Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов.
презентация к уроку по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Материал для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_mnemotehniki.doc | 552 КБ |
priemy_mnemotehniki.ppt | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов.
Цель: развитие мотивированных действий учащихся, направленных на повышение уровня грамотности.
Задачи:
1. Формировать навык грамотного письма.
2. Развивать орфографическую зоркость на основе всех видов памяти.
3. Прививать любовь к родному языку.
Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой задачи призвано сыграть применение мнемотехнических приемов.
Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. Попробовав разные способы запоминания слов с непроверяемым написанием – через рисунок, созвучия, через их комбинирование, группировку слов, стихи ученик сможет выбрать себе наиболее подходящий.
Кроме того, успешному запоминанию в данном возрасте способствует соблюдение определенных условий:
1) установка на запоминание: у ученика должно быть желание запомнить;
2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает
определенные эмоции;
4) образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше
механического запоминания.
В связи с этим были разработаны способы эффективного запоминания, которые помогут учащимся начальных классов более эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием на уроках русского языка:
1) метод зрительных ассоциаций;
2) метод звуковых ассоциаций;
3) метод группировки или мнемосистема «связей»;
4) стихи, рассказы, сказки, ребусы,
5) этимологический анализ слов.
I. Метод зрительных ассоциаций
больше других нравится детям. При запоминании слова с непроверяемым написанием, надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.
1.Заяц
Сегодня я расскажу вам сказку о зайце. Жил на свете заяц.
Был он очень хвастливым и часто повторял: “Я! Я! Я!”
Но как только раздавался в лесу малейший шорох, то заяц начинал шептать: “Я… Я…” и прятался под куст. Найдите в слове “заяц” его хвастливое восклицание.
2.Комната
На доске появляются картинки с изображением треугольной
(как запоминаемая буква А) занавески на окне, находящейся в комнате.
Дети в своих словариках пишут слово комната — вместо безударной
непроверяемой гласной по своему усмотрению рисуют картинку с изображением треугольной (как запоминаемая буква А) занавески на окне, находящейся в комнате.
Другие варианты изображений:
II. Метод звуковых (фонетических) ассоциаций
предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и слова с непроверяемым написанием особенно удачна.
- Завтрак. Завтра.
Созвучное ему слово – рак. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: «На завтрак рак». Это слово запомнить легче при помощи метода звуковых ассоциаций, чем, если бы мы обыгрывали запоминаемую букву «а» через рисунок. А придуманная фраза хорошо звучит, легко запоминается и хорошо представляется.
Приеду завтра,
Привезу завтрак,
На завтрак - рак,
Кричи: «Уpa!»
- Костюм, пальто
Костюм носит Костя, пальто Паша.
- Петух
Петуха спросили дети:
«От чего зовут вас Петей?»
Петушок ответил детям:
«Хорошо умею петь я!
Возможные варианты аудиальных ассоциаций:
Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Катя у калитки; Катя на картине; Оля на портрете; два Коли в коридоре; девочка дежурная; комната Наты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги.
III. Мнемосистема «связей» (метод группировки).
способствует эффективному запоминанию слов с непроверяемым написанием. Он заключается в следующем:
– запоминание происходит легче, если ребенок мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
– объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться».
Рекомендуется записывать не более 5 – 7 слов, поскольку за один раз человек способен воспринять от 5 до 9 элементов.
- Быстро, весело, скоро, хорошо
Как ездить на велосипеде? Быстро, весело, скоро, хорошо!
- Работа, сапоги, пальто, машина, завод
Папа собрался на работу, надел сапоги, пальто.
Сел в машину и поехал на завод.
Аналогичные задания:
IV. Cтихи, рассказы, сказки, ребусы.
относятся к эффективным способам запоминания при изучении слов с непроверяемым написанием, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.
Стихи:
- Салют, ужин
Знаем, что салют всегда Но запомни, букву «и»
Пишем только с буквой «а»! В слове ужин ты пиши!
- Карандаш
Карандаш мы подточили,
Букву «а» в нём получили!
Ребусы:
V. Этимологический анализ слов
является одним из средств, обеспечивающих осмысленность, усвоение орфографического облика слова и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний.
Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова, позволяет мотивировать его современное написание, т. е. найти опору для запоминания их современного графического облика. Целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опору для запоминания.
- Береза
Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.
- Ботинок
Ботинок – от слова «боты». В переводе с французского «ботт» - сапог.
Данные способы эффективного запоминания целесообразно применять на первом уроке знакомства с новым словом с непроверяемым написанием.
Предлагаемые способы запоминания (как и всякая тренировка) работают при систематическом их применении.
Не все слова с непроверяемым написанием можно запоминать с помощью мнемотехнических приемов, т. к. не ко всем словам можно подобрать соответствующие ассоциации. Поэтому при изучении слов с непроверяемым написанием не следует отказываться от традиционного способа запоминания, рассчитанного на механическое запоминание зрительного образа слова. Эффективные способы запоминания не подменяют существующие традиционные методы изучения правописания на уроках русского языка, а лишь дополняют и обогащают их.
Вывод:
Таким образом, информация, подкрепленная эмоциями, фиксируется в памяти лучше. И чем больше ученики при придумывании сюжета картинок, стихов используют опыт, тем лучше будет результат. Выполнение задания будет способствовать более точному выражению учениками своих мыслей и переживаний, выработке мотивированных действий, направленных на повышение уровня грамотности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: развитие мотивированных действий учащихся, направленных на повышение уровня грамотности . Задачи: 1. Формировать навык грамотного письма. 2.Развивать орфографическую зоркость на основе всех видов памяти. 3.Воспитвать любовь к родному языку.
Установка на запоминание Заинтересованность Яркость восприятия Образность запечатления
Способы эффективного запоминания Метод зрительных ассоциаций. Метод звуковых ассоциаций. Мнемосистема «связей» (метод группировки). Стихи, рассказы, сказки, ребусы. Этимологический анализ слов.
Метод зрительных ассоциаций Слова с безударной гласной О
Слова с удвоенной согласной Слова с безударной гласной А
Метод звуковых ассоциаций П е т уха спросили дети: «От чего зовут вас П е т ей?» П е т ушок ответил детям: «Хорошо умею п е т ь я!». Приеду завт ра , Привезу завт ра к, На завтрак - ра к, Кричи: «У pa !». К о ст юм носит К о с тя, п а льто П а ша. Возможные варианты аудиальных ассоциаций: П е тя п е тушок; м ё д для м е дведя; у С о ни с о бака; у М а ши м а шина; К а тя у к а литки; К а тя на к а ртине; О ля на п о ртрете; К о л и в к о р и доре; д е вочка д е журная; комн а та Н а ты; тр а вма в тр а мвае; р и с на р и сунке; не ур о ним ур о жай; дома из д е рева в д е ревне; д о роги д о роги.
Мысленное представление предметов, явления или действия; Объединённые в группы предметы должны оживать. Как ездить на велосипеде? Быстр о , весел о , скор о , хорош о !
К а р а ндаш мы подточили, Букву «а» в нём получили! Знаем, что с а лют Пишем только с буквой « а »! Но запомни, букву « и » В слове уж и н ты пиши.
Б е рёза в старину означало «ясный, светлый». От этого же корня образовалось слово «белый». Б е рёза – дерево с б е лой корой, б е лая б е рёза. Б о тинок – от слова «б о ты». В переводе с французского «б о тт» - сапог
Данные способы запоминания целесообразно применять на первом уроке знакомства с новым словарным словом. Предлагаемые способы запоминания эффективны при систематическом их применении. Не все слова с непроверяемым написанием можно запоминать с помощью мнемотехнических приёмов, т. к. не ко всем словам можно подобрать соответствующую ассоциацию.
Вывод: Информация, подкрепленная эмоциями, фиксируется в памяти лучше. Чем больше ученики при придумывании сюжета картинок, стихов используют опыт, тем лучше будет результат. Выполнение задания будет способствовать более точному выражению учениками своих мыслей и переживаний, выработке мотивированных действий, направленных на повышение уровня грамотности.
Ссылки http://www.proshkolu.ru/user/3nfhnf1948ujl/file/5339491/ А http://st.gdefon.ru/wallpapers_original/179052_(www.GdeFon.ru).jpg нежный фон http://www.proshkolu.ru/user/3nfhnf1948ujl/file/5339489/ О http://ua.convdocs.org/docs/index-147217.html уголок гжель http://static.starlook.ru/img/3774819.image_page_big.3045953671.jpg уголок гжель Автор шаблона Пасечник Елена Аркадьевна, учитель истории МБОУ «СОШ №6» г. Братска Иркутской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"
Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"...
Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"
Доклад "Испоьзование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"...
Использование этимологического анализа и приемов мнемотехники при изучении словарных слов
Существует много различных приемов обучения для решения проблемы написания так называемых словарных слов. Появилось много ...
Мастер- класс "Инновационные приемы работы при изучении словарных слов"
В методической разработке в русле разработанной автором комплексной методики повышения грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе рассматриваются теоретические и практи...
Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка и литературного чтения.
Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путём использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой за...
Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка
Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти. Мышление учащихся начальных к...
Методическое пособие «Запоминай-ка» как средство развития памяти с использованием мнемотехники при изучении словарных слов на уроках русского языка во 2 классе
Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой за...