Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Кукушбаева Гульнара Абдуллаевна

    Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. Попробовав разные способы запоминания слов с непроверяемым написанием – через рисунок, созвучия, через их комбинирование, группировку слов, стихи  ученик  сможет  выбрать себе наиболее подходящий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_doklad.docx14.61 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка

Цель: развитие мотивированных действий учащихся, направленных на повышение уровня грамотности.

Задачи:

1. Формировать навык грамотного письма.

2. Развивать орфографическую зоркость на основе всех видов памяти.

3. Прививать  любовь к родному языку.

      Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой задачи призвано сыграть применение мнемотехнических приемов.

    Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. Попробовав разные способы запоминания слов с непроверяемым написанием – через рисунок, созвучия, через их комбинирование, группировку слов, стихи  ученик  сможет  выбрать себе наиболее подходящий.

     Кроме того, успешному запоминанию в данном возрасте способствует соблюдение определенных условий:

1) установка на запоминание: у ученика должно быть желание запомнить;

2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает

    определенные эмоции;

4) образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше

    механического запоминания.

    В связи с этим были разработаны способы эффективного запоминания, которые помогут учащимся начальных классов более эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием на уроках русского языка:

1) метод зрительных ассоциаций;

I. Метод зрительных ассоциаций

больше других нравится детям. При запоминании слова с непроверяемым написанием, надо сделать рисунок,  слепить из пластилина обозначающий само слово и обыграть запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.

Требования к ассоциативному образу

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству,…

б) Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Но учитель не должен навязывать ученику свои ассоциации, так как ценность данного приёма в наличии у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
- установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
- заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
- яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
- образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Запоминание слова проходит несколько этапов  этапа:

-Запись слова(«от руки», т.к.у всех развита мышечная (моторная ) память, и записывая ,ребенок запоминает, даже не желая этого);

-запоминание(используя ассоциативные образы);

-использование этого слова в речи и письме.
-яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызываетопределенные эмоции;

-образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму (В. В. Лайло «Развитие памяти и повышение грамотности), привлечь к ней особое внимание. «Усиление» идёт за счёт образного представления материала, путём выстраивания сюжетной линии запоминания.

Эффективными способами «усиления» орфограммы являются:

1) написание в слове запоминаемой буквы по аналогии самого предмета;

2) составление ребусов;

Эти приёмы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка. Приведу примеры.

Чтобы слово понять,

Никогда не забывать,

Его надо рисовать

И в картинках представлять

А ещё уметь слепить

Чтобы память укрепить

Далее представляю видеоролик из практики работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах

Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и мет...

Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов.

Материал для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка...

Изучение словарных слов на уроках русского языка в начальной школе на тему ОГОРОД

Данная разработка может быть использована на  уроках русского языка при изучении слов на тему "ОГОРОД"...

Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка и литературного чтения.

Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путём использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой за...

Методическое пособие «Запоминай-ка» как средство развития памяти с использованием мнемотехники при изучении словарных слов на уроках русского языка во 2 классе

Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой за...

Методическая разработка "Система работы изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах"

Для успешного запоминания слов с непроверяемыми написаниями наряду с традиционной моделью передачи знаний в разработке показаны нетрадиционные методы и приёмы изучения словарных слов, которые напрвлен...

Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах.

      Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и методов изучения с...