Выступление на педагогическом совете-10.01.17 на тему: "Игровые технологии в начальной школе"
статья на тему
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах…»
(выдающийся советский и российский педагог Ш.А. Амонашвили)
У каждого человека в жизни есть своя мечта. Я с детства мечтала стать учителем начальных классов. Моя мечта сбылась 1 сентября 2015 года, когда я впервые вошла на порог МОБУ СОШ №35 г. Таганрога в роли учителя начальных классов.
Учительскую дорогу я выбрала сама. Спустя год работы, понимаю, что она не очень легка. Но я нашла свой путь – быть с детьми.
Профессия учителя – одна из самых важных, трудных, интересных и творческих. И это именно то, что приносит мне радость и чувство полноты жизни. Я ощущаю себя на своём месте, я даже не представляю себя в какой-то другой роли!
Не смотря на свой маленький опыт работы в школе, я уже чувствую огромную ответственность за их обучение и воспитание. Каждый день на меня смотрят горящие глаза учеников. Они ждут от меня чего-то нового, интересного. Самая главная моя задача на данном этапе – суметь сохранить в процессе обучения их интерес к знаниям.
В моей педагогической практике я нахожусь постоянно в поиске совершенствования методов преподавания, не боюсь экспериментировать. И вот однажды я решила задать себе вопрос: «Что у меня хорошо получается?».
Я работаю в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Важной особенностью системы на мой взгляд является то, что процесс обучения в ней - это как развитие личности ребенка. Для себя я сделала вывод, что обучение должно быть личностно ориентированным и огромное значение для активизации учебной деятельности, развития творческих способностей каждого ученика имеют игровые технологии.
Мне очень близки слова советского педагога-новатора В.А.Сухомлинского: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Поэтому я с уверенностью могу сказать, что игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые технологии в начальной школе | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА-2017»
НОМИНАЦИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ»
У МЕНЯ ЭТО ХОРОШО ПОЛУЧАЕТСЯ
Копистко Валентина Александровна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №35
г. Таганрога
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах…»
(выдающийся советский и российский педагог Ш.А. Амонашвили)
У каждого человека в жизни есть своя мечта. Я с детства мечтала стать учителем начальных классов. Моя мечта сбылась 1 сентября 2015 года, когда я впервые вошла на порог МОБУ СОШ №35 г. Таганрога в роли учителя начальных классов.
Учительскую дорогу я выбрала сама. Спустя год работы, понимаю, что она не очень легка. Но я нашла свой путь – быть с детьми.
Профессия учителя – одна из самых важных, трудных, интересных и творческих. И это именно то, что приносит мне радость и чувство полноты жизни. Я ощущаю себя на своём месте, я даже не представляю себя в какой-то другой роли!
Не смотря на свой маленький опыт работы в школе, я уже чувствую огромную ответственность за их обучение и воспитание. Каждый день на меня смотрят горящие глаза учеников. Они ждут от меня чего-то нового, интересного. Самая главная моя задача на данном этапе – суметь сохранить в процессе обучения их интерес к знаниям.
В моей педагогической практике я нахожусь постоянно в поиске совершенствования методов преподавания, не боюсь экспериментировать. И вот однажды я решила задать себе вопрос: «Что у меня хорошо получается?».
Я работаю в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Важной особенностью системы на мой взгляд является то, что процесс обучения в ней - это как развитие личности ребенка. Для себя я сделала вывод, что обучение должно быть личностно ориентированным и огромное значение для активизации учебной деятельности, развития творческих способностей каждого ученика имеют игровые технологии.
Мне очень близки слова советского педагога-новатора В.А.Сухомлинского: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Поэтому я с уверенностью могу сказать, что игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий и их применение на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна.
Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения известных отечественных педагогов. Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский). Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтьев).
В возрастной периодизации детей Д.Б. Эльконин особую роль отвел ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования.
Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского.
В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В процессе обучения я увидела, что можно с лёгкостью снять психологическое утомление у учеников во время занятий; ее включаю в каждый урок для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.
В практике моей работы игра как технология проведения урока заняла прочное место и у меня выработались определенные принципы ее проведения:
1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.
2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.
3. Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.
4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя.
5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.
Какое значение имеют игровые технологии в обучении?
Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, мне удаётся внедрение игровой деятельности использовать в следующих случаях:
-в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
-как элемент более обширной технологии;
-в качестве урока (занятия), и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
-как технологию внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», в связи с этим, мне как учителю приходиться организовать и координировать игровую деятельность детей.
Следует помнить, что реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий должна соответствовать основным направлениям:
1.Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
2.Учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;
3.В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
4.Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игры на уроках русского языка в начальной школе.
Надо сказать, что роль учителя остается значительной на всем протяжении игры. Я считаю, что эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней учителя, от его заинтересованности в результатах. Я в процессе проведения уроков по русскому языку заметила, что не все школьники одновременно усваивают игровые правила, поэтому продолжаю помогать им в процессе игры.
Эту помощь делаю по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их участия.
