Программа кружка "Загадки математики"
рабочая программа (4 класс) на тему
Предназначана педагогам, ведущим кружок в 4 классах. Относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_matematiki_e.m._barbashova.docx | 50.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Загадки математики» (2015-2016 учебный год)
разработала учитель начальных классов
Барбашова Елена Михайловна
- Пояснительная записка
Программа кружка «Загадки математики» базируется на следующих нормативно-правовых документах:
•Конвенции ООН «О правах ребёнка» от 20.11.1989 г,
• Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 г.,
• «Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.),
• Типового положения об общеобразовательном учреждении от 19. 03. 2001 № 196,
• Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 04. 02. 2010 года № Пр-271,
• Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”,
• СанПиНа от 3.03.2011 г. «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»,
• Федерального закона от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
• Гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.),
• Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Оренбургской области от 30. 09.2010 г.,
• Методических рекомендаций Министерства образования Оренбургской области по написанию образовательной программы начального общего образования от 14. 01. 2011 г.,
- Н.Ф. Виноградова. Примерные программы по внеурочной деятельности: 1-4 классы.
Цель программы – развивать математический образ мышления.
Задачи программы:
Воспитательные:
* воспитывать потребность в самостоятельном приобретении новых знаний;
* воспитывать устойчивый интерес к изучению математики.
Развивающие:
* развивать умение правильно применять математическую терминологию;
* развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
* развивать умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Познавательные:
* обогащать знаниями из различных областей математики;
* расширять математические знания в области многозначных чисел;
* содействовать умелому использованию символики.
Приоритетные формы и методы работы с учащимися.
Формами работы с учащимися являются: решение занимательных задач; оформление математических газет; участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; работа в парах, в группах; творческие работы; индивидуальная работа; фронтальная работа; викторины; математический КВН; игры; практикумы.
Методы работы:
- Словесные.
- Наглядные.
- Практические.
- Проблемно-поисковый.
- Метод проектной деятельности.
Приоритетные формы контроля включают в себя:
- игровые занятия на повторение теоретических понятий (викторины, конкурсы, составление кроссвордов и т.д.);
- собеседование (индивидуальное, групповое);
- творческие работы учащихся.
Срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
- Описание места кружка в учебном плане
Программа предназначена для учащихся 4 класса.
Количество часов за год - 34.
Количество учебных недель – 34.
- Общая характеристика программы кружка «Загадки математики»
Особенности содержания и методического аппарата. Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок «Загадки математики», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Кружок предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгометрической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений позволяет учащимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не только математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность.
Выделяем следующие принципы построения программы:
- Доступность, соответствие возрастным особенностям детей.
- Систематичность и последовательность приобретения навыков и умений.
- Научность.
- Практическая направленность.
- Обеспечение мотивации.
Структура и специфика курса. Программа является модульной: 3 модуля, связанные между собой логикой формирования успешного человека:
- Мир чисел.
- Решение занимательных задач.
- Подведение итогов.
Специфика курса заключается в включении следующих компонентов программы:
- Знаниевый компонент. Данный образовательный компонент программы включает в себя формирование у учащихся следующей знаниевой парадигмы: «логические задачи», «многозначные числа», «обратные задачи», «разряд», «римские цифры» и т.д.
2. Применение УУД на практике (творческий компонент). Полученные УУД обучающиеся применяют при решении задач, примеров, уравнений, разгадывании ребусов.
3. Отношенческий компонент проявляется в участии в олимпиадах, конкурсах.
Целевые установки курса предполагают: ориентирование в основной математической терминологии, успешное участие в конкурсном движении различного уровня.
- Описание ценностных ориентиров содержания программы кружка
Ценностные ориентиры на ступени начального общего образования составляют содержание главным образом воспитательного аспекта:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
- формирование способности наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- воспитание критичного мышления, интереса к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
- привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы
В результате изучения кружка должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении различных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства ответственности;
- развитие самостоятельности суждений.
Метапредметные результаты:
- включение в групповую работу, в обсуждение проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
- усвоены основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- улучшениекачества решения задач различного уровня сложности учащимися;
- овладение способами исследовательской деятельности;
- выявление закономерностей и проведение аналогий.
- Содержание курса внеурочной деятельности
Введение (1 час). Цель – познакомить с кружком «Загадки математики».
Задачи:
- развить интерес к кружку и желание посещать занятия;
- воспитать любознательность.
Предполагаемый результат: сформировано желание посещать занятия кружка «Загадки математики».
Модуль 1 «Мир чисел» (14 часов). Цель модуля – познакомить с разнообразным миром чисел.
Задачи модуля:
- воспитывать любовь к математике;
- развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникативность;
- развивать умение работать с числами.
Темы модуля: Как люди научились считать. Интересные приемы устного счёта. Упражнения с многозначными числами (класс млн.).Учимся отгадывать ребусы.Числа-великаны. Коллективный счёт.Игра «Знай свой разряд».Римские цифры. Числовая головоломка. Игра «У кого какая цифра». Математические фокусы. Решай, считай, отгадывай. Математический КВН. Практикум «Подумай и реши», «Газета любознательных».
Предполагаемый результат: сформировано представление о разнообразных числах и умение работать с ними.
Модуль 2 «Решение занимательных задач» (15 часов). Цель модуля – познакомить с разнообразным миром задач.
Задачи модуля:
- воспитывать любовь к математике;
- развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникативность;
- развивать умение решать задачи.
Темы модуля: Решение занимательных задач в стихах. Решение ребусов и логических задач.Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Загадки-смекалки.Обратные задачи.Решение нестандартных задач.Решение олимпиадных задач.Решение логических задач.Задачи с многовариантными решениями. Математический марафон. Мир занимательных задач. Блиц-турнир по решению задач. Математический праздник.
Предполагаемый результат: сформировано представление о разнообразных задачах и способах их решения.
Модуль 3 «Подведение итогов» (3 часа). Цель модуля – подвести итоги работы за год.
Задачи модуля:
- воспитать желание в дальнейшем заниматься математикой;
- помочь обучающимся понять чему они научились, посещая занятия кружка.
Тема модуля: Проекты учащихся «Математический мир», «Математика вокруг нас». Итоговое занятие.
Предполагаемый результат: сформировано представление о том, чему научились за год, посещая занятия кружка.
7. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки достижения планируемых результатов необходима для ведения мониторинга по эффективности проведения занятий кружка, достижения поставленных целей и задач, а также для проверки знаний и умений обучающихся. Оценка достижений осуществляется через анкетирование учащихся. Варианты анкет представлены в приложениях к программе. Анкетирование рекомендуется проводить в начале, середине и в конце учебного года.
По окончании занятий учащиеся должны знать:
- математическую терминологию;
- разнообразные способы решения задач, примеров, уравнений.
По окончании занятий учащиеся должны уметь:
- применять на практике разнообразные способы решений;
- рассуждать, аргументировать, находить и исправлять ошибки;
- включаться в групповую работу;
- овладеть способами проектной деятельности.
Практическая реализация:
- решение задач, примеров;
- игра «Знай свой разряд»;
- игра «У кого какая цифра»;
- практикум «Подумай и реши», «Газета любознательных»;
- блиц-турнир по решению задач;
- решение олимпиадных задач.
8. Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Список рекомендуемой учебно-методической литературы для учителя:
1. М.В. Александров, О.И. Волошина. Тесты по математике. - М.: Дрофа, 1998// http://dok.opredelim.com/docs/index-5248.html
2. М.Б. Беденко. Самостоятельные и контрольные работы по математике. - М.: «Веко», 2005// http://www.cataloxy.ru/books/5648570_samostoyatelnye-i-kontrolnye-raboty-po-matematike-1-4-klassy.htm
3. Н.Ф. Виноградова. Примерные программы по внеурочной деятельности: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2011// http://www.twirpx.com/file/1431087
4. В.В. Волина. Занимательная математика. - М.: Знание, 1993// http://www.torrentino.com/torrents/838375
5.О.А. Ефремушкина. Школьные олимпиады для начальных классов. - Ростов - на – Дону, изд. Феникс, 2006// http://nashol.com/2014051977470/shkolnie-olimpiadi-dlya-nachalnih-klassov-efremushkina-o-a-2009.html
6. Шевелев К. Занимательная математика. - М.: Ювента, 2008// http://www.twirpx.com/file/628509
Список литературы для родителей и учащихся:
- Л.М. Лихтарников. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – СПб. - Лань МИК, 1996.
2. Л.М. Лихтарников. Числовые ребусы для учащихся начальной школы. - СПб. - Лань МИК, 1996.
3. А.А.Свечников, П.И. Сорокин. Числа, фигуры, задачи. - М.,1997.
