Исследовательский и проектный подход в обучении. Оценка метапредметных результатов через защиту проектов.
статья на тему

Лилия Рафиковна Юсупова

Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуа­ции. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школь­ник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, исполь­зовать способы приобретения знаний и опыта, побуж­дающие школьника задавать вопросы учителю, това­рищам, выяснять непонятное, углубляться в осмыс­ление знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы24.85 КБ

Предварительный просмотр:

           Исследовательский и проектный подход в обучении.

            Оценка метапредметных и личностных результатов

 через защиту проектов.

Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении — это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Проработав много лет в школе, я не занималась исследовательской деятельностью и не знала, что такое проект. А 7 лет назад очень ее заинтересовалась на примере  работ своей коллеги  Грузиной О. П.  и теперь я стала применять его часто на уроках, чем и сделала их очень разнообразными и интересными. Дети с увлечением принимают участие как в групповых, так и в индивидуальных исследовательских проектах.

Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются перенос знаний в новую ситуацию.

Проект – это самостоятельная творческая разработка учащихся. Выполняя его, привлекаются  к работе родители, педагоги и общественность.

Детей надо научить «строить» проект, который имеет свою структуру.

Для того чтобы начать проект, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.

Древнегреческое слово «problema» переводится как «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить.

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

А самое интересное – это выдвинуть свою гипотезу.

Гипо́теза (др.-греч. ὑπόθεσις — предположение; от ὑπό — снизу, под + θέσις — тезис) — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство

Цель проекта  «Зачем?» мы делаем проект

Защита проекта – наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов.

Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.

Обязательным является органическое сочетание различных организационных форм обучения. Наряду с уроком в традиционном его понимании необходимо применять уроки-семинары,   практикумы,  экскурсии. Применение различных организационных форм обучения оказывает положительное воздействие на развитие у учащихся познавательной самостоятельности как необходимого качества социально активной личности.

При организации обучения с применением исследовательского подхода имеет смысл регулярно проводить собеседования во внеурочной деятельности, которые позволяют осуществить разнообразные формы контроля и взаимоконтроля универсальных учебных действий учащихся. Дидактически обосновано, что они способствуют развитию межличностных контактов учителя и ученика, учащихся друг с другом.

Групповая учебная работа предполагает деление класса на несколько временных групп, бригад, звеньев, с учетом уровня знаний школьников в пределах изучаемого материала, их индивидуально-психологических особенностей, интересов и характера взаимоотношений в классе. Групповыми формами учебной работы могут быть оформление альбомов, рукописных журналов, социально - педагогических проектов, рефератов и реферативных сборников и другие.

Например, при работе группового проекта по теме, я заметила, что гиперактивный ребенок был увлечен своим заданием так, что не обращал внимания на окружающих, а был поглощен работой в своей группе. Я сделала вывод, что от организации работы группы многое зависит.

В процессе выполнения индивидуальных работ у учащихся развивается самостоятельность, целеустремленность в учебно - познавательной деятельности и в решении учебно-практических задач; формируется ответственность, деловитость, готовность преодолевать трудности, потребность самостоятельно пополнять знания, стремление целенаправленно пользоваться научно-популярной, художественной, справочной литературой, словарями, энциклопедиями; привычка систематически проверять результаты своей работы, трудовой и общественной деятельности.

Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными возможностями. 

Сейчас и в учебниках  и в рабочих тетрадях много проектов , которые дети делают группой и самостоятельно. Например,  учебник «Окружающий мир» 1 класс с.58 и т.д.

Интересующие учеников проекты, которые они выполняли в течение года защищаются перед классом или параллелью. Лучшие работы  защищают учащиеся на конкурсах.

Возможные критерии оценки проекта.      

оригинальность темы и идеи проекта.

актуальность

удобство пользования.

оригинальность применения и сочетания и сочетания материалов;

качество выполнения практического изделия

композиционная завершенность;

дизайн изделия;

использование дополнительной информации.

Защита проекта:

чувство времени (логичность, кратность).

умение обосновать и защитить свой выбор проекта (актуальная связь с жизнью; с другими предметами)

умение аргументировано отвечать на вопросы;

В нашей начальной школе у каждого учителя есть ученики, с исследовательскими  проектами которых они принимали участие в районном конкурсе «Эврика», в зональных конкурсах «Юный исследователь»  и межрегиональном конкурсе в Сочи «Я - исследователь», где и были призерами и победителями

Сейчас в нашей школе в рамках внеурочной деятельности уделяется много времени проектам. Ведь   бывают разные формы продуктов проектной деятельности.