Например, во 2 классе по учебнику А. В. Поляковой при изучении темы - "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях" я применяю следующие игровые технологии:
-Игра 1 "Назови полное имя"
Придя в школу, не все дети знают свои полные имена, а уж имена родителей, бабушек и дедушек тем более.
Учитель бросает мяч любому ученику каждый ребенок называет свое полное имя. Так же можно играть на запоминание имен родственников (имя, отчество).
В этой игре ребятам можно рассказать о самом распространенном имени в мире, о самом длинном имени.
Самое длинное женское имя придумали жители Гавайских островов, нам бы не хватило ширины всей доски, чтобы его записать, т.к. в нем 65 только согласных букв.
- Самое распространенное имя в мире - Иван (по-русски),
- Иойннэс (по-греко-византийски),
- Иоганн (по-немецки),
- Юхан (по-фински и по-эстонски),
- Джованни (по-итальянски),
- Джон (по-английски),
- Ян (по-польски),
- Жан (по-французски),
- Иванэ (по-грузински),
- Ованес (по-армянски),
- Жоан (по-португальски),
- Он - (по-болгарски).
- У нас в классе есть дети с одинаковыми именами? (Да.)
- Как различить таких людей? (По фамилиям.)
- А бывает ли, что фамилии у людей одинаковые, но при этом они не являются родственниками?
- Как таких людей называют? (Однофамильцы.)
Это интересно: Одна из самых распространенных фамилий в нашей стране - Кузнецов. У других народов тоже очень часты фамилии с основой, означающей 'кузнец'. Например, самая частая английская фамилия - Смит, немецкая - Шмидт.
-Игра 2- "Значение имени".
Здесь же рассказывается о том, что слово имя очень древнее. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис, что означает "совенок". У древних греков встречаются имена Фока - "тюлень", Хризис - "золото". Вот несколько русских имен, которые давались по внешности человека: Mал, Кудряш, Черныш. Так же давались имена по чертам характера: Умник, Добр, Несмеяна. Сейчас имен великое множество. Рождались они и у нас, и в других странах.
1. Предлагаю объяснить значение имен:
Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь.
2. Предлагаю объяснить значение своего имени. (Дети не могут).
Вывод: Имена Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь - имеют славянское происхождение, и дети могут объяснить их значение. Много имен пришли к нам из других языков.
В ходе выполнения этого задания формируется внимание к структуре слова, дети начинают понимать, что структура помогает понять смысл.
Как развивающее задание я предлагаю дома сочинить или найти имена, которые сами дети могли бы объяснить. (Любомир)
Игры на уроках математики в начальной школе.
Математика - один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Например, во 2 классе по учебнику Л. Г. Петерсон «Математика» 2 класс 1 часть при изучении темы - " Сложение и вычитание трехзначных чисел" я применяю следующие игровые технологии:
Игра 1- «Мои друзья»
Учитель: Мои друзья те, у кого в числе 2 сотни.– Дети, чья модель подходит к высказыванию, выходят к доске и демонстрируют записи на листе. Если ученик вышел неправильно, то сразу проводится коррекция знаний самими учащимися.
- Мои друзья те, у кого в числе 5 десятков.
- Мои друзья те, у кого в числе 8 единиц.
- Мои друзья те, у кого в числе 1 сотня.
Вопрос после игры: что общего у всех чисел, которые вы написали? (Они трехзначные.)
Игра 2 - Разбиение чисел на группы.
На доске 4 столбика чисел
105 300 809 210
15 30 89 21
Задание 1: Прочитать числа каждой пары, сказать, чем похожи и чем различаются. (Похожи: в записи есть одинаковые цифры, различия: двузначные и трёхзначные; цифры в записи числа обозначают разные единицы.)
Задание 2: Разделить на 2 группы («Круглые» и «некруглые» числа; двузначные и трёхзначные числа; числа, в записи которых есть цифра «0» и те в которых её нет; сумма цифр равна трем и сумма цифр равна 17).
ТРИЗ компонент «Расселение»
Задание 3: назвать предыдущее числа 300, последующее числа 809.
Во время этого этапа урока учитель стимулирует учащихся, раздавая карточки с двузначными и трёхзначными числами, в записи которых использованы одинаковые цифры.(99, 999, 22, 222, 444, 55, и т. д.) Карточки кладутся на стол в перевёрнутом виде. Правило: не переворачивать карточки до тех пор, пока учитель не попросит. При невыполнении правила карточка изымается. После 3-го задания учитель просит встать всех, кто получил поощрение в виде карточек и прочитать записанные числа. Сильным ученикам предлагается найти сумму чисел.
Игра 3- Решение нестандартных задач:
1) Петя нашел один гриб, Коля – два, а Паша – три. Мама дала им 18 орехов и велела разделить их по заслугам. Сколько орехов получил каждый?
Ответ: Паша собрал половину всех грибов, поэтому ему полагается половина всех орехов – 9. Из остальных девяти орехов Коля должен получить в два раза больше Пети, так как он собрал в два раза больше грибов. Значит, Петя должен получить три ореха, а Коля шесть.
