Методики обучения детей-инофонов в школе.
статья
Предварительный просмотр:
Методики обучения детей-инофонов в школе.
Пряхин В.В.
В Санкт-Петербурге растет количество школ с полиэтническим составом учащихся, в которых учится больше 30% учащихся-мигрантов. В целом за 3 года в школах города количество детей, не считающих русский язык своим родным языком, увеличилось. Сегодня их по-научному называют инофоны или иноэтничные дети. В упрощенном варианте они звучат как дети-мигранты. И то, что в школах Санкт-Петербурга их становится все больше, факт неоспоримый. В целом же по оценке учителей такие дети описываются как хорошие прилежные ученики, но при этом носители чужой культуры, о которой некоторые учителя имеют поверхностноепредставление. Есть у педагогов опасения: из-за детей-мигрантов может снизиться общий уровень качества образования, поскольку критерии для всех одни. ФГОС второго поколения с его задачами формирования УУД в рамках достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов, ЕГЭ ставят перед современным учителем множество проблем интеграции и социализации учащихся-мигрантов. Поэтому перед учителями возникает ряд задач, которые приходится решать в процессе обучения. Из собственного опыта могу порекомендовать следующее:
Не старайтесь сообщить Вашим учащимся как можно больший объем информации о структуре и системе русского языка. Наша задача – научить их понимать живую русскую речь и правильно интерпретировать речевое поведение носителей русского языка, читать по-русски, понимать смысл написанного. Часто приходится сталкиваться с тем, что ребенок не понимает условия задачи и как следствие не видит путей ее решения.
Необходимо следить за тем, чтобы в течение урока мы в равной степени задействовали все каналы восприятия речевой информации. Это значит, что наши обучаемые на каждом занятии должны и слушать, и говорить, и смотреть, и писать.
Представляется, что сегодня нам нужно по-новому взглянуть и на модель учебного общения преподавателя и ученика. Инофона необходимо познакомить с новой для него культурой. Однако нельзя забывать, что обучаемый – соучастник творческого процесса освоения знаний данного предмета и не «бескультурный» субъект, а представитель той или иной, не менее сложной культуры, чем русская. Реализация этой модели предполагает максимальную индивидуализацию обучения с целью опоры в этом процессе на личностные особенности учащегося и на его родную культуру. Последнее означает, что русские культуроспецифичные феномены всегда необходимо соотносить и сопоставлять с подобными феноменами в родной культуре обучаемого, а также анализировать их различия и сходство. Это значительно повышает качество усвоения материала и способствует развитию толерантности.
Построение урока с разными уровнями сложности заданий так, чтобы их выполнение в парах или мини-группах было нацелено на достижение единой цели, так же является важной составляющей. В классе могут оказаться от пяти до пятидесяти и более процентов инофонов от общего состава обучающихся. Кроме того, в таких условиях образование полиэтнических мини-групп благотворно влияет и формирование толерантности у детей родным языком которых является русский язык.
Интерактивное обучение, т.е. взаимодействие не только преподавателя и ученика, но и совместная учебная деятельность учеников, обладающих высокой лингвистической компетенцией, со слабо владеющими русским языком. Сотворчество, совместный поиск решений поставленных учебных задач, способствуют гармонизации учебного процесса. Это особенно важно в свете личностно-деятельностного подхода.
При работе с учащимися инофонами необходимо учитывать и тот факт, что в семье дети продолжают общаться на родном языке. Так как с одной стороны, их родители мало владеют русским языком и часто не желают демонстрировать ребёнку образцы неправильной русской речи, а с другой стороны, имеют потребность сохранять культурную самобытность, прививать ребёнку любовь к родной речи и традициям родного народа. Ребёнок продолжает оставаться в своей языковой среде и в силу психологических причин: неумения найти контакт со сверстниками в новой культурной ситуации, предпочтения своих соотечественников и родственников для игр и общения, отсутствия мотивации для вхождения в новую культурную среду, новый социум.
Русский язык является для учеников не только средством общения, но и средством получения знаний, орудием мышления, инструментом познания, а также средством карьерного роста и дальнейшей успешности. Поэтому в процессе изучения русского языка, задачей учителя становится языковое воспитание – формирование не только языковой, но и коммуникативной компетентности.
Язык тесно связан с национальной психологией, с самобытностью народа, со стереотипами поведения, традициями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проблемы в адаптации и обучении детей-инофонов
трудности в адаптации и обучении учащихся, не владеющих русским языком...
Методическая статья "Обучение детей- инофонов в рамках курса внеурочной деятельности « Русский язык как иностранный»
Вовлечение детей- инофонов в особую языковую среду. Использование различных методов и приёмов обучения русскому языку....
Первые шаги в обучении детей инофонов
Презентация "Первые шаги в обучении детей инофонов"....
Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»
Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»...
Статья "Система коррекции процесса обучения чтению детей-инофонов в русской школе"
Данная статья поможет педагогам ускорить процесс овладения детьми-инофонами правильного словогово чтения. Приведены конкретные приемы коррекционной работы, проверенные на практике....
Обучение детей-инофонов русскому языку в общеобразовательной школе
В статье обозначены проблемы, возникающие у детей-инофонов при обучении, рассмотрены формы и виды работы для преодоленния трудностей. Также представлена информация о том, какой занимательный материал ...
Обучение детей-инофонов русскому языку в общеобразовательной школе
В статье обозначены проблемы, возникающие у детей-инофонов при обучении, рассмотрены формы и виды работы для преодоленния трудностей. Также представлена информация о том, какой занимательный материал ...