Проектная деятельность как средство реализации метапредметного подхода в условиях ФГОС
статья на тему

Яковлева Ирина Сергеевна

Список литературы:

1.      Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - М., Просвещение,2010.

2.      Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителей. М., Просвещение,2011.

3.      Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей. – М., Просвещение,2010.

4.      Поштарева Т.В. Формы и методы организации образовательного процесса: учебно-методическое пособие. – С., 2010.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство реализации метапредметного подхода в условиях ФГОС

 Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале ХХ столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести – метапредмет.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

 “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

В частности, образовательные системы  «Школа 2100», «Гармонии» рассматривают проектную деятельность как обязательный элемент изучения курсов «математика», «окружающий мир» и «русский язык» и рекомендуемый для всех остальных курсов. Цель ее – формирование информационной грамотности учащихся на основе  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания. Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в кружковой работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и дидактических материалов.

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

В деятельностной педагогике задачный принцип построения учебного содержания является ключевым. Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Через опыт решения серии подобных задач младшие школьники осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

Формирование умения решать проектные задачи, овладение обучающимися способами решения проектных задач помогает освоить учебно-проектную деятельность в последующем как ведущую.

 Основное отличие проекта от проектной задачи в том, что  при реализации проекта не задается порядок действий, проектировщиками определяется весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. Для решения же практической задачи учитель предлагает школьникам все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Таким образом, проектные задачи в начальной школе есть шаг к полноценной проектной деятельности в подростковой (основной) школе. Эти задачи имеют творческую  составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками стандартного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность апробирования различных путей решения. Они помогают учебному сотрудничеству, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность проб по их использованию в квазиреальных (модельных) ситуациях.

Проектная задача, как прообраз «полноценного» проекта имеет свою структуру. Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом решения проблемных ситуаций и, как правило включает в качестве основных этапов анализ,  моделирование и синтез.

Прежде всего, должна быть описана проблемная (квазиреальная, модельная) ситуации, но в этой ситуации не должна быть  напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Таким образом, формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуации должна быть такой, чтобы путей ее преодоления, а, следовательно, и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько.

На этапе моделирования исходной ситуации проводится анализ общей задачи, выделяются в ней отдельные предметные составляющие задачи, что диктует выбор соответствующих средств и способов работы с этими составляющими. На этапе синтеза полученные результаты, касающиеся отдельных сторон рассматриваемой ситуации, объединяются в единый (цельный) «продукт». При этом на этапе синтеза  вполне естественным является  возврат к этапу анализа с целью сопоставления полученных результатов с поставленной задачей и при необходимости ее коррекции.

Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. В любом случае, главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую  ситуацию, где итогом будет детский «продукт». Подобные задачи, как правило, занимают некоторое время и могут решаться как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Количество и содержание проектных задач задается деятельностной технологией, которую реализует учитель. Для решения проектных задач предусматривается время в календарно-тематическом плане (программе).  В общей сложности на решение предметных задач в начальной школе отводится 20-30% учебного времени.

Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов  в усвоении учащимися   содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.

Примеры проектных задач:

- «Солнышко»(1 класс, окружающий мир)

Задачи:

1) познакомить детей друг с другом;

2) формирование основ общения друг с другом (формирование коммуникативных УУД);

3) зафиксировать индивидуальное затруднение.

Мыслительные операции необходимые на данном занятии: аналитико-синтетическая деятельность - сравнение, анализ, обобщение.  

         

- «Барельеф. Олимпийские медали»(3 класс, технология)

Задачи:

1) формирование основ общения в группе (формирование коммуникативных УУД);

2) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания игровой ситуации;

3) выявить место и причину затруднения.

Мыслительные операции необходимые на данном занятии: аналитико-синтетическая деятельность - сравнение, анализ, обобщение.

  - «Ремонтируем школу вместе»(4 класс, математика)

Задачи:

1) формирование основ общения в паре (формирование коммуникативных УУД);

2) определить содержательные рамки диагностико-развивающего занятия:

Мыслительные операции необходимые на данном занятии: аналитико-синтетическая деятельность - сравнение, анализ, обобщение.

 

  - «Тайные иероглифы зимы»(2 класс, русский язык, окружающий мир)

Задачи:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи;

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Мыслительные операции необходимые на данном занятии: аналитико-синтетическая деятельность - сравнение, анализ, обобщение.

 Современные требования к качеству обучения в компетентностной парадигме результата образования смещают акценты от области знаний к области умений, от «знаю, что» к «знаю, как». В связи с этим в школе появляются разного рода инновации, ориентированные на указанные требования. Одно из инновационных направлений развития школы – построение проектной деятельности школьников, вернее, ее первого этапа, ориентированного на начальную школу, в которой должна происходить пропедевтика проектной деятельности подростка. Прообразом проекта в начальной школе являются проектные задачи, вокруг которых и может развернуться вся работа, связанная как с новым подходом к качеству первого этапа школьного образования, так и с подготовкой к следующему шагу – к основной школе. Проектные задачи могут дать образовательные результаты только в деятельностной технологии.

Проектная линия образовательного учреждения должна быть выстроена следующим образом: проектная задача (начальная школа) – групповые, парные, индивидуальные проекты (основная школа) – индивидуальная образовательная программа старшеклассника как завершающий весь этап школьного образования кульминационный личностно значимый проект (старшая школа).

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - М., Просвещение,2010.
  2. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителей. М., Просвещение,2011.
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей. – М., Просвещение,2010.
  4. Поштарева Т.В. Формы и методы организации образовательного процесса: учебно-методическое пособие. – С., 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных знаний и умений

Выступление на заседании районного методического объединения учителей начальных классов...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий анализировать информацию, делать выводы....

Проекная деятельность как средство реализации метапредметного подхода в условиях ФГОС

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ори...