2) Попытайся понять, как составлена эта последовательность: 720, 360, 120, 30, …….. . Напиши еще два ее члена.
Ответ: каждое число, начиная со второго, равно предыдущему числу, деленному на 2, потом на 3, потом на 4. Два следующих числа 6 и 1.
Я считаю, что математическая игра на уроке должна быть хорошо организована и целеустремленна. Прежде ученикам необходимо осознать правила - единые по форме для всех игр, чтобы постепенно выработался стереотип. Такие правила обязывают детей действовать строго по очереди или коллективно; отвечать по вызову, внимательно слушать ответ товарища, чтобы исправить его по необходимости, не повторяться: не мешать другим; честно признавать свои ошибки и т.д. В этом заключается организационная роль правил игры.
Игры на уроках литературного чтения в начальной школе.
Например, во 2 классе на уроке литературного чтения по системе Л.В. Занкова при изучении темы - " Н. Носов «Фантазёры " я применяю следующие игровые технологии:
Игра 1- «Узнай рассказ Н. Носова по предмету»:
Телефон – «Телефон», шляпа – «Живая шляпа», кастрюля и поварешка – «Мишкина каша», кисть рябины – «Тук-тук-тук», огурец – «Огурцы», песок – «На горке», лопата – «Огородники», штаны с заплаткой - «Заплатка».
Учитель: Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Носова «Фантазёры»
Игра 2 - «Помогите Незнайке»
- Разделите слова на две группы:
врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать.
Людям приносят пользу…
Людям приносят вред…
Игра 3-«Умение фантазировать».
Звучит музыка. Дети закрывают глаза. «Фантазируют»
Учитель: «Кто себе что представил?»
Далее фронтальный опрос класса.
Игры на уроках окружающего мира в начальной школе.
Например, во 2 классе урок-путешествие по окружающему миру - система Л.В. Занкова при изучении темы – «Планеты» я применяю следующие игровые технологии:
Учитель: Умники! Я рада приветствовать вас на борту космического корабля и совершить заочный полёт по космическим далям
Учитель: Предлагаю штурману и его помощникам проложить маршрут, разгадав этот кроссворд (групповая работа).
Игра 1-кроссворд.
1.в | о | с | т | о | к | |||||
2.з | а | п | а | д | ||||||
3.с | о | л | н | ц | Е | |||||
4.м | и | Р | ||||||||
5.у | ч | Ё | н | ы | й | |||||
6.з | в | ё | з | д | ы |
Вопросы к кроссворду:
- Сторона света и название космического корабля. (Восток)
- Куда уходит солнце вечером? (Запад)
- Ближайшая к нам звезда (Солнце)
- Вселенная –это… с точки зрения астронома.(Мир)
- Высокообразованный человек имеющий научную степень (Учёный)
- Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром- нет ничего.(Звёзды)
Ключевое слово: ВПЕРЁД
Учитель: Чтобы запустить двигатель корабля, надо ввести пароль. Для этого ответим ещё на ряд вопросов:
- Земля – это одна из планет Солнечной системы. (Да)
- Солнце - ближайшая к нам звезда, раскалённый газовый шар. (Да)
- Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. (Нет)
- Земля движется вокруг Солнца. (Да)
- Наблюдать за солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу .(Нет)
(Вводим пароль (да, да, нет, да, нет))
Учитель: Двигатель к работе готов, маршрут проложен.
(Дети читают хором «Вперёд»).
Учитель: Вперёд, к загадочным и далёким планетам Солнечной системы!
Игра 2-Работа по карточке.
Учитель: Найдите названия планет, среди этих букв и закрасьте разными цветами
у | к | м | а | р | с | я | п | с |
З | в | и | и | т | у | р | а | н |
З | е | м | л | я | к | о | л | ю |
ю | п | в | в | е | н | е | р | А |
д | ю | п | и | т | е | р | и | т |
ы | ю | с | а | т | у | р | н | с |
м | м | е | р | к | у | р | и | й |
н | е | п | т | у | н | р | о | я |
Учитель: Что же получилось? Оцените свою работу.
☼ нашел все названия планет
☺ нашел названия планет с помощью
☻ не все названия планет нашёл
В процессе педагогических наблюдений я считаю, что игра стала тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
- успешность адаптации ребенка в первом классе;
-переход к оценочной системе;
развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
-сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.
Я думаю, что игровые технологии помогут моим ученикам повысить интерес к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и повлияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете учителя: Красных Алевтины Аркадьевны По теме «Технология создания ситуации успеха на уроке» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Энергию для преодо...
Доклад для педагогического совета «Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО»
Электронная форма учебников как ресурс эффективного сотрудничества педагога и обучающегося в условиях введения ФГОС Модернизация образования сегодня тесно связана с электронным обучением. На сегодняшн...
Выступление на педагогическом совете. Приемы и методы поддержания дисциплины на уроках в начальной школе.
Выступление на большом педагогическом совете....
Выступление на педагогическом совете по теме: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современном обществе низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, поэтому...
Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"
Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмор формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...
Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"
Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмов формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...
Выступление на педагогическом совете "Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе"
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творчески...