Мастер-класс по теме: "Использование эффективных форм и приемов работы с учебником на уроках в начальной школе."
учебно-методический материал (2 класс) на тему
Мастер-класс по теме: "Использование эффективных форм и приемов работы с учебником на уроках в начальной школе."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
учителя МБОУ – СОШ № 5 им. Н. Островского г. Клинцы Брянской обл.
Шуваевой Анны Николаевны.
Тема:
«Использование эффективных форм и приёмов при работе с учебником в начальной школе»
Цель:
- Профессиональное самосовершенствование участников мастер - класса
Задачи:
- Обобщение опыта по теме «Использование эффективных форм и приёмов работы с учебником на уроках в начальной школе»
- Передача опыта путём проведения практикума и моделирования учебной ситуации по овладению содержанием учебного материала на уроках в начальной школе
План
- Вступление:
1.1. Актуальные вопросы.
1.2. Цель. Задачи.
- Основная часть:
2.1. Роль учебника в учебном процессе.
2.2. Практикум.
2.3. Моделирование.
- Заключение:
3.1.Подведение итога. Обмен мнениями.
Ход проведения мастер - класса
1.Вступление.
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Я, Шуваева Анна Николаевна рада видеть всех в родной для меня школе, хочу поделиться опытом своей работы, надеюсь на вашу поддержку , взаимное понимание и сотрудничество.
ПРОСМОТР фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»
СЛАЙД 2
Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище, бывает, что не всегда ценим и бережём её. А как же наши дети относятся к книге и учебной в частности?
Ответ может быть однозначен: приблизительно так, как главный герой мультфильма «В стране невыученных уроков» Витя Перестукин. Хотя мультфильму много лет, но и сегодня вопросы обучения и воспитания, которые поднимаются создателями мультфильма очень актуальны и даже предлагаются пути решения проблемы.
Оставим героев мультфильма и определим цель и задачи нашей встречи.
1.1.
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4
1.2.
СЛАЙД 5
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Здесь роль школьного учебника просто незаменима.
Принципиальным отличием ФГОС является не предметный , а личностный результат. Прежде всего важна личность самого ребёнка и происходящие с ней изменения.
2.Основная часть.
СЛАЙД 6
По мнению известных педагогов Д. Д. Зуевой, М. Н. Скаткиной, И. Д. Зверевой и других, учебник – это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции: информационную, систематизирующую, закрепления и самоконтроля, самообразования, интегрирующую, мотивационную и т. д.
Но учащиеся упорно не хотят и не умеют работать с учебником.
Одной из причин педагоги называют двойственную цель современного образования. С одной стороны заявлено личностно – ориентированное обучение, с другой стороны развитие личности предлагается контролировать усвоением содержания стандарта.
СЛАЙД 7
Большое внимание проблеме работы с книгой уделяла Н. К. Крупская, которая сформулировала основные правила работы с книгой.
«Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить отчёт, прочитанный материал. Вторая задача – продумать прочитанное. Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец, четвёртая задача – это дать себе отчёт, чему новому научила прочитанная книга…». Сформулированные Н. К. Крупской правила не утратили своего значения и в наши дни.
СЛАЙД 8 (Ф. И. Достоевский «Что делать»7)
Вопрос: что делать? Постараемся сделать попытку найти пути решения существующей проблемы. Насколько удачной окажется попытка , узнаем, когда завершиться наша работа. Прошу высказать свои пожелания, замечания в «Телеграмме» можно без обратного адреса. Это будет для меня полезно в дальнейшей работе с классом. Заранее благодарю.
Я работаю во втором классе по УМК «Школа России». Он имеет в своей основе системно – деятельностный подход, где ведущей является проектная деятельность ученика. Технология проектов без сомнения имеет свои плюсы.
Обращаясь к теме мастер – класса, а так же учитывая то, что отношение к делу во многом определяет результат с целью повышения мотивации у детей работы с учебником в нашем классе проводился проект « Подарок любимому учебнику»,
СЛАЙД 9, СЛАЙД10, СЛАЙД 11 ( Дети - фото, текст проекта)
Конкурсы Дневника читателя по различным номинациям.