  • Выставка
  • Газета   (по правилам)
  • Концерт
  • Макет
  • Модель
  • Презентация
  • Оформление кабинета
  • Праздник
  • Сценарий
  • Учебные пособия
  • Экскурсия

 И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. 

Проблемы и пути решения:

Подготовка к использованию метода проектов занимает очень много времени. Кроме того, каждый преподаватель старается экономить учебное время.

  1. В ходе проектной деятельности должна решаться проблема, которая сформулирована самими учащимися. А как дело обстоит на практике? Зачастую учителя сами называют проблемы, которые учащиеся должны решить. А ведь проблема, которую мы выдвигаем, может не быть личностно значимой для них. В то же время учащимся трудно определить проблему самостоятельно, исходя из учебной темы. Как поступить учителю? Во-первых, существуют учебная тема и тема проекта. Вовсе необязательно они должны совпадать. Тема проекта должна быть сформулирована таким образом, чтобы в нем учащийся мог видеть скрытую проблему.
  2. Следующей трудностью является организация  целеполагания. Чаще всего цели бывают сформулированы нечетко. Следует ставить такую цель, которая будет достижима.
  3. На третьем этапе проектной деятельности – этапе выдвижения гипотезы – учителя сталкиваются с новой проблемой.  Зачастую учителя не до конца понимают ее назначение. Ведь гипотеза – это предполагаемый способ решения проблемы. Для ее выдвижения необходимо иметь как можно больше идей, которые должны анализироваться и подвергаться выбору только после “мозговой атаки”, а не во время ее проведения.
  4. Проблема в неумении  составить план деятельности.

 Для того чтобы формировать элементарные навыки составления плана, можно использовать обычные уроки. На уроках русского языка и литературы можно предложить написать план пересказа текста, план сочинения. На занятиях по математике можно дать задание написать план решения задачи.

  1. Неумение работать в команде. Во-первых, необходимо правильно сформировать

 Микрогруппы и необходимо научить их работе в сотрудничестве.

  1. Отсутствие или недостаточный уровень развития информационных умений у  учеников. Ведь они должны уметь не только находить необходимый материал из нескольких источников, но и уметь анализировать его и делать выбор.

7) Кроме того,  многим учителям трудно проследить, как идет работа над проектом. Необходимо организовать не только итоговый, но и текущий и промежуточный контроль. Однако следует избегать мелочной опеки. Ведь функция преподавателя на всех этапах – консультационно-координирующая.

8) На этапе презентации, когда  учащиеся предъявляют продукты своей деятельности, учитель должен воздерживаться от оценки. Здесь он является только наблюдателем. Оценка проекта осуществляется на следующем этапе – рефлексивном. Многие педагоги забывают об этом этапе и завершают проект презентацией. Однако для формирования умения самостоятельной работы важно научить обучаемого анализировать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к оценке метапредметных и предметных результатов

Данный материал адресован учителям, начинающим работать по стандартам второго поколения. Разработка была представлена на региональной научно-практической конференции"Психолого-педагогическое сопровожд...

Проектная деятельность как средство реализации метапредметного подхода в условиях ФГОС

Список литературы:1.      Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - М., Просвещение,2010.2....

Доклад на тему: «Использование уровневого подхода в системе оценки метапредметных и предметных результатов»

Доклад на тему: «Использование уровневого подхода в системе оценки метапредметных и предметных результатов»...

Проект «Реализация системно - деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО» Проектирование урока русского языка в 1 классе по теме «Парные звонкие и глухие согласные звуки» на основе проектно-творческой деятельности

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Парные звонкие и глухие согласные звуки», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на осн...

Выступление на МО "Проектные технологии как средство формирования и оценки метапредметных результатов обучающихся"

Тема выступления «Проектные технологии как средство формирования и оценки метапредметных результатов обучающихся». Рассматривается история возникновения проектов, алгоритм проведения...

Методическая сессия «Формирование и оценка метапредметных результатов в рамках реализации системно-деятельностного подхода»

Выступление на Методической сессии" «Формирование и оценка метапредметных результатов в рамках реализации системно-деятельностного подхода»....