Статья "Организация проектной деятельности в школе"
статья
Один или несколько проектов, выполненных в школе, или мероприятие в виде общешкольного проекта с большим количеством участников, еще не дает право говорить, что в школе внедрено проектное обучение .Для того, чтобы сформировать у обучающихся умение и навыки проектирования, нужна целостная система. Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, с подготовкой кадров, с обучением школьников :использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т.п.; обучение школьников умениям и навыкам проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии и т.д.);необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении; должны быть созданы условия для оформления результатов деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.);работа над проектом является поводом для организации, социальной практике учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки учреждения. Проектная деятельность в школе охватывает все ступени .В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты .В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности. Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, взрослые проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися.Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация-проблема, заключенная в ней и осознанная человеком; поиск способов разрешения проблемы; решение
.1.ПОИСКОВЫЙ моделирование идеальной (желаемой) ситуации; анализ имеющейся информации; определение и анализ проблемы; анализ имеющейся информации ;определение потребности в информации; сбор и изучение информации 2.АНАЛИТИЧЕСКИЙ постановки цели проекта; определение задач проекта; определение способа разрешения проблемы; анализ рисков; составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; анализ ресурсов; планирование продукта; анализ имеющейся информации; определение потребности в информации; сбор и изучение информации.3.ПРАКТИЧЕСКИЙ выполнение работ;4.ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ предварительная оценка продукта; планирование презентации и подготовка презентационных материалов презентация продукта.5.КОНТРОЛЬНЫЙ анализ результатов выполнения проекта оценка .На этапе планирования: определяются сроки предоставления результатов (конечные и промежуточные);дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы; обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта; определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения. На организационно-исследовательском этапе: расписывается последовательность выполнения проектной работы; распределяются конкретные задания; собирается и обрабатывается информация; источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет; готовятся выводы и сопоставляются с поставленными задачами и положениями гипотезы. Отчет о выполнении проектной работы должен состоять из введения, основной части, заключения и списка источников информации. Во введении:- обосновывается выбор темы работы, описывается актуальность и суть изучаемой проблемы; определяются объект и предмет исследования (только для работ исследовательского типа); формулируются положения гипотезы, цель и задачи проектной работы; описываются методы исследования, которые были применены в ходе выполнения работы; анализируются источники информации .В основной части:- описываются основные этапы и последовательность выполнения работы; обосновываются применяемые методы исследования (например, почему было выбрано анкетирование, что это за метод, какие сильные и слабые стороны этого метода); описывается существо проблемы, проведенных исследований; обосновываются результаты исследования и сопоставляются с первоначальной гипотезой. В заключении: формулируются основные выводы в соответствии с задачами проектной работы; формулируются пути решения проблем; характеризуются источники информации с точки зрения их полноты и достоверности; анализируется процесс работы (как члены группы взаимодействовали между собой, какие возникали трудности и почему, каких личных целей достигли члены группы в ходе выполнения проектной работы).Схемы, диаграммы, рисунки и пр. могут быть оформлены как в виде приложений, так и входить в текст основной части отчета .Этап представления результатов (заключительный этап) включает в себя следующие элементы: подготовка презентации результатов; публичная презентация проектной работы; анализ работы, проделанной в течение проектного периода; оценка работы проектной группы в целом и каждого её участника. Оценка работы. Проектная работа позволяет провести комплексную оценку знаний и умений в отношении каждого учащегося. Оценка должна опираться на основные элементы проектной работы и учитывать актуальность выбранной темы, качество основного продукта, и качество процесса работы. Оценка за проектную работу выставляется научными руководителями и может быть использована в качестве итоговой оценки по предмету. При выставлении оценки должны учитываться следующие параметры: наличие общего плана работы над проектом; наличие и качество формулировки положений гипотезы и основных проблем исследования; отбор методов работы и их соответствие поставленным задачам; наличие и качество отчетных материалов; наличие анализа источников информации; качество презентации .Проектная деятельность включает в себя несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном этапе: составляется общешкольный план работы над проектами; определяется общешкольная тема, объединяющая темы проектов. Так, например, общешкольными темами могут быть: Гармония .Познание. Польза. Помощь. Современный мир. Развитие. ,Наука и искусство. Я выбираю организуется обучение педагогов и учащихся в рамках проектной деятельности; проводится общение с учителями и учащимися, уже имеющими опыт данной работы. На основном этапе:- организуется выполнение проектов; освещается ход работы над проектами в школьной газете; проводится Неделя проектов на которой учащиеся защищают свои проекты на уровне класса. Мы применяем коллективную экспертную оценку проектов, которая включает самооценку учащихся, оценку педагогов, оценку одноклассников, членов НОУ организуются рефлексия и самоанализ деятельности. На заключительном этапе: лучшие проекты рекомендуются для общешкольной презентации на Фестиваль проектов каждому проекту присваивается номинация, участники награждаются;- в конце года проводятся итоги, обобщаются материалы, анализируются результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Один или несколько проектов, выполненных в школе, или мероприятие в виде общешкольного проекта с большим количеством участников, еще не дает право говорить, что в школе внедрено проектное обучение .Для того, чтобы сформировать у обучающихся умение и навыки проектирования, нужна целостная система. Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, с подготовкой кадров, с обучением школьников :использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т.п.; обучение школьников умениям и навыкам проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии и т.д.);необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении; должны быть созданы условия для оформления результатов деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.);работа над проектом является поводом для организации, социальной практике учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки учреждения. Проектная деятельность в школе охватывает все ступени .В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты .В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности. Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, взрослые проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися.Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация-проблема, заключенная в ней и осознанная человеком; поиск способов разрешения проблемы; решение
