Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования
учебно-методический материал на тему
Итоги освоения достижения планируемых результатов основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planiruemye_rezultaty_kak_osnova_sistemy_otsenki_dostizheniy_trebovaniy_fgos.docx | 33.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования
Задание 1: проанализируйте итоги освоения достижения планируемых результатов основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС (1,2,3,4 классы).
Задание 2: приведите примеры достижения
В соответствии с требованиями ФГОС структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:
• определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;
• определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;
• выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.
С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе в примерной основной образовательной программе выделяются следующие уровни описания.
Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Обобщенная модель планируемых результатов
Результатом интеграции информации из ФГОС, Примерной основной образовательной программы, а также УМК «Школа России» является обобщенная модель планируемых результатов:
Планируемые результаты (обобщенная модель)
Планируемые личностные результаты | |
Самоопределение | · готовность и способность обучающихся к саморазвитию; · внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; · принятие образа «хорошего ученика»; · самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; · экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; · гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; · осознание ответственности человека за общее благополучие; · осознание своей этнической принадлежности; · гуманистическое сознание; · социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; · начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
Смысло-образование | · мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); · самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; · эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
Нравственно-этическая ориентация | · уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; · навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; · эстетические потребности, ценности и чувства; · этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; · гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества. |
Планируемые метапредметные результаты | |
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Целеполагание | • формулировать и удерживать учебную задачу; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. |
Планирование | • применять установленные правила в планировании способа решения; •выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; •определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; •составлять план и последовательность действий; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
Осуществление учебных действий | • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах; • использовать речь для регуляции своего действия. |
Прогнозирование | • предвосхищать результат; • предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. |
Контроль и самоконтроль | • сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; • различать способ и результат действия; • использовать установленные правила в контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. |
Коррекция | • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; • вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. |
Оценка | • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; • соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. |
Саморегуляция | • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач; • активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта. |
Познавательные универсальные учебные действия | |
Общеучебные | • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; • использовать общие приемы решения задач; • применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; • ориентироваться в разнообразии способов решения задач; • выбирать наиболее эффективные способы решения задач; • осуществлять рефлексию способов и условий действий; • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; • ставить, формулировать и решать проблемы; • самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; • осуществлять смысловое чтение; • выбирать вид чтения в зависимости от цели; • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. |
Знаково-символические | • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать, существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач. |
Информационные | • поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); • сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными; • обработка информации (определение основной и второстепенной информации); • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; • анализ информации; • передача информации устным, письменным, цифровым способами; • интерпретация информации (структурирование; перевод сплошного текста в таблицу, презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ); • применение и представление информации; • оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности). |
Логические | • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; • подведение под правило; • анализ, синтез, сравнение, сериация; • классификация по заданным критериям, установление аналогий; • установление причинно-следственных связей; • построение рассуждения, обобщение. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Инициативное сотрудничество | • ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; • предлагать помощь и сотрудничество; • проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Планирование учебного сотрудничества | • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; • определять цели, функции участников, способы взаимодействия; • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |
Взаимодействие | • формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; • строить понятные для партнера высказывания; • строить монологичное высказывание; • вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника. |
Управление коммуникацией | • определять общую цель и пути ее достижения; • осуществлять взаимный контроль; • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; • оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; • разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. |
В описании системы проверочных и учебно-методических материалов выделяются следующие позиции:
1. Стартовая диагностика, в которой представлены ожидаемый уровень предметной подготовки первоклассников, примеры проверочных заданий и возможные структуры проверочных работ в зависимости от методики и времени их проведения, а также рекомендации по использованию системы стартовой диагностики.
2. Систематизированное описание рекомендуемых учебных задач и ситуаций (по каждому предмету и для каждой дидактической линии) для различных этапов обучения, включающие описание дидактических и раздаточных материалов, необходимые для организации учебной деятельности школьников, организации системы внутренней оценки, в том числе – диагностической.
