Педагогические приёмы технологии встречных усилий
материал на тему

Макарова Елена Валентиновна

Педагогические приёмы технологии  встречных усилий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_priyomy_tehnologii_vstrechnyh_usiliy.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические приёмы технологии  встречных усилий.

1 этап. «Разминка». «Разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную «разминку».

«Отсроченная отгадка»

В начале урока учитель предлагает учащимся загадку (удивительный факт), отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе работы над новой темой.

Так при изучении темы «Самостоятельные и служебные части речи» даётся предложение Л.В. Щербы (Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.)

«Погружение»

Тема «Значимые части слова»: Всегда ли окончание находится на конце слова (учиться, интересуется).

Может ли приставка оказаться в середине слова (трубопровод).

Учащиеся один за другим составляют характеристику какого-то языкового явления (всё, что знают о глаголе. Как много вы знаете!)

«Эпиграф»

Предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной, темой урока.

Фраза Митрофанушки «Не хочу учиться, хочу жениться.» (тся- ться)

«Мозговой штурм» - интеллектуальная разминка

«Цепочка»

Цепочку начинает учитель или ученик, если дети работают в группе, задаётся вопрос по определённой теме, тот кто ответил, имеет право задать следующий вопрос по выбранной теме.

«Снежный ком»

Обучающиеся, один за другим составляют характеристику какого - то языкового явления.

Первый этап «Разминка» создаёт необходимый эмоционально-интеллектуальный настрой участников учебного процесса.

2 этап. «Контрольно-подготовительный» опрос по предыдущим темам.

Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создаётся основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Характеристика некоторых приёмов.

«Лови ошибку»

Данный приём уместно использовать на повторно-обобщающих уроках или уроках подготовки к контрольным работам.

Работая в группах, задание «запишите грамматическую модель определённой части речи, допустив при этом «умные» ошибки.

«Опрос-кроссворд»

«Высшим пилотажем» можно назвать ситуацию, когда часть понятий кроссворда относится к новой теме. Учащиеся проходят своеобразную «линию преодоления», что активизирует их интеллектуальный потенциал.

«Тихий опрос» или «Взаимный опрос»

Работа проходит в парах постоянного или сменного состава.

«Мисс Вопросик» или «Мистер Вопросик» 

 Мальчик или девочка исполняют роль учителя и задают вопросы своим одноклассникам по предыдущим темам.

«Опрос по цепочке»

В ходе опроса, ответ одного ученика прерывается в любом месте и передаётся другому жестом учителя и так несколько раз до завершения ответа.

«Согласен - не согласен»

Работа проходит в форме диалога, ученики обращаются друг к другу или к учителю с определёнными высказываниями (тезисами), которые можно принять или не принять. Заранее оговорив тематику и количество вопросов.

3 этап. «Вызов».

Постановка учебной задачи – «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил и знаний. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятие ответственности за собственные действия, т.е. формирует реальную субъективную позицию в учении и обучении.

«Цель и цели»

Учитель сообщает тему и основную цель урока, предлагает обучающимся сформулировать свои (важные для них лично) цели учебной деятельности (узнать, понять главное, составить модель).

Учитель на заключительном этапе уроке должен вернуться к целям учащихся.

«Светофор»

Ученики поднимают «светофор» красной или зелёной стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна), красный «Я не знаю», зелёный «Знаю», который используется не ради контроля, а ради мобилизации.

«Знаю-не знаю»

После знакомства с темой и составлением общего плана работы, каждый обучающийся определяет, что он уже знает, чего не знает, что хочет узнать.

4 этап. «Сотворчество»

Поддержка активности, интереса, усилий, возникших ранее. Учитель организатор, координатор.

«Деловые игры»:

  • «Машина времени» - историческая эпоха (банкъ)
  • «Точка зрения» - 2 группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения (оппоненты), (наблюдатели) - учитель и несколько помощников.
  • «Колонка редактора» одна группа записывает комментарии, уточнения, примеры. Затем команда экспертов оценивает и выбирает наиболее удачный вариант.

«Да - нетка» универсальная игра («да» и «нет» говорите) учитель загадывает нечто (число, предмет, звук, букву и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы учителю. На вопросы учитель отвечает только словами («да», «нет»)

«Театрализация»

Любой разыгранный учениками мини-диалог может стать предметом серьёзного анализа с точки зрения культуры речи и коммуникации.

«Кластер»

На этом уроке срабатывает принцип, который Г.А.  Цукерман определила как «отношение часть-целое».

5 этап.  «Рефлексия».

Осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания.

«Щадящий опрос» Ученики делятся на 2 группы по вариантам. Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников. Ученики дают ответы на вопрос соседу по парте. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего и в роли контролирующего. В конце опроса словесное оценивание друг друга.

«Знайка» (показательный ответ) Ученик находится у доски, отвечает на вопросы класса по данной теме. Задается, как правило, 5-7 вопросов. Если ребенок отвечает на все вопросы правильно, то на этом уроке ему присуждается звание «Знайка» и одевается на голову шапочка магистра.

 «Своя опора» ученик или группа составляет собственную модель (опору) по новому материалу.

«Опрос-итог» «Взаимоопрос» побуждающий к рефлексии урока.

«Эссе» пятиминутное письменное задание, которое поможет  учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме.

«Синквейн» пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой теме.

«Задание другу» каким должно  быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён.

«Трёх уровневое домашнее задание» (задание по выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Педагогический приём "Учебный мозговой штурм"

Темой данного мастер – класса выбрана презентация педагогического приёма «учебн...

Педагогический совет. Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе.

Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе....

Педмастерская. Педагогические приёмы работы с детьми, имеющими проблемы в обучении

Вступительная часть педагогической мастерской по теме....

«Педагогические приёмы для формирования мотивации обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы....

Педагогические приёмы формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы

представлены некоторые педагогические приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы...

Педагогические приёмы формирования УУД в начальной школе.

Данная статья поможет учителю в успешном формировании универсальных учебных действий у учащихся....

Применение педагогических приёмов для формирования универсальных учебных действий на разных этапах урока в начальной школе.

Поэтапное применение педагогических приёмов для формирования УУД на уроках в начальной школе...