Системно-деятельностный подход в обучении.
презентация к уроку на тему

Бердникова Ольга Владиславовна

В докладе даны приемы деятельностной технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в обучении.

В период перехода на новые ФГОС НОО и новые ценностные педагогические ориентиры урок остается ключевой формой организации образовательного процесса. Но в отличие от традиционного, современный урок – это компетентностно-ориентированный урок, который основан на системно-деятельностном подходе в обучении.

Деятельностный подход описывался в работах таких учёных, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин,   П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, в рамках которого «учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем». Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применить. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать и преобразовывать.

При данном подходе к обучению основным элементом работы обучающихся становится освоения новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой. В этом случае знания становятся следствием усвоения способов деятельности. Из пассивного потребителя знаний обучающийся становится субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей.

Как пишет Л.С. Выготский, «в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…».  Ведь именно в деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия. Для обучающегося его деятельность становится не просто учебной, а деятельной.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

По мнению немецкого педагога А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. "Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.

Системно-деятельностный подход в обучении позволяет осуществлять:

  • формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
  • формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
  • формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

При проектировании урока учителем, планируется прежде всего деятельность учащихся; эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование элементарных компетенций, общеучебных умений. Должна составлять 80% урока.

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский: «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Учитель – организатор, дирижёр урока, чем меньше его заметно, тем лучше. На современном уроке не предусмотрена фронтальная работа, не допускаются хоровые ответы; он отличается использованием деятельностных или активных методов и приемов обучения.  

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний.

Особенности активных методов обучения:

  • групповая форма организации работы участников учебного процесса;
  • практическая направленность деятельности участников учебного процесса;
  • игровой и творческий характер обучения;
  • интерактивность учебного процесса;
  • включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога;
  • использование знаний и опыта обучающихся;
  • рефлексия процесса обучения его участниками.

Рассмотрим деятельностные методы обучения:

1. Метод моделирования – это метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а также абстрактного (теоретического) мышления; предполагающий исследование объектов познания на их заместителях - реальных или идеальных моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений, в частности образовательных систем.

Под моделью понимают такую мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.

Метод моделирования стал одним из основных методов научного исследования. Этот метод обладает огромной эвристической силой, позволяет свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого – к видимому и ощутимому, незнакомого – к знакомому, т.е. сделать сложное явление реальной действительности доступным для тщательного и всестороннего изучения. Сделанные наблюдения позволяют высказать ряд предположений (гипотез), позволяющих объяснить на модели изучаемое явление и его свойства. Справедливость высказанных гипотез проверяется экспериментом.

Например: Упражнение на установление существенного различия между объектами.

-В чем различие выражений? Какое различие существенное?

а) ■■ – ▲♦ – ♥

б) □□ – (▲◊ – ).

(Различие выражений в том, что они записаны знаками разного цвета; существенное различие в том, что в выражении б) имеются скобки, которые изменяют порядок выполнения действий.)

2. Дискуссия - метод обучения, направленный на развитие критического мышления и коммуникативных способностей; предполагающий целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и приход к общему основанию. В основе дискуссии лежит противоречие, которое отражает противоположные взгляды участников на один и тот же предмет обсуждения.

Процесс организации дискуссии включает несколько последовательно разворачиваемых этапов:

1 – явное полагание тезиса и антитезиса (как результат критики в сложной коммуникации);

2 – предъявление каждой стороной аргументов, подтверждающих и усиливающих точку зрения;

3 – предъявление каждой стороной оснований;

4 – фиксация затруднения и постановка проблемы;

5 – поиск новых оснований, способов решения, взглядов на предмет;

6 – синтез.

Примеры тем для дискуссии:

- На чем лучше отправиться в путешествие: на корабле или самолете?

- Хорошему или плохому учит нас телевидение?

3. Диалог - это метод обучения, предполагающий попеременный обмен мнениями (включая мимику и жесты) по поводу единого предмета обсуждения с целью развития представлений по теме. В основе диалога лежит проблема: в диалоге сопоставляются, дополняются, уточняются различные точки зрения, аспекты рассмотрения данной проблемы. При этом происходит «мягкая проблематизация» и противопоставление разных точек зрения, нет их столкновения, а скорее – взаимонаращивание, взаиморазвитие исходных представлений.

