Мастер-класс по теме: "Использование эффективных форм и приемов работы с учебником на уроках в начальной школе."
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Мастер-класс по теме: "Использование эффективных форм и приемов работы с учебником на уроках в начальной школе."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

                                                              Мастер – класс

учителя МБОУ – СОШ № 5 им. Н. Островского г. Клинцы Брянской обл.

                                         Шуваевой Анны Николаевны.

Тема:

«Использование эффективных форм и приёмов при работе с учебником в начальной школе»

Цель:

- Профессиональное самосовершенствование участников мастер - класса

Задачи:

- Обобщение опыта по теме «Использование эффективных форм и приёмов работы с учебником на уроках в начальной школе»

- Передача опыта путём проведения практикума и моделирования учебной ситуации по овладению содержанием учебного материала на уроках в начальной школе

                                                                 План

  1. Вступление:

1.1. Актуальные вопросы.

      1.2. Цель. Задачи.

  1. Основная часть:

      2.1. Роль учебника  в учебном процессе.

      2.2. Практикум.

      2.3. Моделирование.

       

  1. Заключение:

3.1.Подведение итога. Обмен мнениями.

                                             Ход проведения мастер - класса

1.Вступление.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

 Я, Шуваева Анна Николаевна рада видеть всех в  родной для меня школе, хочу поделиться опытом своей работы, надеюсь на вашу поддержку , взаимное понимание и сотрудничество.

ПРОСМОТР фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»

СЛАЙД 2

Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище, бывает, что не всегда ценим и бережём её. А как же наши дети относятся к книге и  учебной в частности?

Ответ может быть однозначен: приблизительно так, как  главный герой мультфильма «В стране невыученных уроков» Витя Перестукин. Хотя мультфильму  много лет, но и сегодня вопросы обучения и воспитания, которые поднимаются создателями мультфильма очень актуальны и даже предлагаются пути решения проблемы.

Оставим героев мультфильма и определим цель и задачи нашей встречи.

1.1.

СЛАЙД 3

 СЛАЙД 4

1.2.

 СЛАЙД 5

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Здесь роль школьного учебника просто незаменима.

Принципиальным отличием ФГОС является не предметный , а личностный результат. Прежде всего важна личность самого ребёнка и происходящие с ней изменения.

2.Основная часть.

СЛАЙД 6

По мнению известных педагогов Д. Д. Зуевой, М. Н. Скаткиной, И. Д. Зверевой и других, учебник – это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции: информационную, систематизирующую, закрепления и самоконтроля, самообразования, интегрирующую, мотивационную и т. д.

Но учащиеся упорно не хотят и не умеют работать с учебником.

Одной из причин педагоги называют двойственную цель современного образования. С одной стороны заявлено личностно – ориентированное обучение, с другой стороны развитие личности предлагается контролировать усвоением содержания стандарта.

СЛАЙД 7

Большое внимание проблеме работы с книгой уделяла Н. К. Крупская, которая сформулировала основные правила работы с книгой. 

«Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить отчёт, прочитанный материал. Вторая задача – продумать прочитанное. Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец, четвёртая задача – это дать себе отчёт, чему новому научила прочитанная книга…». Сформулированные Н. К. Крупской правила не утратили своего значения и в наши дни.

СЛАЙД 8 (Ф. И. Достоевский «Что делать»7)

Вопрос: что делать? Постараемся сделать попытку найти пути решения существующей проблемы. Насколько удачной окажется попытка , узнаем, когда завершиться наша работа. Прошу высказать свои пожелания, замечания в «Телеграмме» можно без обратного адреса. Это будет для меня полезно в дальнейшей работе с классом. Заранее благодарю.

 Я работаю во втором классе по УМК «Школа России». Он имеет в своей основе системно – деятельностный подход, где ведущей является проектная деятельность ученика. Технология проектов без сомнения имеет свои плюсы.

Обращаясь  к теме мастер – класса, а так же учитывая то, что отношение к делу во многом определяет результат с целью повышения мотивации у детей работы с учебником в нашем классе проводился проект « Подарок любимому учебнику»,

СЛАЙД 9, СЛАЙД10, СЛАЙД 11 ( Дети - фото, текст проекта)

Конкурсы Дневника читателя по различным номинациям.

