Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)
Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. Попробовав разные способы запоминания слов с непроверяемым написанием – через рисунок, созвучия, через их комбинирование, группировку слов, стихи ученик сможет выбрать себе наиболее подходящий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка
Цель: развитие мотивированных действий учащихся, направленных на повышение уровня грамотности.
Задачи:
1. Формировать навык грамотного письма.
2. Развивать орфографическую зоркость на основе всех видов памяти.
3. Прививать любовь к родному языку.
Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой задачи призвано сыграть применение мнемотехнических приемов.
Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. Попробовав разные способы запоминания слов с непроверяемым написанием – через рисунок, созвучия, через их комбинирование, группировку слов, стихи ученик сможет выбрать себе наиболее подходящий.
Кроме того, успешному запоминанию в данном возрасте способствует соблюдение определенных условий:
1) установка на запоминание: у ученика должно быть желание запомнить;
2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает
определенные эмоции;
4) образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше
механического запоминания.
В связи с этим были разработаны способы эффективного запоминания, которые помогут учащимся начальных классов более эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием на уроках русского языка:
1) метод зрительных ассоциаций;
I. Метод зрительных ассоциаций
больше других нравится детям. При запоминании слова с непроверяемым написанием, надо сделать рисунок, слепить из пластилина обозначающий само слово и обыграть запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.
Требования к ассоциативному образу
а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству,…
б) Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Но учитель не должен навязывать ученику свои ассоциации, так как ценность данного приёма в наличии у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
- установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
- заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
- яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
- образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Запоминание слова проходит несколько этапов этапа:
-Запись слова(«от руки», т.к.у всех развита мышечная (моторная ) память, и записывая ,ребенок запоминает, даже не желая этого);
-запоминание(используя ассоциативные образы);
-использование этого слова в речи и письме.
-яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызываетопределенные эмоции;
-образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму (В. В. Лайло «Развитие памяти и повышение грамотности), привлечь к ней особое внимание. «Усиление» идёт за счёт образного представления материала, путём выстраивания сюжетной линии запоминания.
Эффективными способами «усиления» орфограммы являются:
1) написание в слове запоминаемой буквы по аналогии самого предмета;
2) составление ребусов;
Эти приёмы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка. Приведу примеры.
Чтобы слово понять,
Никогда не забывать,
Его надо рисовать
И в картинках представлять
А ещё уметь слепить
Чтобы память укрепить
Далее представляю видеоролик из практики работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-226388-1480090994.jpg)
Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах
Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и мет...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/01/picture-700325-1446397399.jpg)
Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов.
Материал для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/24/picture-1124604-1553439885.jpg)
Изучение словарных слов на уроках русского языка в начальной школе на тему ОГОРОД
Данная разработка может быть использована на уроках русского языка при изучении слов на тему "ОГОРОД"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/27/picture-995447-1574838874.jpg)
Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка и литературного чтения.
Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путём использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой за...
Методическое пособие «Запоминай-ка» как средство развития памяти с использованием мнемотехники при изучении словарных слов на уроках русского языка во 2 классе
Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой за...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/26/picture-142361-1353937002.jpg)
Методическая разработка "Система работы изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах"
Для успешного запоминания слов с непроверяемыми написаниями наряду с традиционной моделью передачи знаний в разработке показаны нетрадиционные методы и приёмы изучения словарных слов, которые напрвлен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-226388-1480090994.jpg)
Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах.
Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и методов изучения с...