Виды диалога: внутренний (исповедь), критический (выявление проблем, анализ породивших их причин), сократический (эвристическая беседа).

4. «Аквариум» - метод обучения, направленный  на освоение разноаспектного анализа исследуемой проблемы и развитие рефлексивных способностей обучающихся. Предполагает одновременную работу двух групп - внутренней и внешней. Внутренняя группа участвует в обсуждении какой-либо темы/проблемы, при этом члены внешней группы выступают в роли наблюдателей за происходящим во внутренней.

5. «Снежный ком» - метод обучения межличностному общению в малых и больших группах, развитие коммуникативных умений и способностей. Методика: индивидуальная работа – работа в парах – работа в малых группах – работа в больших группах.

6. Мозговой штурм - метод обучения, направленный на развитие креативных способностей – поиску и порождению новых идей, а также их анализу и синтезу. Мозговой штурм предполагает запрет на любую критику  на стадии генерации идей, когда основной акцент делается скорее на количество идей, чем на их качество. После стадии первоначальной генерации предложенные участниками идеи могут быть сгруппированы, оценены, отложены для дальнейшего их изучения или отобраны как возможное решение рассматриваемой проблемы.

Цели:

  • Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.
  • Научить детей смело высказывать свои идеи «на людях».
  • Научить детей фантазировать.
  • Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.
  • Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая.
  • Оценить общую активность детей.

Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе:

1. Разделить детей в группе на «генераторы идей», «проницательные аналитики», или «эксперты».

2. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше.

3. Попросить «генераторов» высказывать свои решения, а «аналитиков» внимательно слушать, запоминать и записывать все идеи.

4. Великолепным стимулом активности является погружение детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот «кто-то» должен быть «хорошим человеком», «Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке...».

Например, задача: надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.

Начните с вопроса: Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне, - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: посредник + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).

Решения:
1. Добавить холодную воду, заварку или молоко.

2. Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.

3. Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.

4. Добавить много варенья или сахара.

5. Переливать через воронку.

6. Погружать холодные ложки.

7. Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...

7. «Жужжащие группы» - метод обучения, направленный на развитие коммуникативных способностей в малых группах. Этот метод заключается в разделении большой группы на несколько малых
для работы над определенной проблемой или вопросом. Обсуждения в этих малых группах создают в аудитории звук, напоминающий жужжание роя пчел, отсюда и название этой техники.

8. Имитационные упражнения -  метод обучения, имеющий своей целью воспроизведение определенных рабочих ситуаций посредством специально созданных условий. Они направлены на  получение участниками опыта, сравнимого с реальной жизнью. Имитационные упражнения могут включать в себя работу с техникой или оборудованием, используемыми в реальной практике, работу с реальной деловой документацией, работу на специально разработанных учебных тренажерах.

9. Анализ конкретных учебных ситуаций - метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков
и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных
в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы.

10. Проблемное изложение – метод обучения, направленный на демонстрацию обучающимся способов организации мышления; предполагает демонстрацию лектором  четырех этапов проблемно-поисковой деятельности:  проблемная ситуация и ее анализ -  постановка проблемы -  ее решение -   рефлексия оптимальности найденного решения , а также способов мышления).

11. Частично-поисковый (эвристический, сократический) метод – метод обучения направленный на освоение обучающимся отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых  реализует Учитель, например, задание проблемной ситуации, а часть - Ученик.

12. Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет Ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.

13. Круглый стол – это коллективное обсуждение заданной темы равноправными участниками. Виды круглых столов, наиболее часто используемые в практике работы:

  • учебные круглые столы проводятся для изучения нового или воспроизведения забытого материала;
  • проблемные – служат для презентации и обсуждения проблемных вопросов или ситуационных заданий;
  • организуются для обсуждения новых публикаций по интересующей тематике, анализа литературы по определенной теме; дискуссии о применении теоретических знаний на практике;
  • системные – это комплекс мероприятий, на которых обсуждаются вопросы в определенной последовательности с целью более глубокого знакомства с проблемой или приведения знаний в систему.

Формы проведения круглого стола:

  • коллективная беседа по проблемным вопросам обсуждаемой темы;
  • регламентированная дискуссия или диспут – публичное обсуждение спорного вопроса, проводимое по итогам освоения темы, рассмотрения проблемы;
  • учебная конференция предназначена для освоения легкого, но объемного материала (участники мероприятия выступают с заранее подготовленными мини-сообщениями по теме, остальные задают вопросы);
  • учебные встречи со специалистами за круглым столом (участники заранее готовят по теме вопросы, которые смогут задать специалисту).

14. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Особенности игрового обучения:

  • учащиеся осуществляют деятельность по указанию организатора, но без его диктата, по собственному желанию;
  • творческий характер деятельности, импровизация;
  • состязательность участников в процессе игры;
  • наличие прямых и косвенных правил;
  • ограниченность местом действия, продолжительностью, рамками пространства и времени.

Деловая игра - форма и метод обучения, в которой  моделируются предметный и социальный аспекты содержания деятельности. Предназначена для отработки умений и навыков. В деловой игре развертывается деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику деятельности специалистов, ее целостных фрагментов.

Ролевая игра (разыгрывание ролей) - метод обучения, основная цель которого – обучение специалистов межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной деятельности. В этом ее отличие от деловой  игры (их часто смешивают), которая в равной мере нацелена и на развитие предметно-технологической компетентности обучающихся.

Деловые игры направлены на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Деловые игры можно разделяются на несколько подвидов: ролевые, конкурсные и учебно-деловые игры, которые предназначены для проверки теоретических знаний по теме, отработки навыков практического опыта.

15. Метод проекта - технология выполнения проектов имеет этапы выполнения, на каждом из которых используются определенные методы обучения. На исследовательском (подготовительном) этапе, когда учитель ставит перед учащимися проблемы, кроме вербальных методов (рассказа, объяснения), используются метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки. Целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. Для этого создается группа «генераторов идей» и группа «экспертов». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить в процессе выполнения проектов. Группа «экспертов» проводит экспертизу и отбирает наиболее интересные из них.

На следующем этапе учитель, используя метод информационной поддержки, предоставляет учащимся книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, справочники и другие источники. На технологическом этапе широко используется метод упражнений – основной метод обучения проектной деятельности на данном этапе. Учитель с помощью демонстрации плакатов, личного примера формирует у учащихся умения и навыки деятельности. На заключительном этапе коррекции проекта и его защиты используются методы сравнительного анализа (сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, обнаружение и исправление недочетов), конкурс творческих проектов. 

Для успешного протекания учебной деятельности необходимо целенаправленное развитие учебно-познавательных мотивов.  Это  сохраняет  у  детей  устойчивый  интерес к учению, приносит радость, удовольствие и успех.

На уроке  мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется интересно найти ответ. Как отмечал Д.Г. Лейтес, эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. Г.А. Цукерман говорила: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Сущность  её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» 

Необходимым условием деятельностного подхода является выявление и освоение школьниками способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений). Процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий. При этом  усилия направляют на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия.

При систематической работе учителя по формированию компонентов учебной деятельности в процессе обучения  ученики  «не только прибавляют в весе, вырастают, взрослеют, но изменяют своё отношение к деятельности, развивают познавательные интересы, становятся готовыми к самообучению»

Всем знаком объяснительно- иллюстративный метод, который включает в себя следующие этапы урока:

http://festival.1september.ru/articles/555984/img1.gif

Сравним его с деятельностным методом: 

http://festival.1september.ru/articles/555984/img2.gif

При данном сопоставлении четка, видна особенность деятельностного метода, которая заключается в том, что дети самостоятельно «открывают»  новые знания в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит вместе с детьми итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначения.

В теории учебной деятельности с позиции её субъекта выделяются следующие действия:

  • целеполагания,
  • программирования,
  • планирования,
  • рефлексии или контроля,
  • оценивания.

Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

  • 1-2 минуты;
  • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:        

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
  • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
  • самопроверка домашнего задания по образцу.

Этот этап ещё называют «Мотивирование к учебной деятельности».

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  1. актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
  2. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
  3. устанавливаются тематические рамки («могу»).

Девиз: «Хочу, потому что могу».

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  • 4-5 минут;
  • Возникновение проблемной ситуации.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

 Соответственно, данный этап предполагает:

  1. актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
  2. актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
  3. мотивацию к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу») и его самостоятельное осуществление;
  4. фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. Заострить внимание, я это делаю так.

  • 4-5 мин;
  • Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

  1. восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место-шаг, операцию, где возникло затруднение;
  2. соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

  • 7-8 мин;
  • Способы: диалог, групповая или парная работа:
  • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

  • 4-5 минут;
  • Способы: фронтальная работа, работа в парах;
  • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

  • 4-5 минут;
  • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
  • Выполняется письменно;
  • Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

  • 7-8 минут;
  • Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
  • Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  • 2-3 минуты;
  • Вопросы:
  • Какую задачу ставили?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?
  • Что на уроке у вас хорошо получалось?
  • Над чем ещё надо поработать?

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Методы постановки учебной проблемы.

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог:

  • побуждение к созданию противоречия;
  • побуждение к формулированию учебной проблемы.

2. Подводящий к теме диалог.

  • Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к обозначению темы урока.
  • Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

3. Мотивирующие приёмы:

  • яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.
  • актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

Рассмотрим пример фрагмента урока математике в 1 классе, на котором реализуется деятельностный метод обучения.

Тема: Правило проверки решения уравнения.        

На этапе актуализации знаний в ходе успешного выполнения задания на установления взаимосвязи между частью и целым, решением нескольких уравнений, учащимся задаётся проблемный вопрос, ответ на который с ходу невозможен (используется мотивирующий приём постановки учебной проблемы – «актуальность»).

- За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение:

2 + х = 6

 

 

2 + х = 6

 

 

2 + х = 6

х = 6 + 2

 

 

х = 6 – 2

 

 

х = 6 - 2

х = 8

 

 

х = 4

 

 

х = 3

- Почему вы сразу не можете ответить? Какие будут предположения?

Постановка проблемы?

На этапе «Открытия нового знания» учащиеся решают учебную проблему на основе побуждающего к гипотезам диалога. Дети высказывают следующие гипотезы:

  • проверить правильность, определяя части, целое;
  • проверка вычисления;

Таким образом, я подвожу к определению темы урока.

Правило проверки решения уравнения.        

Далее в процессе фронтальной работы составляется алгоритм проверки:

http://festival.1september.ru/articles/555984/img3.gif

Проводится первичное закрепление новых знаний.

Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний.

Итак, деятельностный подход в обучении с позиции школьника состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер. Учебные задача становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные. В этой связи особое внимание уделяется процессу выработки учебных действий, которые определяются как способы решения поставленных задач,  действия контроля и оценки).

Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде, учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Ещё одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всех лет обучения учащихся в школе.  

Таким образом в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки. Одновременно предполагаемая технология обучения существенно увеличивает прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки детей, так как обеспечивает прохождение всех необходимых этапов глубокого и прочного усвоения знаний.

Деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно-деятельностный подход в обучении . Подготовила: учитель начальных классов Бердникова О.В.

Слайд 2

« Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности» - основополагающий тезис ФГОС.

Слайд 3

«… учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем». Деятельностный подход Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин П.Я. Гальперин В.В. Давыдов

Слайд 4

- это метод обучения , при котором ребенок не получает знания в готовом виде , а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Деятельностный метод -

Слайд 5

формирование мышления через обучение деятельности: самоопределение , самореализация , рефлексия ; формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах ; формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания . Системно-деятельностный подход позволяет осуществлять :

Слайд 6

Основные принципы деятельностного подхода в обучении (по Д. Дьюи ): учёт интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.