СЛАЙД 12 (Дневники читателя – фото страниц)

Но, работая второй год по этой программе, я поняла, что есть и минусы, как в любом деле. А, именно, необходимо уделять дополнительно внимание развитию критической мыслительной деятельности учащихся. Моя тема по самообразованию – «Технология развитие критического мышления на уроках в начальной школе как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании». Руководствуясь, темой по самообразованию и  темой мастер –класса хочу показать вам  приёмы РКМ, которыми я владею, использую их часто на уроках. Они наиболее эффективные в работе с моим классом. Это - «фишбоун», «телеграмма», «чтение с остановками» вслух и про себя, а также незаменимые для детей этого возраста игровые приёмы, некоторые из них вы уже увидели.

СЛАЙД13, СЛАЙД14, СЛАЙД15 ( Описание приёмов)

СЛАЙД16

- Прочтите задание на экране.

- Объясните, как будете выполнять задание. Ответ давать наиболее кратко, можно  по желанию, но не повторять выбор.

- Принимаю ваши обоснования и прошу сделать выбор в пользу учебника «Окружающий мир»

- Как вы думаете почему?

- Правильно. Именно этот предмет даёт нам наиболее широкие возможности по формированию личностных УУД, что является главным в формировании УУД по ФГОС.

СЛАЙД 17

- Проведём практикум, используя метод «аквариум». Прошу разделиться на две группы.

Рабочими станут 1 и 3 ряд. 1 ряд – ученики, 2 – эксперты.

Деление  аудитории на две группы.

СЛАЙД 18 (Список необходимого для каждой группы участников: ученики, эксперты)

- Посмотрите на экран и приготовьте необходимое для работы на уроке, положите на край стола, всё лишнее уберите,

Смотреть: Приложение 1. Приложение 2.

СЛАЙД 19

СЛАЙД 20

-  Благодарю за внимание. Желаю успехов!

СЛАЙД 21 (Литература)

Приложение 1.

Урок окружающего мира (фрагмент)

2 класс

Тема. Что такое погода

Тип урока. «Открытие» нового знания

Цель

-

Задачи

-

Планируемые УУД

-

                                                                         Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности.

-Здравствуйте, дети.

  Проверим, ребятки,

  Всё ли в порядке

  Книжки, ручки

  И тетрадки.

- Поднимите руку  у кого были затруднения в выполнении домашнего задания,

Все справились самостоятельно. Я рада.

- Кто сделал всё сам?

- Кому помогали старшие?

Ответы детей:

- Быть самостоятельным – это очень хорошо, почти как быть взрослым. Желаю всем как можно скорее вырасти, но прежде нужно научиться быть самостоятельным.

Не забывайте учиться быть самостоятельными.

Я буду наблюдать как у вас зто получается.

2. Актуализация знаний и мотивация.

- Ребята, сегодня Вовка пришёл в школу без шапки, без тёплой куртки, в лёгких ботинках.

Как вы думаете почему он так сделал?

Ответы детей.

- На уроке мы сможем узнать что – то такое, что будет полезно не только нам , но и Вовке.

Что бы Вовка не волновался, отправим ему срочную телеграмму.

ПРИЁМ РКМ « ТЕЛЕГРАММА»

Ответы детей.

Телеграммы «отправились» на стол учителя.

  1. Постановка учебной задачи.

- Где нам найти  ответ?

ПРИЁМ «ФИШБОУН»  Вопрос на карточке: Чего не знал Вовка? «отправляется» на голову рыбы. 

- Кто наш главный помощник и друг на уроке?

Ответы детей «хором»

-Учебник.

- Конечно, наш дорогой незаменимый друг – учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В моём выступлении представлены методы и приёмы работы на занятиях с детьми с ограниченными возможностями....

Мастер-класс "Активные формы и методы работы с детьми с ОВЗ в начальной школе"

Цель   выступления: познакомить педагогов с активными методами обучения и рассмотреть их применение  в работе с детьми с ОВЗ...

Мастер-класс «Использование активных методов и приемов обучения на различных этапах урока в начальной школе».

Цель  мастер-класса: научить применять  активные методы и приемы обучения на различных этапах урока в начальной школе....

Мастер-класс: "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ."

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступн...

Статья. Приемы работы с текстом на уроках в начальной школе для формирования читательской грамотности

Аннотация: функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С кажды...