"Организация проектной деятельности в школе"
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_shkole.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности в школе
Проектная деятельность рассматривается как форма организации учебной и внеурочной деятельности, способствующей развитию интереса к исследовательской и творческой активности учащихся.
Проект – вид деятельности, синтезирующий в себе элементы игровой, познавательной, исследовательской, ценностно-ориентированной, творческой деятельности, направленный на создание продукта, обладающего субъективной, а иногда и объективной новизной. Это определяет метод проекта.
В результате проектной деятельности учащиеся должны проявить творческий подход, самостоятельность в поиске, анализе и отборе нужной информации по заданной теме, обрести собственный практический опыт в области исследований. В результате проделанной работы создать продукт, имеющий значимость для автора или авторов и окружающих.
Проект должен иметь:
- значимую в творческом плане проблему, задачу, требующую интегрированного знания, исследовательского поиска;
- практическую, теоретическую и познавательную значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельную, групповую или парную деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части (с указанием поэтапных результатов);
- определение методов деятельности.
Проект должен иметь четко сформулированные цели.
Этапы исполнения:
1. Определение темы проекта, ее актуальность, распределение объема работы между участниками, выявление потенциально сложных элементов в работе.
2. Сбор материала.
3. Обработка накопленного материала.
4. Творческий отчет о проделанной работе каждого участника руководителю, в группе, в классе.
5. Доработка, техническое исполнение.
6. Защита.
7. Популяризация исследований в учебном коллективе. Выступление на конференции (урок-конференция, школьная конференция и т.п.)
Роль педагога в ходе работы учащихся над проектом
На каждом этапе работы деятельность учеников по необходимости корректируется педагогом, который выступает в роли помощника, консультанта.
Задача учителя не передавать свои знания и умения, как это происходит во время урочной деятельности, а лишь направлять деятельность учащихся, провоцировать вопросы, создавать проблемные ситуации, способствующие приобретению новых знаний.
Структура проекта
Во введении надо обязательно отразить актуальность темы исследования. Актуальность и будет обоснованием выбора. Необходимо четко сформулировать цель работы и несколько задач (4-5), помогающих выполнению цели. Введение не должно превышать 1-2 страницы.
В главе «Объект и методика исследования» указывается, что является объектом, какие используются методики со ссылкой на авторов, приводится описание используемых методик, конкретный ход выполнения работы.
В обзоре литературы может быть дан обзор работ по теме проекта, анализ этих работ и в итоге делается заключение, что выполнено по теме (какие вопросы раскрыты), а что не исследовано, что предстоит сделать. Обязательно давать ссылки на литературу. Все ссылки должны быть в разделе «Литература» (в конце проекта).
Глава «Результаты исследований» должна быть самой крупной по объему. В ней приводятся данные, полученные автором по теме проекта и их анализ. Желательно сопровождение в виде графиков, диаграмм, фотографий, рисунков, но некоторые из них могут быть приведены в приложении, так как введение их в текст работы для отдельных учеников может оказаться технически сложным.
Выводы должны быть конкретными, небольшими, четкими и соответствовать задачам, поставленным в начале работы (не более 5-6 выводов).
Тема, цели, уровень сложности проекта определяет и сроки работы над ним. Реализация проекта, как показывает опыт, может проходить от нескольких недель до нескольких месяцев.
Проект может быть коллективным и индивидуальным. Вероятно, наиболее интересен и полезен групповой проект.
Групповой проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, направленная на достижение общего результата.
Учесть и избежать «подводных камней»
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемые явления, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.
Третья опасность – переоценка результатов проекта и недооценка его процесса.
Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы.
Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.
Памятка для учащихся
(можно выполнить в виде буклета)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...
Организация проектной деятельности в школе
Организация проектной деятельности в школе...
Организация проектной деятельности в школе. Презентация.
В презентации излагается история возникновения метода проектов, требования к учебному проекту. Названы разные виды проектов, их классификация и структура....
Презентация "Модель организации проектной деятельности в школе"
quot;Модель организации проектной деятельности в школе"...
Статья "Организация проектной деятельности в школе"
Один или несколько проектов, выполненных в школе, или мероприятие в виде общешкольного проекта с большим количеством участников, еще не дает право говорить, что в школе внедрено проектное обучение .Дл...
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...
Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе
Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе...