Мастер-класс по теме: «Организация накопительной системы оценки. Портфолио»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Одна из составляющих итоговой оценки достижений планируемых результатов начального образования - накопительная система оценки или Портфолио.
Портфолио - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач.
к данному сообщению предлагается презентация "Организация накопительной системы оценки. портфолио".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 164.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме:
«Организация накопительной системы оценки.
Портфолио»
Сл.1
Одна из составляющих итоговой оценки достижения планируемых результатов начального образования - накопительная система оценки или Портфолио.
Сл.2
Понятие “портфолио” пришло из Западной Европы ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. После Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии, а в начале ХХI в. эта идея получает распространение и в России.
С 2006 года Российские школы перешли на профильное обучение. Первоначально, о портфолио говорили как о папке достижений обучающегося средней и старшей школы, дабы помочь ему в средней школе определиться с профилем обучения.
Может ли составлять свое портфолио ученик начальной школы? И если да, то зачем? И каким образом? На эти вопросы мы сегодня ответим.
Надо сказать, что и учителя, и родители отнеслись к идее создания портфолио по разному: одни не приняли, другие-с равнодушием, третьи взялись за дело, находя материал в интернете, создавая что-то свое.
Сл.3
— А какие вы видите плюсы и минусы в этой идее?
Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Сл.4
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Портфолио учащегося является не только отражением достижений личности в той или иной сфере деятельности, но и способом улучшить эти достижения за счет механизма рефлексии, заложенного в процесс создания портфолио. Именно рефлексия позволяет человеку осмыслить события своей жизни через призму личных ценностей, желаний, стремлений и т.д., а иногда придти к их переоценке.
Папка, в которой собран экстракт жизни ученика, начиная нулевого класса или даже с детского сада, все то, о чем не сказали школьные оценки и краткие характеристики, – это и есть портфолио школьника. «На сегодняшний день у нас есть ЕГЭ, есть текущие оценки, которые дают представление об успеваемости, а есть портфолио, которое нужно, чтобы раскрыть ребенка как многостороннюю личность».
Сл.5
В портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.
1. Выборки детских работ.
Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.
3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведется с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта.
Оценка как отдельных составляющих портфолио, так и портфолио в целом ведется на критериальной основе, поэтому портфолио должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфолио; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.
Практически все составляющие портфолио в настоящее время в силу неразработанности инструментария могут быть оценены только качественно.
В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником с оценками типа:
• «зачет/незачет» («удовлетворительно/неудовлетворительно») — т. е. оценки, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
• «хорошо», «отлично» — оценки, свидетельствующие об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Это не исключает возможность использования традиционной системы отметок по 5_ти балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения.
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы о:
1) сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
2) сформированности основ умения учиться, т. е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Сл.6
Концепция портфолио:
Портфолио - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ или каких-либо иных форм экзаменов при поступлении в вуз, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре. Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, не допуская эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования.
Сл.7
Для чего все это нужно?
Ответ на этот вопрос предложил Э. Фромм в своей знаменитой работе «Иметь или быть». «Человек, — утверждал он, — должен научиться смело смотреть в лицо реальности. Если он сознает, что ему не на что положиться, кроме собственных сил, он будет учиться использовать их должным образом».
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.
Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
Пусть портфолио ученика начальных классов раскрывает индивидуальные возможности ребенка, возможно, даже еще не известные родителям. Ценность такого портфолио – это творческий рост школьника, повышение его самооценки и формирование положительных качеств личности.
Сл.8
Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Родителям не стоит пугаться, что портфолио ученика начальных классов будет сложно наполнять. Обязательно нужно объяснить ребенку, что портфолио – это не гонка за грамотами, это просто результат хорошей работы, который потом будет приятно посмотреть.
Более продвинутые родители и учителя скачивают готовые бланки из интернета. А не так давно портфолио для школы появились в книжных магазинах, торгующих учебными пособиями. Примерно за 100 рублей можно купить готовый шаблон, и некоторые школы пошли именно по этому пути: родителям сообщают название издательства, фамилию автора, и все ученики создают портфолио одинакового образца.
Сл.9
С чего же начать работу над портфолио?
