Исследовательский и проектный подход в обучении. Оценка метапредметных результатов через защиту проектов.
статья на тему
Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский и проектный подход в обучении.
Оценка метапредметных и личностных результатов
через защиту проектов.
Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении — это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Проработав много лет в школе, я не занималась исследовательской деятельностью и не знала, что такое проект. А 7 лет назад очень ее заинтересовалась на примере работ своей коллеги Грузиной О. П. и теперь я стала применять его часто на уроках, чем и сделала их очень разнообразными и интересными. Дети с увлечением принимают участие как в групповых, так и в индивидуальных исследовательских проектах.
Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются перенос знаний в новую ситуацию.
Проект – это самостоятельная творческая разработка учащихся. Выполняя его, привлекаются к работе родители, педагоги и общественность.
Детей надо научить «строить» проект, который имеет свою структуру.
Для того чтобы начать проект, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.
Древнегреческое слово «problema» переводится как «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить.
Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.
А самое интересное – это выдвинуть свою гипотезу.
Гипо́теза (др.-греч. ὑπόθεσις — предположение; от ὑπό — снизу, под + θέσις — тезис) — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство
Цель проекта «Зачем?» мы делаем проект
Защита проекта – наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов.
Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.
Обязательным является органическое сочетание различных организационных форм обучения. Наряду с уроком в традиционном его понимании необходимо применять уроки-семинары, практикумы, экскурсии. Применение различных организационных форм обучения оказывает положительное воздействие на развитие у учащихся познавательной самостоятельности как необходимого качества социально активной личности.
При организации обучения с применением исследовательского подхода имеет смысл регулярно проводить собеседования во внеурочной деятельности, которые позволяют осуществить разнообразные формы контроля и взаимоконтроля универсальных учебных действий учащихся. Дидактически обосновано, что они способствуют развитию межличностных контактов учителя и ученика, учащихся друг с другом.
Групповая учебная работа предполагает деление класса на несколько временных групп, бригад, звеньев, с учетом уровня знаний школьников в пределах изучаемого материала, их индивидуально-психологических особенностей, интересов и характера взаимоотношений в классе. Групповыми формами учебной работы могут быть оформление альбомов, рукописных журналов, социально - педагогических проектов, рефератов и реферативных сборников и другие.
Например, при работе группового проекта по теме, я заметила, что гиперактивный ребенок был увлечен своим заданием так, что не обращал внимания на окружающих, а был поглощен работой в своей группе. Я сделала вывод, что от организации работы группы многое зависит.
В процессе выполнения индивидуальных работ у учащихся развивается самостоятельность, целеустремленность в учебно - познавательной деятельности и в решении учебно-практических задач; формируется ответственность, деловитость, готовность преодолевать трудности, потребность самостоятельно пополнять знания, стремление целенаправленно пользоваться научно-популярной, художественной, справочной литературой, словарями, энциклопедиями; привычка систематически проверять результаты своей работы, трудовой и общественной деятельности.
Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
Сейчас и в учебниках и в рабочих тетрадях много проектов , которые дети делают группой и самостоятельно. Например, учебник «Окружающий мир» 1 класс с.58 и т.д.
Интересующие учеников проекты, которые они выполняли в течение года защищаются перед классом или параллелью. Лучшие работы защищают учащиеся на конкурсах.
Возможные критерии оценки проекта.
оригинальность темы и идеи проекта.
актуальность
удобство пользования.
оригинальность применения и сочетания и сочетания материалов;
качество выполнения практического изделия
композиционная завершенность;
дизайн изделия;
использование дополнительной информации.
Защита проекта:
чувство времени (логичность, кратность).
умение обосновать и защитить свой выбор проекта (актуальная связь с жизнью; с другими предметами)
умение аргументировано отвечать на вопросы;
В нашей начальной школе у каждого учителя есть ученики, с исследовательскими проектами которых они принимали участие в районном конкурсе «Эврика», в зональных конкурсах «Юный исследователь» и межрегиональном конкурсе в Сочи «Я - исследователь», где и были призерами и победителями
Сейчас в нашей школе в рамках внеурочной деятельности уделяется много времени проектам. Ведь бывают разные формы продуктов проектной деятельности.
