Формирование умений самоконтроля и рефлексии у первоклассников
статья (1 класс) на тему
В статье представлено описание средств самоконтроля и рефлексии, применяемых в 1 классе. Приводятся примеры традиционно применяемых и инновационных средств, рассматриваемых в аспекте валеологического подхода к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_samokontrolya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование умений самоконтроля и рефлексии у первоклассников
Существует ряд приемов и средств, которые дают возможность учителю организовать урок таким образом, чтоб дети могли практически тренироваться контролировать товарищей и одновременно формировать навык самоконтроля:
сверка с написанным образцом; проверка по словесной инструкции; взаимопроверка с товарищем; сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике; коллективное выполнение задания и его проверка; сочетание коллективной и индивидуальной формы работы; выполнение задания по алгоритму; выполнение задания по наводящим вопросам; выполнение задания по предоставленному образу; проверка при использовании сигнальных карточек; подбор нескольких способов выполнения задания и определение самого рационального.(слайд)
У учеников первого класса еще не сформирован навык самоконтроля. Ученики не всегда могут без помощи найти ошибки в своей работе и сделать исправления, основываясь на сопоставлении собственных действий с конкретным или обобщенным образцом. В то время как умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы является необходимым элементом самоконтроля, которому необходимо учить.
Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса.
В 1 классе учитель сталкивается с тем, что некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать собственные эмоции и поступки. Умение контролировать собственные эмоции необходимо для контроля собственных учебных действий. Ученик должен научиться находить, исправлять ошибки, понимать причину их происхождения. В то время как многие дети, огорчившись отрицательным результатом, «опускают руки», теряют интерес к предмету и учению в целом. Поэтому именно в 1 классе следует начать формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Таким образом, самоконтроль учеников не отменяет необходимый контроль учителя и не уменьшает его значимость, а наоборот усиливает его.
При работе с учениками 1 класса для формирования навыков самоконтроля, мною используются следующие средства самоконтроля учеников.
Знаковая символика
« + » ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации;
«+ - » ученик испытывает затруднения в выполнении задания;
« - » ученик не знает материал и не справляется с заданием. (слайд)
Другой вариант знаковой символики – Светофор или цветовые дорожки.
В письменных работах используется такое средство самоконтроля, когда ребёнок не поднимает какой-то сигнал, а раскрашивает кружок.
В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, все задания были понятны, то ученик рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше».
Если были небольшие затруднения или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь».
Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с заданием, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!». (слайд)
Светофор
Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета.
Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось). (слайд)
Светофор как средство самоконтроля применяется на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и предоставляет возможность школьникам учиться с огромным интересом и желанием, а также дает ученикам реальный «инструмент», посредством которого они способны управлять процессом собственного учения на дальнейших этапах.
Одно из условий безотметочного обучения наряду с самоконтролем используется и рефлексия.
Начинать обучение рефлексии необходимо с первых дней в школе. Она может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Работая в «Прописях» или рабочих тетрадях я применяю приём «цветограммы».
1 часть работы – буква, слоги – самоконтроль, закрасил кружок выбранным цветом, следующий шаг – работа со звукобуквенной моделью – самоконтроль, рефлексия – закрасил кружок, следующий шаг – слово, слог, ударение – самоконтроль, рефлексия.
В конце урока смотрим, какой цвет преобладает. Пробуем давать словесную оценку своей деятельности на уроке.
Закончи предложение (интервью)
Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока учебных задач, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
я научился…
у меня получилось …
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу… (слайд)
Рефлексия — это не пустая трата времени, а важная и необходимая составляющая учебного процесса в начальной школе. Все, что делается на уроке по формированию рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитие очень важного качества современной личности - самостоятельности.
Таким образом, формирование рефлексивной деятельности на уроках – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важный фактор повышения качества образования младших школьников
Обобщение педагогического опыта ...
"Развитие способности к рефлексии как важное условие формирования умения учиться".
Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности работы учащихся: принимаемых им решений, поведения в группе, а также собственного развития....
Формирование умений самооценки и самоконтроля в рамках современного урока.
Краткий отчет по методической теме....
Формирование орфографического самоконтроля как комплексного орфографического умения
Как сделать самопроверку действенной и предупредить формализм при её проведении? В статье дан обзор ключевых моментов, направленных на формирование орфографического самоконтроля на уроках русского язы...
Формирование умения самоконтроля и самооценки у младших школьников
Оценочная деятельность является обязательным компонентом в структуре учебно-познавательной деятельности, без которого невозможно продвижение ученика по пути овладения им комплекса знаний и умений по п...
Формирование способов самоконтроля у первоклассников
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между...
Организация работы по формированию умения самоконтроля младших школьников в процессе обучения математике.
В статье рассматриваются методические приемы формирования процессуального самоконтроля, взаи...