СЛАЙД 12 (Дневники читателя – фото страниц)
Но, работая второй год по этой программе, я поняла, что есть и минусы, как в любом деле. А, именно, необходимо уделять дополнительно внимание развитию критической мыслительной деятельности учащихся. Моя тема по самообразованию – «Технология развитие критического мышления на уроках в начальной школе как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании». Руководствуясь, темой по самообразованию и темой мастер –класса хочу показать вам приёмы РКМ, которыми я владею, использую их часто на уроках. Они наиболее эффективные в работе с моим классом. Это - «фишбоун», «телеграмма», «чтение с остановками» вслух и про себя, а также незаменимые для детей этого возраста игровые приёмы, некоторые из них вы уже увидели.
СЛАЙД13, СЛАЙД14, СЛАЙД15 ( Описание приёмов)
СЛАЙД16
- Прочтите задание на экране.
- Объясните, как будете выполнять задание. Ответ давать наиболее кратко, можно по желанию, но не повторять выбор.
- Принимаю ваши обоснования и прошу сделать выбор в пользу учебника «Окружающий мир»
- Как вы думаете почему?
- Правильно. Именно этот предмет даёт нам наиболее широкие возможности по формированию личностных УУД, что является главным в формировании УУД по ФГОС.
СЛАЙД 17
- Проведём практикум, используя метод «аквариум». Прошу разделиться на две группы.
Рабочими станут 1 и 3 ряд. 1 ряд – ученики, 2 – эксперты.
Деление аудитории на две группы.
СЛАЙД 18 (Список необходимого для каждой группы участников: ученики, эксперты)
- Посмотрите на экран и приготовьте необходимое для работы на уроке, положите на край стола, всё лишнее уберите,
Смотреть: Приложение 1. Приложение 2.
СЛАЙД 19
СЛАЙД 20
- Благодарю за внимание. Желаю успехов!
СЛАЙД 21 (Литература)
Приложение 1.
Урок окружающего мира (фрагмент)
2 класс
Тема. Что такое погода
Тип урока. «Открытие» нового знания
Цель
-
Задачи
-
Планируемые УУД
-
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности.
-Здравствуйте, дети.
Проверим, ребятки,
Всё ли в порядке
Книжки, ручки
И тетрадки.
- Поднимите руку у кого были затруднения в выполнении домашнего задания,
Все справились самостоятельно. Я рада.
- Кто сделал всё сам?
- Кому помогали старшие?
Ответы детей:
- Быть самостоятельным – это очень хорошо, почти как быть взрослым. Желаю всем как можно скорее вырасти, но прежде нужно научиться быть самостоятельным.
Не забывайте учиться быть самостоятельными.
Я буду наблюдать как у вас зто получается.
2. Актуализация знаний и мотивация.
- Ребята, сегодня Вовка пришёл в школу без шапки, без тёплой куртки, в лёгких ботинках.
Как вы думаете почему он так сделал?
Ответы детей.
- На уроке мы сможем узнать что – то такое, что будет полезно не только нам , но и Вовке.
Что бы Вовка не волновался, отправим ему срочную телеграмму.
ПРИЁМ РКМ « ТЕЛЕГРАММА»
Ответы детей.
Телеграммы «отправились» на стол учителя.
- Постановка учебной задачи.
- Где нам найти ответ?
ПРИЁМ «ФИШБОУН» Вопрос на карточке: Чего не знал Вовка? «отправляется» на голову рыбы.
- Кто наш главный помощник и друг на уроке?
Ответы детей «хором»
-Учебник.
- Конечно, наш дорогой незаменимый друг – учебник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
В моём выступлении представлены методы и приёмы работы на занятиях с детьми с ограниченными возможностями....
Мастер-класс "Активные формы и методы работы с детьми с ОВЗ в начальной школе"
Цель выступления: познакомить педагогов с активными методами обучения и рассмотреть их применение в работе с детьми с ОВЗ...
Мастер-класс «Использование активных методов и приемов обучения на различных этапах урока в начальной школе».
Цель мастер-класса: научить применять активные методы и приемы обучения на различных этапах урока в начальной школе....
Мастер-класс: "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ."
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступн...
Статья. Приемы работы с текстом на уроках в начальной школе для формирования читательской грамотности
Аннотация: функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С кажды...
Эффективные формы и методы работы классного руководителя с родителями в начальной школе
Методы и формы работы с родителями...