Создание комфортной среды на уроке как фактор развития личности школьника.
методическая разработка на тему
Создание комфортной среды на уроке как фактор развития личности школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_komfort_na_uroke_kak_uslovie_razvitiya_lichnosti_shkolnika.docx | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический комфорт на уроке как условие развитие личности школьника.
Подготовила: Васина Галина Александровна
«Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому».
В.А.Караковский
Детство - возраст накопления ребёнком огромного запаса впечатлений от окружающего мира. Восприятие в младшем школьном возрасте тесно связано с эмоциями. Ребёнок воспринимает окружающий мир не безразлично, многое его радует или огорчает. Поэтому школьник обращает внимание на то, что пробуждает у него чувства, интерес, а не то, что важно само по себе, хотя и не вызывает эмоций. «Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.»
XXI век… каким ему быть - во многом зависит от нас, учителей, т.к. именно через систему образования старшее поколение передает младшему опыт и знания, которые позволяют ему развиваться дальше.
В законе РФ “Об образовании” говориться об индивидуальном подходе в процессе обучения к каждому ученику и воспитании, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Статья 28.2 в Конвенции ООН о правах ребенка гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.
"Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют"
Существует три структурные составляющие данного понятия «комфортность»:
-Психологическая
-Интеллектуальная
-Физическая
Принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома». Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создаёт комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности.
Если говорить о комфортности образовательной среды и исходить из положений Конвенции о правах ребенка, то воспитательный процесс, по-моему мнению, должен охватывать как познавательные потребности детей, так и их физическое, социальное, эмоциональное, эстетическое и духовное развитие.
Как добиться психологической комфортности на уроке?
- используйте в своей работе просьбы, а не требования;
- используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
- используйте компромиссные решения спорных вопросов
- добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;
- используйте на уроках методы эмоциональной разрядки
- создайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;
- не допускайте стрессообразующих ситуаций
-добивайтесь чёткой организации урока, а не жёсткую дисциплину.
-создавайте ситуацию успеха (Я могу!), которая формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперёд.
Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?
- используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке
- используйте на уроке методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся
- используйте динамические паузы или минуты релаксации
- стимулируйте внутреннюю и внешнюю мотивацию,
- создавайте ситуацию успеха на уроке, справедливо оценивайте ответы учащихся
Диагностические методы изучения личности ребенка позволяют проследить динамику и выявить трудности, испытываемые ребенком в школе, а также наметить пути их преодоления. Все мы очень часто спешим, но давайте остановимся и подумаем.
-Относитесь ли вы ко всем ученикам как к личностям?
-Обращаетесь ли вы к ним по имени?
- Стараетесь ли вы устанавливать с учениками зрительный или тактильный контакт, чтобы заверить их в вашем внимании к ним и участии?
- Извиняетесь ли вы, если допустили ошибку?
- Позволяете ли вы своим ученикам принимать важные решения?
- Улыбаетесь ли вы в классе?
- Поощряете ли вы класс за что - то хорошо сделанное вместе?
-Приклеиваете ли вы ярлыки «плохой» или «хороший» своим ученикам?
Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека.
«Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому».
В.А.Караковский
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:
• уважайте детей;
• не навреди, ищите в детях хорошее;
• замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
• не приписывайте успех себе, а вину ученику;
• ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;
• на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
• не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
• хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
• только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
• не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
• оценивайте поступок, а не личность;
• дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Ребенку должно быть комфортно на уроке. Это важно для саморазвития. Он должен почувствовать, что его знания, пусть даже не большие будут оценены положительно. Для этого я применяю разноуровневые задания. Работа с разно-уровневыми заданиями, создает условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика, так как в основе ее целевой ориентации лежит принцип «все способны». Кроме того, ребенку предоставляется возможность личного само-развития и интеллектуальной независимости.
То есть передо мной стоит цель – ученик должен на уроке не просто реализовать свои возможности, а развивать свои способности. Утверждать себя как личность.
От педагогического влияния зависит то, насколько ребенок будет эмоционально насыщен, насколько интересна и увлекательна будет для него жизнь в школе. Педагог «выступает как субъект конструирования мироустройства, миропорядка».
Какие же действия педагога по конструированию комфортной среды во время учебно-воспитательного процесса можно выделить?
В первую очередь - это обеспечение наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности. То есть, когда вы идете на урок или мероприятие, постарайтесь «оставить за дверью» плохое настроение. Входите в класс с хорошим бодрым настроем, настройте себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми в доброжелательной форме.
Но не стоит забывать, что не только родители, педагоги, но и сами дети создают климат в школе.
Если в классе лидирующую позицию занимает ученик или группа учеников с более глубокими духовными запросами, более содержательными интересами то и другие начинают им подражать. В такой класс педагог идёт с ощущением радости, работа в нем вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых методических решений. Но есть и такие ученические группы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать. В такой класс педагог отправляется вести урок или внеклассное мероприятие, преодолевая себя. Причём ученики в нём могут быть «сильными», интеллектуально развитыми. Возникает вопрос: если дело не в успеваемости, то в чём? Среди учителей можно услышать: «в этом классе ужасный климат», «жуткая атмосфера» и т.д.
Делая вывод, можно сказать, что психологический климат в школе создают и учителя, и родители, и ученики. И от их совместных усилий зависит, каким он будет благоприятным или нет.
Создание комфортной среды в школе для всех участников образовательного и воспитательного процесса – первоочередная задача нашей школы уже не первый год. Весь педагогический коллектив школы понимает, что только в комфортных условиях можно развить в ребёнке качества личности, только, зная, что ребёнок находится в комфортных условиях и получает всё необходимое для развития, родители будут спокойны и удовлетворены, а педагогический коллектив при комфортных условиях сможет более плодотворно работать и творить.
Напомню одну притчу. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умертвляю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".
Именно в наших с вами руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой дети будут чувствовать себя "как дома", радовать нас своими успехами и достижениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Цели: - создание социально и психологически комфортных условий реализации учебно-воспитательного процесса, гарантирующих безопасность, здоровье и комфорт его ...
Создания комфортной среды – приоритетное направление в работе классного руководителя с младшими школьниками.
Создания комфортной среды – приоритетное направление в работе классного руководителя с младшими школьниками. Комфортная внутришкольная среда – одно из условий личностного роста младше...
Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника
· Основываясь на тему работы образовательного учреждения «Развитие творческого потенциала учителя и обучающихся чере...
Презентация "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника"
· Основываясь на тему работы образовательного учреждения «Развитие творческого потенциала учителя и обучающихся чере...
Образовательная среда как фактор развития личности
Выступление на городской конференции учителей начальных классов и презентация-сопровождение...
Создание эмоционального поля на уроках, как фактор развития интереса к учёбе.
В данной статье раскрывается опыт работы учителя над развитием у детей интереса к учёбе, о создании эмоционального поля на примере уроков математики....
Психологическое здоровье. Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения как основополагающий фактор развития личности
Статья о психологическом здоровье школьника, здоровьесберегающей среде образовательного учреждения как основополагающего фактора развития личности...