9. Учебно-тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата факт | Перечень тем, разделов | Кол-во часов | УУД | Информационные ресурсы | ||||||||
Теор. | Пр. | |||||||||||||
1 четверть – 9 часов | ||||||||||||||
1 | Введение | 1 | 0 | Личностные: У обучающихся будет сформировано желание посещать занятия кружка. Познавательные: Формирование представления о математике. Регулятивные: Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности. Коммуникативные: Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | ||||||||||
Модуль 1 «Мир чисел» (14 часов) | ||||||||||||||
2 | Как люди научились считать. | 1 | 0 | Личностные: У обучающихся будет сформировано представление о мире чисел. Познавательные: У обучающихся будут сформированы разнообразные навыки решения примеров, уравнений. Регулятивные: Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности. Коммуникативные: Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | ||||||||||
3 | Интересные приемы устного счёта. | 0 | 1 | |||||||||||
4 | Упражнения с многозначными числами (класс млн.). | 0 | 1 | |||||||||||
5 | Учимся отгадывать ребусы. | 0,5 | 0,5 | |||||||||||
6 | Упражнения с многозначными числами (класс млн.). | 0 | 1 | |||||||||||
7 | Числа-великаны. | 0,5 | 0,5 | |||||||||||
8 | Коллективный счёт. | 0 | 1 | |||||||||||
9 | Игра «Знай свой разряд». | 0 | 1 | |||||||||||
2 четверть – 7 часов | ||||||||||||||
10 | Римские цифры. | 1 | 0 | Личностные: У обучающихся будет сформировано представление о мире чисел. Познавательные: У обучающихся будут сформированы разнообразные навыки решения примеров, уравнений. Регулятивные: Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности. Коммуникативные: Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | ||||||||||
11 | Числовая головоломка. | 0 | 1 | |||||||||||
12 | Игра «У кого какая цифра». Математические фокусы. | 0 | 1 | |||||||||||
13 | Решай, считай, отгадывай. | 0,5 | 0,5 | |||||||||||
14 | Математические фокусы. Математический КВН. | 0 | 1 | |||||||||||
15-16 | Практикум «Подумай и реши», «Газета любознательных». | 0 | 2 | |||||||||||
3 четверть – 10 часов | ||||||||||||||
Модуль 2 «Решение занимательных задач» (15 часов) | ||||||||||||||
17 | Решение занимательных задач в стихах. | 0 | 1 | Личностные: У обучающихся будет сформировано представление о разнообразных задачах. Познавательные: У обучающихся будут сформированы разнообразные навыки решения задач. Регулятивные: Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности. Коммуникативные: Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | ||||||||||
18 | Решение ребусов и логических задач. | 0 | 1 | |||||||||||
19 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 0,5 | 0,5 | |||||||||||
20 | Загадки-смекалки. | 0 | 1 | |||||||||||
21 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 0 | 1 | |||||||||||
22 | Обратные задачи. | 0,5 | 0,5 | |||||||||||
23 | Решение нестандартных задач. | 0,5 | 0,5 | |||||||||||
24 | Решение олимпиадных задач. | 0 | 1 | |||||||||||
25 | Решение логических задач. | 0 | 1 | |||||||||||
26 | Задачи с многовариантными решениями. | 0,5 | 0,5 | |||||||||||
4 четверть – 8 часов | ||||||||||||||
27 | Математический марафон. | 0 | 1 | Личностные: У обучающихся будет сформировано представление о разнообразных задачах. Познавательные: У обучающихся будут сформированы разнообразные навыки решения задач. Регулятивные: Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности. Коммуникативные: Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | ||||||||||
28 | Мир занимательных задач. | 0 | 1 | |||||||||||
29 | Задачи с многовариантными решениями. | 0 | 1 | |||||||||||
30 | Блиц-турнир по решению задач. | 0 | 1 | |||||||||||
31 | Математический праздник. | 0,5 | 0,5 | |||||||||||
Модуль 3 «Подведение итогов» - 3 часа. | ||||||||||||||
32-33 | Проекты учащихся «Математический мир», «Математика вокруг нас». | 1 | 1 | |||||||||||
34 | Итоговое занятие | 1 | 0 | Личностные: У обучающихся будет сформировано представление о себе как успешном члене кружка. Познавательные: У обучающихся будут сформированы разнообразные математические навыки. Регулятивные: Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности. Коммуникативные: Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
10. Приложения к программе
Анкета «Мой кружок»
Цель – узнать отношение учащихся к кружку «Загадки математики».
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать утверждение и оценить степень согласия с содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
Утверждения:
- Я иду на кружок «Загадки математики» с радостью.
- На кружке у меня обычно хорошее настроение.
- К руководителю и членам кружка обычно можно обратиться за помощью, советом.
- Наш кружок – дружный коллектив.
- На кружке я всегда могу свободно высказать своё мнение.
- Мне дают задания, к выполнению которых я подхожу ответственно, с радостью, интересом.
- Я стараюсь выполнять задания в срок.
- Я считаю, что делаю успехи на кружке.
- Когда я вырасту, из меня получится отличный профессиональный математик.
Обработка данных. Показателем удовлетворения учащихся деятельностью кружка (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же 2 больше У меньше 3, или У меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся деятельностью кружка.
Приложение № 2
«Анкетирование»
Цель – узнать, чему учащиеся научились на кружке «Загадки математики», что хотят узнать, их отношение к кружку.
Ход проведения. Закончите фразы:
- На кружке «Загадки математики» я научился (научилась)…
- На кружке у меня лучше всего получается…
- На кружке мне больше всего нравиться…
- Я бы хотел (хотела) узнать…
- Я бы хотел (хотела) научиться…
- Мне хотелось бы пожелать участникам кружка…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...