.1.ПОИСКОВЫЙ моделирование идеальной (желаемой) ситуации; анализ имеющейся информации; определение и анализ проблемы; анализ имеющейся информации ;определение потребности в информации; сбор и изучение информации 2.АНАЛИТИЧЕСКИЙ постановки цели проекта; определение задач проекта; определение способа разрешения проблемы; анализ рисков; составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; анализ ресурсов; планирование продукта; анализ имеющейся информации; определение потребности в информации; сбор и изучение информации.3.ПРАКТИЧЕСКИЙ выполнение работ;4.ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ предварительная оценка продукта; планирование презентации и подготовка презентационных материалов презентация продукта.5.КОНТРОЛЬНЫЙ анализ результатов выполнения проекта оценка .На этапе планирования: определяются сроки предоставления результатов (конечные и промежуточные);дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы; обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта; определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения. На организационно-исследовательском этапе: расписывается последовательность выполнения проектной работы; распределяются конкретные задания; собирается и обрабатывается информация; источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет; готовятся выводы и сопоставляются с поставленными задачами и положениями гипотезы. Отчет о выполнении проектной работы должен состоять из введения, основной части, заключения и списка источников информации. Во введении:- обосновывается выбор темы работы, описывается актуальность и суть изучаемой проблемы; определяются объект и предмет исследования (только для работ исследовательского типа); формулируются положения гипотезы, цель и задачи проектной работы; описываются методы исследования, которые были применены в ходе выполнения работы; анализируются источники информации .В основной части:- описываются основные этапы и последовательность выполнения работы; обосновываются применяемые методы исследования (например, почему было выбрано анкетирование, что это за метод, какие сильные и слабые стороны этого метода); описывается существо проблемы, проведенных исследований; обосновываются результаты исследования и сопоставляются с первоначальной гипотезой. В заключении: формулируются основные выводы в соответствии с задачами проектной работы; формулируются пути решения проблем; характеризуются источники информации с точки зрения их полноты и достоверности; анализируется процесс работы (как члены группы взаимодействовали между собой, какие возникали трудности и почему, каких личных целей достигли члены группы в ходе выполнения проектной работы).Схемы, диаграммы, рисунки и пр. могут быть оформлены как в виде приложений, так и входить в текст основной части отчета .Этап представления результатов (заключительный этап) включает в себя следующие элементы: подготовка презентации результатов; публичная презентация проектной работы; анализ работы, проделанной в течение проектного периода; оценка работы проектной группы в целом и каждого её участника. Оценка работы. Проектная работа позволяет провести комплексную оценку знаний и умений в отношении каждого учащегося. Оценка должна опираться на основные элементы проектной работы и учитывать актуальность выбранной темы, качество основного продукта, и качество процесса работы. Оценка за проектную работу выставляется научными руководителями и может быть использована в качестве итоговой оценки по предмету. При выставлении оценки должны учитываться следующие параметры: наличие общего плана работы над проектом; наличие и качество формулировки положений гипотезы и основных проблем исследования; отбор методов работы и их соответствие поставленным задачам; наличие и качество отчетных материалов; наличие анализа источников информации; качество презентации .Проектная деятельность включает в себя несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном этапе: составляется общешкольный план работы над проектами; определяется общешкольная тема, объединяющая темы проектов. Так, например, общешкольными темами могут быть: Гармония .Познание. Польза. Помощь. Современный мир. Развитие. ,Наука и искусство. Я выбираю организуется обучение педагогов и учащихся в рамках проектной деятельности; проводится общение с учителями и учащимися, уже имеющими опыт данной работы. На основном этапе:- организуется выполнение проектов; освещается ход работы над проектами в школьной газете; проводится Неделя проектов на которой учащиеся защищают свои проекты на уровне класса. Мы применяем коллективную экспертную оценку проектов, которая включает самооценку учащихся, оценку педагогов, оценку одноклассников, членов НОУ организуются рефлексия и самоанализ деятельности. На заключительном этапе: лучшие проекты рекомендуются для общешкольной презентации на Фестиваль проектов каждому проекту присваивается номинация, участники награждаются;- в конце года проводятся итоги, обобщаются материалы, анализируются результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в школе
В статье дается теория работы с проектом в начальной школе....
проектная деятельность в школе
доклад по теме: "Проектная деятельность в школе"...
Разработка по теме:"Проект и проектная деятельность в школе"
Адресная направленность разработки:максимально полезноым ресурс окажется для заместителя директора по учебно-воспитательной работы,учителям ,целенаправленно работающим по теме:"Проект и проектная деят...
Разработка по теме:"Проект и проектная деятельность в школе"
Адресная направленность разработки:максимально полезноым ресурс окажется для заместителя директора по учебно-воспитательной работы,учителям ,целенаправленно работающим по теме:"Проект и проектная деят...
научно-методический подход к проектной деятельности в школе
научно-методический подход к проектной деятельности в школе...
Проектная деятельность начальной школе.
Работая в школе учителем начальных классов не первый год, я наблюдала как учащиеся среднего и старшего звена участвовали в различных творческих конкурсах, олимпиадах и к...
Организация проектной деятельности в школе
Организация проектной деятельности в школе...