РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья (1 класс) по теме
Урок - главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности, то есть современный урок – это развивающий урок. Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya_etap_sovremennogo_uroka.zip | 75.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Приемы интеллектуальной рефлексии.
1. Выбери верное утверждение:
Я сам не смог справиться с затруднением;
У меня не было затруднений;
Я только слушал предложения других;
Я выдвигал идеи...
2. Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы.
3. Паучок (солнышко, цветочек) – фиксация ассоциативных связей любого понятия.
4. Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.
5. Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).
Понятие Знал Узнал Хочу узнать
6. Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью
знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» - знал, «!» - новый материал (узнал) «?» - хочу узнать
7. Архивариус – вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе).
8. Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т.д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.
9. Стрелки или графики, на которых ученики изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения… - т.е. различные виды рефлексии.
10. Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.
11. Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
12.Синквейн – составление четверостишия по схеме:
первая строка – понятие, выраженное существительным,
вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),
третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,
четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.
13.Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались…
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Завтра я хочу на уроке…
14.Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с целью содержательной рефлексии:
Как бы вы назвали урок?
Что было самым важным на уроке?
Зачем мы сегодня на уроке…?
Какова тема сегодняшнего урока?
Какова цель урока?
Чему посвятим следующий урок?
Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
Что для тебя было легко (трудно)?
Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
15.Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя…):
Что мы хотели выяснить на уроке?
Что нам удалось узнать?
Мы ответили на поставленный вопрос?
Что будем делать завтра?
Что было самым важным на уроке?
Кто хочет кого-нибудь похвалить?
16.Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе). Примерный план рассуждений для ребёнка в соответствии с этапами урока:
Сначала мы рассуждали так…
Потом мы столкнулись с проблемой…
Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
Мы увидели (поняли)…Значит…
Теперь мы будем…
17.Бортовой журнал.
18.Письменная дискуссия.
19.Пчелиный улей. Приём используется после подачи нового материала. Учитель просит обсудить услышанный материал в парах и задать вопросы по материалу, который не поняли учащиеся, тем самым сразу же ликвидируются пробелы в знаниях.
20.Мудрые совы. Учащимся предлагается самостоятельно поработать над содержанием параграфа или текста учебника. После этого ребятам раздаются вопросы для его обсуждения.
Азы работы над текстом. (Найдите в тексте основные понятия и запишите их).
Ты уже знаешь последние новости? (Выберите ту информацию, которую считаете для себя новой).
Известное и неизвестное. (Найдите в тексте информацию, которая является известной и ту, которая ранее была вам неизвестна).
Что, не ждали? (Выберите из текста ту информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и представлениям).
Главная жизненная мудрость. (Постарайтесь выразить основную мысль тремя фразами. Какая из фраз является центральным высказыванием? Какие из фраз являются ключевыми?)
Поучительный вывод. (Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы важны для вашей будущей деятельности и жизни?)
Важные темы для обсуждения. (Найдите в тексте такие места и высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии).
Проанализируйте основную мысль в схемах, таблицах, графиках… (если это возможно по содержанию текста).
21.Технология развития критического мышления. После прослушанного материала или работы с текстом ученик делит листок на три части: знаю – узнал – хочу узнать. Итоги урока: выразить свои мысли в первом случае одним существительным, 2-мя прилагательными, 3-мя глаголами (это может быть набор слов или словосочетания), во втором случае – 1 предложением.
22.Работа ЗА и ПРОТИВ. Используется на заключительном этапе изучения темы. Позволяет выявить мнение большинства по данному вопросу. Ничего не комментируется, только выдвигаются аргументы. Начинают с позиции «против». Например: «Здоровый образ жизни, занятия спортом» (работают в группах: одна выдвигает тезисы «ЗА» и обосновывает их, другая группа – «ПРОТИВ» и тоже их обосновывает).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС
Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов....
«Рефлексия, как этап современного урока в рамках ФГОС»
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед » Евгений Доманский...
Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС.
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексияДать представление о классификации рефлексииПоказать конкретные вар...
Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС
Данный материал посвящен оценочной деятельности учащихся и представлен в виде «Копилки» приемов мотивации и рефлексии на разных этапах урока. Надеюсь, что представленный материал повысит мотивацию кол...
Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС
Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.Презентация помогает расскрыть тему выступле...
Рефлексия как этап современного урока в условиях реализации ФГОС
Рефлексия - это то новое, к чему стремится современная педагогика.Рефлексия помогает не только осознать пройденный урок, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравниват...
Комментарии
Ольга Вячеславовна! Спасибо
Ольга Вячеславовна! Спасибо за интересный и нужный материал!Обязательно использую его в работе.