Слайд 7

Дидактические принципы: деятельности непрерывности целостности минимакса вариативности психологической комфортности творчества

Слайд 8

Л.С. Выготский : «… учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Слайд 9

это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний. Активные методы обучения -

Слайд 10

групповая форма организации работы; практическая направленность деятельности; игровой и творческий характер обучения; интерактивность учебного процесса; включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога; использование знаний и опыта обучающихся; рефлексия процесса обучения. Особенности активных методов обучения:

Слайд 11

Технологии: РКМЧП Дискуссионная технология Проектная деятельность Игровые технологии Коллективная и индивидуальная мыследеятельность Проблемно- диалогическая технология ИКТ

Слайд 12

Деятельностные методы обучения: моделирование дискуссия диалог «аквариум » «снежный ком» мозговой штурм «жужжащие группы» проблемное изложение имитационные упражнения частично-поисковый исследовательский метод к руглый стол игровое обучение проект анализ ситуаций

Слайд 13

А) Упражнение на установление существенного различия между объектами. -В чем различие выражений? а) ■■ – ▲♦ – ♥ б) □□ – (▲◊ – ♥) Метод моделирования: Б) Проблема : “От чего зависит выбор места обитания животных?” Целевая установка : Чтобы решить эту проблему предлагаю сравнить животных, распределив их по планете (макет), подготовить ответ по данному плану.

Слайд 14

Процесс организации дискуссии включает несколько последовательно разворачиваемых этапов: 1 – явное полагание тезиса и антитезиса; 2 – предъявление каждой стороной аргументов, подтверждающих и усиливающих точку зрения; 3 – предъявление каждой стороной оснований; 4 – фиксация затруднения и постановка проблемы; 5 – поиск новых оснований, способов решения, взглядов на предмет; 6 – синтез. Дискуссия:

Слайд 15

Диалог: внутренний критический сократический

Слайд 16

Цели: Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной. Научить детей смело высказывать свои идеи «на людях». Научить детей фантазировать. Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение. Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая. Оценить общую активность детей. Мозговой штурм:

Слайд 17

Порядок проведения мозгового штурма в группе: 1. Разделить детей в группе на «генераторы идей», «проницательные аналитики», или «эксперты». 2. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. 3. Попросить «генераторов» высказывать свои решения, а «аналитиков» внимательно слушать, запоминать и записывать все идеи. 4. Великолепным стимулом активности является погружение детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Мозговой штурм :

Слайд 18

Круглый стол: учебный системный обсуждение новых публикаций проблемный

Слайд 19

коллективная беседа по проблемным вопросам обсуждаемой темы; регламентированная дискуссия или диспут – публичное обсуждение спорного вопроса, проводимое по итогам освоения темы, рассмотрения проблемы; учебная конференция предназначена для освоения легкого, но объемного материала; учебные встречи со специалистами за круглым столом. Формы проведения круглого стола:

Слайд 20

Особенности игрового обучения: педагоги осуществляют деятельность по указанию организатора, но без его диктата, по собственному желанию; творческий характер деятельности, импровизация; состязательность участников в процессе игры; наличие прямых и косвенных правил; ограниченность местом действия, продолжительностью, рамками пространства и времени. Игровое обучение:

Слайд 21

Форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания деятельности. Предназначена для отработки умений и навыков. Игровое обучение: Деловая игра Ролевая игра Метод обучения, основная цель которого – обучение межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной деятельности. В этом ее отличие от деловой игры, которая в равной мере нацелена и на развитие предметно-технологической компетентности обучающихся.

Слайд 22

Компоненты учебной деятельности: учебные задачи способы действий операции самоконтроля о перации самооценки

Слайд 23

Деятельностный подход искать думать сотрудничать приниматься за дело адаптироваться

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

В презентации раскрыты основные виды УУД, используемые на уроках развивающего обучения. Дана сравнительная таблица: "Критерии анализа уроков РО и ТО.Раскрыты пути решения задач, проблем.Даны планируем...

«Организация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников».

Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование л...

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Ситемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Я стараюсь как можно больше активизировать детей на уроках и после них для "доб...

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода....

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...