- Выставка
- Газета (по правилам)
- Концерт
- Макет
- Модель
- Презентация
- Оформление кабинета
- Праздник
- Сценарий
- Учебные пособия
- Экскурсия
И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения.
Проблемы и пути решения:
Подготовка к использованию метода проектов занимает очень много времени. Кроме того, каждый преподаватель старается экономить учебное время.
- В ходе проектной деятельности должна решаться проблема, которая сформулирована самими учащимися. А как дело обстоит на практике? Зачастую учителя сами называют проблемы, которые учащиеся должны решить. А ведь проблема, которую мы выдвигаем, может не быть личностно значимой для них. В то же время учащимся трудно определить проблему самостоятельно, исходя из учебной темы. Как поступить учителю? Во-первых, существуют учебная тема и тема проекта. Вовсе необязательно они должны совпадать. Тема проекта должна быть сформулирована таким образом, чтобы в нем учащийся мог видеть скрытую проблему.
- Следующей трудностью является организация целеполагания. Чаще всего цели бывают сформулированы нечетко. Следует ставить такую цель, которая будет достижима.
- На третьем этапе проектной деятельности – этапе выдвижения гипотезы – учителя сталкиваются с новой проблемой. Зачастую учителя не до конца понимают ее назначение. Ведь гипотеза – это предполагаемый способ решения проблемы. Для ее выдвижения необходимо иметь как можно больше идей, которые должны анализироваться и подвергаться выбору только после “мозговой атаки”, а не во время ее проведения.
- Проблема в неумении составить план деятельности.
Для того чтобы формировать элементарные навыки составления плана, можно использовать обычные уроки. На уроках русского языка и литературы можно предложить написать план пересказа текста, план сочинения. На занятиях по математике можно дать задание написать план решения задачи.
- Неумение работать в команде. Во-первых, необходимо правильно сформировать
Микрогруппы и необходимо научить их работе в сотрудничестве.
- Отсутствие или недостаточный уровень развития информационных умений у учеников. Ведь они должны уметь не только находить необходимый материал из нескольких источников, но и уметь анализировать его и делать выбор.
7) Кроме того, многим учителям трудно проследить, как идет работа над проектом. Необходимо организовать не только итоговый, но и текущий и промежуточный контроль. Однако следует избегать мелочной опеки. Ведь функция преподавателя на всех этапах – консультационно-координирующая.
8) На этапе презентации, когда учащиеся предъявляют продукты своей деятельности, учитель должен воздерживаться от оценки. Здесь он является только наблюдателем. Оценка проекта осуществляется на следующем этапе – рефлексивном. Многие педагоги забывают об этом этапе и завершают проект презентацией. Однако для формирования умения самостоятельной работы важно научить обучаемого анализировать свою деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход к оценке метапредметных и предметных результатов
Данный материал адресован учителям, начинающим работать по стандартам второго поколения. Разработка была представлена на региональной научно-практической конференции"Психолого-педагогическое сопровожд...
Проектная деятельность как средство реализации метапредметного подхода в условиях ФГОС
Список литературы:1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - М., Просвещение,2010.2....
«Реализация исследовательского подхода к обучению средствами проектной деятельности на уроке окружающего мира».
исследовательская деятельность на уроке окружающего мира....
Доклад на тему: «Использование уровневого подхода в системе оценки метапредметных и предметных результатов»
Доклад на тему: «Использование уровневого подхода в системе оценки метапредметных и предметных результатов»...
Проект «Реализация системно - деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО» Проектирование урока русского языка в 1 классе по теме «Парные звонкие и глухие согласные звуки» на основе проектно-творческой деятельности
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Парные звонкие и глухие согласные звуки», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на осн...
Выступление на МО "Проектные технологии как средство формирования и оценки метапредметных результатов обучающихся"
Тема выступления «Проектные технологии как средство формирования и оценки метапредметных результатов обучающихся». Рассматривается история возникновения проектов, алгоритм проведения...
Методическая сессия «Формирование и оценка метапредметных результатов в рамках реализации системно-деятельностного подхода»
Выступление на Методической сессии" «Формирование и оценка метапредметных результатов в рамках реализации системно-деятельностного подхода»....