3. Итоговые проверочные работы (на конец каждого класса), включая рекомендации по их проведению, оцениванию, фиксации и анализу результатов.
Результаты итоговой комплексной работы
1а класса 2013-2014 учебный год
№ п/п | Основная часть. Уровень сложности – базовый. | ||||||||||||
Фамилия, имя | Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5(1) | 5(2) | 6(1) | 6(2) | Всего | |||
Чтение, навыки чтения | Русский язык, правописание | Чтение, осознанность чтения | Математика, числа и величины | Математика, числа и величины | Математика, числа и величины | Русский язык, фонетика | Русский язык, фонетика | ||||||
1. | Бадасян Артур | II | 30 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 5 | ||
2. | Борзов Данил | III | 50 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | ||
3. | Борзов Егор | I | 36 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 5 | ||
4. | Газетников Дмитрий | I | 44 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3 | ||
5. | Гирилович Илья | III | 25 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 5 | ||
6. | Глотов Даниил | I | 76 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 5 | ||
7. | Григорян Лиана | III | 25 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | ||
8. | Гришин Степан | II | 76 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | ||
9. | Демченко Дарья | I | 53 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 5 | ||
10. | Ермошин Никита | IV | 70 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | ||
11. | Зарипов Амир | IV | 64 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 5 | ||
12. | Кумирова Виктория | III | 30 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 5 | ||
13. | Курабекова Милена | I | 40 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | ||
14. | Мельников Дмитрий | II | 44 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 4 | ||
15. | Минская Елизавета | IV | 64 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | ||
16. | Никитин Егор | III | 44 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 4 | ||
17. | Пикалова Елизавета | IV | 30 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 5 | ||
18. | Седов Дмитрий | I | 59 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 5 | ||
19. | Семенова Маргарита | I | 76 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 5 | ||
20. | Серегин Иван | IV | 76 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | ||
21. | Слепов Константин | II | 37 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 5 | ||
22. | Субботин Егор | II | 60 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | ||
23. | Фатуева Юлия | IV | 62 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | ||
24. | Чубарова Анна | IV | 59 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 5 | ||
25. | Шурухнова Юлия | I | 76 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | ||
26. | Яковлев Артём | II | 76 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 5 | ||
Процент выполнения заданий | 92% | 96% | 73% | 73% | 96% | 81% | 50% | 85% | 85% |
Анализ итоговой комплексной работы
учащихся 1а класса
Работу выполняли 26 человек:
Из них: 14 человек выполняли 1 и 2 варианты (базовый уровень)
7 человек – 4 вариант (повышенный уровень);
5 человек -3вариант (пониженный уровень).
Оценка уровня сформированности важнейших предметных аспектов обучения:
1.Скорость чтения не сплошного текста про себя или шёпотом -92%.
2.Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв, списать предложение -96%
3.Умение на основе сопоставления текста и формулировки задания восстановить содержание и событийный ряд -73%.
4.Умение сравнивать числа и величины, заданные в неявной форме, и высказать суждение -73%.
5.Умение пересчитать предметы (в пределах 10) и записать результат с помощью цифр -96%.
6.Умение выявить, установить и продолжить закономерность в ряду чисел -81%.
7.Умение выделить буквы мягких согласных звуков в простых случаях -50%.
8.Умение соотнести и определить количество звуков и букв в слове -85%.
Классный руководитель: Жестакова О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков здорового образа жизни у школьников с за-держкой психического развития в условиях требования ФГОС начального общего образования
Ребёнок первый раз переступил порог школы. Что его ждёт? Новый, неизведанный мир открывается перед ним. Принимая каждого ребёнка, учитель задумывается над тем, каким он станет через одиннадцать лет, к...
Тематическое планирование составленов соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечено УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и м
Пояснительная записка.Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамот...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
«Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования»
«Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования»...
Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС НОО
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....
Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС начального общего образования
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования ...
Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».
laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...