить урок, сделать его интересным, в тоже время, отвечая требованиям и содержанию различных обучающих программ. Специальных знаний от учителя не требуют, поэтому не должны вызвать трудности в их организации и реализации.
Характеристика различных приёмов развития творческих способностей на уроках чтения
Театрализация является творческой формой изучения учебного материала. Сейчас театр всё чаще и многофункциональнее используется в школьном пространстве: театр - как средство психического развития, диагностики особенностей сенсорики и индивидуальной одарённости; театр как метод самопознания, естественное средство психокоррекции и способ накопления поведенческого опыта. Элементы драматизации повышают познавательную активность, создают положительный эмоциональный фон занятия.
Драматизация учебного процесса создаёт здоровьесберегающий и здоровьесозидающий эффект. Театральные игры снимают психическую и физическую утомляемость, корректируют различные стороны психики, межличностные взаимоотношения. Театральная педагогика способствует профилактике асоциального поведения и социально-педагогической реабилитации неуспешных детей.
Театр комбинирует в себе различную творческую деятельность: придумывают сценарий, исполняют роли, клеят, рисуют декорации, шьют костюмы. Во время таких занятий ребёнок учиться общаться. Театральная технология обладает огромным потенциалом в формировании у подрастающего поколения духовной культуры - системы ценностей, мотивов поведения, отражённых в мировоззрении, идейной позиции.
Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Возможно создание "Сказок на новый лад", изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение. Стихотворения трудно или даже невозможно драматизировать, но их можно читать, исполняя разные роли (поэта, внешнего наблюдателя и т.д.) Такие задания повысят интерес к литературе.
Пантомима имеет также и оздоровительное значение, развивая гибкость, мелкую моторику рук; со стороны психологического здоровья - помогает преодолеть стеснительность. Возможен такой вариант: дети пытаются изобразить события, ну например, басни. Остальные учащиеся угадывают, кто угадал, показывает другую сценку и так далее. Это своего рода игра, а дети любят играть.
Широко используется графическое иллюстрирование. Специфическое значение детской изобразительной деятельности для расширения и обогащения опыта ребёнка неоспоримо. Следует особо подчеркнуть, что изобразительная деятельность развивает не только познавательный, но и эмоциональный опыт ребенка. Детская изобразительная деятельность способствует формированию довольно сложного опыта ребёнка, основанного на его впечатлениях и переживаниях. Из всех видов познавательных способностей, участвующих в расширении опыта ребёнка, особая роль принадлежит творческому воображению, которое формируется посредством изобразительной деятельности.
Можно делать зарисовки по мере прочтения произведений, составляя целые циклы иллюстраций, по котором в последующем можно воспроизвести прочитанное. Возможно изображение чувств, образов, возникающих у читателя, можно показать в красках отношение к тому или иному герою и т.д.
Творческий пересказ наиболее насыщен простором для фантазии ребёнка, для творчества, как для создания нового. К тому же это хорошее упражнение для развития речи, пополнению словаря, формированию коммуникативных умений и навыков. Не требует специальной подготовки со стороны учителя.
Для творческого пересказа подходят все литературные жанры. Идея творческого пересказа заключается в создании нового на основе оригинального произведения: изменив какое-либо событие, изложенное в прочитанном, или рассказав историю от лица одного из героев, продолжить рассказ своими предположениями о том, что могло произойти дальше или, наоборот, в прошлом и т.д.
Чтение по ролям осуществимо полноценно в том случае, когда дети владеют читательскими навыками. Оно предполагает не только чтение реплик, но и передачу эмоций героя, его характера и отдельных характеристик, от того, как представляется ученику данный герой.
Словесное рисование картин основано на умениях логически выстраивать предложения, пользоваться эпитетами, метафорами, олицетворениями и др. средствами выразительности, воплощать образы в рассказе. Красота изложения таких работ зависит также от лексического словарного запаса. Целесообразно последовательно обогащать словарный запас детей.
Предварительная работа с текстом также служит развитию творческих способностей, ведь ребёнок выстраивает свои предположения о том, что будет изложено в произведении, создаётся "продукт" связанный монологический рассказ.
Успех выполнения творческих работ зависит от эмоций. По мнению А.В. Запорожца в ходе развития творческого потенциала ребёнка проявляется взаимосвязь эмоциональных и интеллектуальных процессов: эмоции развиваясь, интеллектуализируются, становятся "умными", обобщёнными, предвосхищающими, а процессы познавательные, функционируя в данной системе, приобретают аффективными характер и начинают выполнять особую роль смыслоразличения и смыслообразования. Создание эмоциональной атмосферы задача учителя. В помощь можно избрать музыку, собственные эмоциональные переживания, анализ критики данного произведения.
Заключение
Творческие работы приемлемы на уроках чтения и должны способствовать:
1) пониманию литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознанию значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) пониманию роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижению необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умению самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Список литературы
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. - М.: Педагогический поиск, 1999. - 144с.
Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.
Дубравина И.В. Психология. - М.: Академия, 2003. - 464с.
Дусавидский А.К. Воспитывая интерес. - М.: Знание, 1984. - 80 с.
Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. // Вопросы психологии. - М., 1980. - №2.
Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 170с.
Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков. - М.: Эксмо, 2007. - 334с.
Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. - Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 1994. - 344с.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 205с.
Кудина Г.Н., Новолянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла.1 класс. - М., 1994. - С.5.
Лиханова Е.Н. Игра в театр. // Начальная школа плюс До и После. - М., 2003. - № 6. - С.75.
Львов М.Р. Методика преподавания русского языка. - М.: Академия, 2000 - 464с.
Мукина А.Н. Клубная деятельность как средство развития творческого мышления младших школьников. // Начальная школа. - М., 2008. - №5. - С.47.
Новолодская Е.Г. Валеологические спектакли. // Начальная школа. - М., 2006. - №5. - С.12.
Новолодская Е.Г. Спектакли при изучении природоведения. // Уроки в начальной школе. - М., 2004. - Приложение.
Новолодская Е.Г. Театральная педагогика как креативная технология реализации здравотворческого подхода к образованию. // Начальная школа. - М., 2008. - № 5. - С.43.
Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Академия, 1995. - 496с.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М.: Владос, 2000. - 400с.
Реан Ю.В. Социальная педагогическая психология. - М., 1999. - 365 с.
Синенко п.А. Театральная педагогика в школьном пространстве. // Сибирский учитель. - М., 2003. - №6. - С.30.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1998. – с.288
Фридман Л.М. О психологии младшего школьника. // Начальная школа. - М., 2001. - №1. - С.3.
Чуракова Н.А. О курсе литературного чтения. // Начальная школа. - М., 2003. - №4. - С.13.
Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. - М., 1989. - 234 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...
«Самостоятельная работа учащихся на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности в условиях ФГОС второго поколения».
Все приемы и задания творческого характера, о которых идет речь, помогают на практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность уч...
Методическая статья на тему "Проектные задачи на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей"
В связи с ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни и быстро меняющимся условиям, возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к лю...
Приёмы художественного творчества учащихся на уроках литературного чтения как средства развития творческих способностей.
Методический конкурс «Лучшая статья об эффективном педагогическом опыте в рамках ФГОС» (март 2015)...
Театрализация на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей младших школьников.
Статья "Театрализация на уроках литературного чтения" рассказывает как с помощью театрализации и драматургии на уроках развиваются творческие способности школьников....
Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы.
Изобразительное творчество - одно из любимых занятий большинства детей. Этаработа требует наличие творческого воображения, знаний изобразительной грамоты,необходимый запас жизненных впечатлений и зрит...