1 шаг. Начать с мотивации (Рассказать, что портфолио - это папка - накопитель, коллекция работ учащихся, демонстрирующая учебные достижения, прогресс в знаниях и умениях школьника, какова цель создания портфолио, какие виды портфолио существуют).
Далее познакомить со структурой портфолио.
Классический портфолио состоит из титульного листа; оглавления; указания цели портфолио;4-х разделов, которые представляют собой крупные блоки материалов:
- «Портрет»;
- «Коллектор»;
- «Рабочие материалы»;
- «Достижения».
Цель раздела «Портрет» - представить автора портфолио (ученика) любым доступным способом. Это может быть фото, эссе, анкета, характеристика и т. п., раздел должен отображать особенности личности автора портфолио. Здесь могут быть следующие рубрики:
- «Моя анкета»;
- «Познакомьтесь, это я!»;
- «Мои размышления»;
- «Я и мои увлечения».
Раздел «Коллектор» содержит информацию извне, т.е. материалы, автором которых не является ученик. Это памятки, схемы, списки литературы, иллюстрации, ксерокопии статей, материалы товарищей. Иными словами, «Коллектор» - это копилка информационных материалов, которые будут использованы в работе, а может быть, перейдут в архив. Здесь могут быть следующие рубрики:
- «Стол находок»;
- «Это интересно»;
- «Творчество моих товарищей».
Раздел «Рабочие материалы» включает все материалы, созданные и систематизированные учеником. Этот раздел включает такие рубрики, как:
- «Письменные работы»;
- «Мои суждения»;
- «Анализ собственных ошибок».
Самым приятным для учащихся и для учителя разделом является раздел «Достижения», где помещаются материалы, которые отражают лучшие результаты учеников и демонстрируют их успехи (это грамоты, дипломы, благодарственные письма, фото лучших выступлений, сертификаты, удачные проекты). Здесь возможны рубрики:
- «Моя реклама»;
- «Мои открытия».
Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда. Количество разделов и рубрик, их предполагаемое содержание согласовывают между собой учитель и ученик. Рубрики могут меняться в зависимости от цели создания портфолио, а материалы из разделов перетекать из одного в другой.
Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы учащихся.
2 шаг. В режиме сотрудничества определить вид и структуру портфолио.
3 шаг. Затем определиться со сроком сдачи и временем работы над портфолио (на уроках в классе, во время проектной деятельности, творческой и исследовательской работы дома или на уроке. Консультации по портфолио провожу и на уроках, и на индивидуально-групповых занятиях. Проверка - 2 раза в триместр; обязательное задание на каникулы - пополнить разделы портфолио).
4 шаг. Обговорить и критерии оценивания (например, следующие):
- грамотность;
-эстетическое оформление;
- наличие шкалы достижения цели;
- содержательность;
- соответствие материалов портфолио цели;
- творческий подход;
- наличие системы оценивания.
5 шаг. Создать систему оценивания и определить объекты проверки (какие разделы и рубрики будут оцениваться часто, а какие однократно (например, раздел «Мой портрет»); следует отметить, что информацией, которая содержится в портфолио, могут воспользоваться учащиеся, учителя, родители, консультанты, но делать это могут только с ведома и разрешения ученика - автора портфолио.
С помощью портфолио педагог свободно конструирует и реализует индивидуальные образовательные маршруты учащихся в рамках образовательного учреждения.
Если с разделами «Мои достижения», «Мое творчество» все понятно, то как отслеживать результаты формирования предметных умений и навыков –не понятно. Мы разработали несколько вариантов таблиц, куда фиксируем результаты критериально.
Анализ материалов использования технологии “Портфолио” показал, что сегодня используются различные модели и варианты, но частотны ошибки, способные негативно повлиять на отношение к самой технологии “Портфолио” и привести к педагогическим “сбоям”.
Сл.10-11
Первая группа ошибок связана со сбором материалов портфолио.
Ошибка первая: нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио.
Ошибка вторая: отказ ребенку в помощи при формировании портфолио. Восприятие учителем процесса формирования портфолио только как сугубо личного дела самого обучающегося
Ошибка третья: формализация и соревнование при сборе портфолио. Объяснить это можно тем, что у человека развит инстинкт “собирательства”, который и толкает (особенно при неверно понятом замысле самой идеи портфолио) на интенсивные поиски доказательства своих достижений, а не на собственное развитие и удовлетворение реальных интересов и потребностей.
Вторая группа ошибок связана с формированием объема портфолио.
Ошибка четвертая: сбор в портфолио только официальных документов
Ошибка пятая: включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфлио, который и рассматривается как “папка достижений”, но не следует буквально воспринимать ее, представляя портфолио своеобразным сундуком.
Ошибка шестая: сбор материалов только за ограниченный период. Полученный за это время информации может оказаться недостаточно.
Третья группа ошибок связана с подменой идеи портфолио традиционными схемами.
Ошибка седьмая: подмена портфолио зачетной книжкой. В зачетной книжке все уже заранее разграфлено и остается только вписать свои показатели. Папка личных достижений не должна становиться зачетной книжкой с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа.
Ошибка восьмая: подмена систематической работы над портфолио разовой акцией. Это объясняется тем, что массовая практика использования портфолио еще только начинает формироваться.
Ошибка девятая: завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.
Четвертая группа ошибок связана с оценкой материалов портфолио.
Ошибка десятая: стремление оценить баллами все материалы портфолио. В некоторых российских регионах приняли решение оценивать определенными баллами все документы и материалы портфолио. Это в корне противоречит замыслу портфолио, тем более в части оценки творческих работ.
Ошибка одиннадцатая: отсутствие единства оценки материалов портфолио. Отсутствие необходимых нормативных документов, в соответствии с которыми документы и материалы портфолио оцениваются по единой шкале и признаются всеми субъектами образования.
Сл.12
Портфолио могут быть в печатном виде и в электронном виде.
Шаблоны для портфолио можно найти на сайтах:
http://www.junior.ru/nikolaeva/tv_rab/web/students.htm
http://teacher-portfolio.narod.ru/
http://www.junior.ru/nikolaeva/dc/dc1.htm
Сл.13-14
Рефлексия
Возражение « против применения технологии “Портфолио”» постарайтесь сформулировать таким образом, чтобы оно превратилось в довод “за”:
___________________________________________________________________
-отсутствие универсальных механизмов запуска портфолио, а также универсальных алгоритмов организации работы с портфолио
_______________________________________________________________
-организационные трудности, связанные с хранением учебных портфолио, необходимость дополнительных площадей и помещений под портфолио и т. п.
_________________________________________________________________
-трудоемкость процесса проверки и оценки учебного портфолио
_________________________________________________________________
-проблема времени, т.к. новая система требует больше времени для реализации
________________________________________________________________
-неготовность многих учителей одобрить эту инновацию
Сл.15
МКОУ Черчетская СОШ
Учитель начальных классов
I кв. кат.
Коновалова Татьяна Витальевна
2016 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-252968-1389440217.jpg)
Доклад "Портфолио-как способ организации накопительной системы оценки в начальной школе"
Доклад на педагогическом совете об организации накопительной системы оценки в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-252968-1389440217.jpg)
Презентация к докладу "Портфолио-как способ организации накопительной системы оценки в начальной школе "
Презентация к докладу "Портфолио-как способ организации накопительной системы оценки в начальной школе"...
Технология организации накопительной системы оценки в начальной школе
Материал представленный в статье рекомендован для учителей начальной школы, работающих по ФГОС второго поколения...
Презентация по теме: «Организация накопительной системы оценки. Портфолио»
Одна из составляющих итоговой оценки достижений планируемых результатов начального образования - накопительная система оценки или Портфолио.Портфолио - это не только современная эффективная форма оцен...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/14/picture-995080-1515956793.jpg)
Работа с портфолио как с накопительной системой оценки достижений учащихся начальной школы
Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося. В ходе выполнения работы над портфолио неизбежно происходит осмысление учеником своих достижений, формирования личного отношения к...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-284368-1383916838.jpg)
Организация накопительной системы оценки. Портфолио.
Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достиже...
РАБОТА С ПОРТФОЛИО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ОРГАНИЗАЦИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО.
Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоо...