"Организация проектной деятельности в школе"
статья на тему

Пяткова Надежда Ивановна
В статье кратко описывается структура проектов, виды, этапы работы, паспорт проекта,возможные "подводные камни" во врем работы над проектом. Материал будет полезен учителям и учащимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_shkole.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности в школе

    Проектная деятельность рассматривается как форма организации учебной и внеурочной деятельности, способствующей развитию интереса к исследовательской и творческой активности учащихся.

   Проект – вид деятельности, синтезирующий в себе элементы игровой, познавательной, исследовательской, ценностно-ориентированной, творческой деятельности, направленный на создание продукта, обладающего субъективной, а иногда и объективной новизной. Это определяет метод проекта.

   В результате проектной деятельности учащиеся должны проявить творческий подход, самостоятельность в поиске, анализе и отборе нужной информации по заданной теме, обрести собственный практический опыт в области исследований. В результате проделанной работы создать продукт, имеющий значимость для автора или авторов и окружающих.

Проект должен иметь:

  • значимую в творческом плане проблему, задачу, требующую интегрированного знания, исследовательского поиска;
  • практическую, теоретическую и познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельную, групповую или парную деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части (с указанием поэтапных результатов);
  • определение методов деятельности.

Проект должен иметь четко сформулированные цели.

Этапы исполнения:

1. Определение темы проекта, ее актуальность, распределение объема работы между участниками, выявление потенциально сложных элементов в работе.

2. Сбор материала.

3. Обработка накопленного материала.

4. Творческий отчет о проделанной работе каждого участника руководителю, в группе, в классе.

5. Доработка, техническое исполнение.

6. Защита.

7. Популяризация исследований в учебном коллективе. Выступление на конференции (урок-конференция, школьная конференция и т.п.)

Роль педагога в ходе работы учащихся над проектом

    На каждом этапе работы деятельность учеников по необходимости корректируется педагогом, который выступает в роли помощника, консультанта.

   Задача учителя не передавать свои знания и умения, как это происходит во время урочной деятельности, а лишь направлять деятельность учащихся, провоцировать вопросы, создавать проблемные ситуации, способствующие приобретению новых знаний.

Структура проекта

        Во введении надо обязательно отразить актуальность темы исследования. Актуальность и будет обоснованием выбора. Необходимо четко сформулировать цель работы и несколько задач (4-5), помогающих выполнению цели. Введение не должно превышать 1-2 страницы.

    В главе «Объект и методика исследования» указывается, что является объектом, какие используются методики со ссылкой на авторов, приводится описание используемых методик, конкретный ход выполнения работы.

    В обзоре литературы может быть дан обзор работ по теме проекта, анализ этих работ и в итоге делается заключение, что выполнено по теме (какие вопросы раскрыты), а что не исследовано, что предстоит сделать. Обязательно давать ссылки на литературу. Все ссылки должны быть в разделе «Литература» (в конце проекта).

    Глава «Результаты исследований» должна быть самой крупной по объему. В ней приводятся данные, полученные автором по теме проекта и их анализ. Желательно сопровождение в виде графиков, диаграмм, фотографий, рисунков, но некоторые из них могут быть приведены в приложении, так как введение их в текст работы для отдельных учеников может оказаться технически сложным.

    Выводы должны быть конкретными, небольшими, четкими и соответствовать задачам, поставленным в начале работы (не более 5-6 выводов).

    Тема, цели, уровень сложности проекта определяет и сроки работы над ним. Реализация проекта, как показывает опыт, может проходить от нескольких недель до нескольких месяцев.

    Проект может быть коллективным и индивидуальным. Вероятно, наиболее интересен и полезен групповой проект.

    Групповой проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, направленная на достижение общего результата.

Учесть и избежать «подводных камней»

    Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

    Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

    Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемые явления, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.

    Третья опасность – переоценка результатов проекта и недооценка его процесса.

   Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы.

Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом

    Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

Памятка для учащихся

(можно выполнить в виде буклета)

ПРОЕКТ

Что такое ПРОЕКТ?

Проект – это комплекс мероприятий, направленных на достижение нового результата в ходе познавательной деятельности в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов.

Какие бывают проекты?

  1. Исследовательские проекты
  2. Творческие проекты
  3. Информационные проекты
  4. Практико-ориентированные проекты

Основные этапы работы над проектом:

1.Подготовительный – определение темы, целей, задач, организация творческой группы;

2.Планирование – определение источников информации, распределение задач между участниками, установление способов презентации проекта;

3.Исследование – сбор, анализ, синтез информации, проведение эмпирических исследований, поэтапное выполнение закдач;

4.Заключительный – формулирование выводов, оформление проекта.

5.Представление (защита) проекта.

Структура проекта

1.Введение (цель, задачи)

2.Основная часть

3.Заключение.

4.Список источников информации

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Авторы проекта

Руководитель проекта

Цель

Задачи

Основная идея

Актуальность, новизна (если есть)

Этапы работы над проектом с описанием основных видов деятельности

Практическая значимость

Выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Организация проектной деятельности в школе

Организация   проектной деятельности в школе...

Организация проектной деятельности в школе. Презентация.

В презентации излагается история возникновения метода проектов, требования к учебному проекту. Названы разные виды проектов, их классификация и структура....

Презентация "Модель организации проектной деятельности в школе"

quot;Модель организации проектной деятельности в школе"...

Статья "Организация проектной деятельности в школе"

Один или несколько проектов, выполненных в школе, или мероприятие в виде общешкольного проекта с большим количеством участников, еще не дает право говорить, что в школе внедрено проектное обучение .Дл...

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе...