творческий отчет
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
u
Муниципальное образовательное учреждение Ключанская средняя
общеобразовательная школа муниципального образования - Кораблинский
муниципальный район Рязанской области
Творческий отчет.
«Экология как связующее звено
между учебными предметами в
~
начальнои школе».
Учитель начальных классов
ДеминаГ. с.
Ключ - 2009 г.
Кагда вакруг начинают гаварить аб экалагии, та чаще всего' подразумевается
чта-та ачень вазвышеннае, ачень всеабщее, в канце канцав, ника га из нас реальна
враде бы не касающееся. Какие-та завады страшными трубами каптят неба где-та
далека; мажна пасетавать, ЧТо' в раднам гараде или селе стало нечем дышать из-за
выхлапных газав или ста ка в нечистат. Наша жизнь багата чудавищными
примерами, а катарых пастаянна нам напаминают с экранов телевизарав. Мы
всегда нахадим для себя аправдания, ЧТо' не в наших силах останавить завады,
прагресс и т.д .. И тагда невальна раждается вапрас: а ЧТо' же делать? Думаю, ЧТо'
самый прастай и, на май взгляд, аптимальный ответ на этат актуальный вапрас -
начни с себя. Да, трубы дымят, леса вырубают, каличества машин увеличивается,
на мы таже кае-что мажем сделать. Например, васпитать паколение, катара е будет
балее атветственна падхадить к вапрасам сохранения природных богатств и
красаты. Не мелочь - воспитать человека, который не бросит фантик или обёртку
мимо урны, впоследствии он будет думать о чистоте вокруг себя не только дома, но
и на улице. Мы говорим об акружающей cp~дe, а это не далёкий Байкал или
Челябинск, это наш подъезд, наша улица, наша речка, наш лес. Окружающая среда -
это та, что нас окружает. Задача учителя - воспитать «хозяина необъятной Родины
своей», помочь детям с малых лет почувствавать себя не потребителями, а именно',
хозяевами в своей стране: умными, добрыми и рачительными хозяевами.
Целью моей работы является воспитание гуманной, творческой, социально
активнай личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и
общества, с навыками правильного поведения в природной и социальной среде.
Основные задачи:
1. сис~атизаци~ расширение представлений д~тей о пр~метах и явлениях
Ч;lШОДЫ ирЩlтественно_й жизни, ~ _ ~ , _ ~.
2. развйтие интереса к их познанию, обогащение НIyaBCTBeHHoroопыта учащихся,
раскрытие сложившихся противоречий между обществом и природай, пути
их разрешения, знакомство с реальными экологическими праблемами,
вставшими перед людьми,
3. преодаление утилитарного, потребительского подхода к природе,
параждающега безатветственнае атношение к ней;
4. фармиравание у детей убеждения в неабходимасти охраны прирады как в
своём крае, ~aK и ~ стране, на . .всей планете.
Актуальность даннай темы састаит в там, ЧТо' дети младшего шкальнага
вазраста не всегда умеют вести себя на прираде. Они ломают' ветви деревьев, рвут
раннецветущие растения, забирают из гнёзд птенцав дамой и т.д. Чтабы научить
детей понимать прираду , чувствовать её красату, беречь её -багатства, нужна
"прививатьЪти чувства малышам с самого раннего детства, когда их интерес к
окружающему миру велик. Паэтаму с перваго класса учителю неабхадима
прабудить в детях интерес к акружающей природе, к наблюдением за растениями
живатными. Эффективнасть экологическага васпитания вазрастает при шираком
испальзавании различных фарм активизации познавательной деятельности детей,
как на ураках, так и Во' внекласснай деятельнасти.
-~.
- ~
~ , _ -, _ - -=-~~. ~ __ .. -_ ..
"--"-~~------'-'~'-'~" ... -----=-.~~-.='~:-~.-'-- .'; .. ".~"- -":::Е ,.~ ~.
.- .. _--~---~. ----~~~
Экология - связующее звено между различными предметами. Формы
организации работы следующие:
~ уроки в классе и в природе, экскурсии;
~ мониторинги,
~ домашние задания,
~ внеклассная работа.
Новизна моей темы заключается в рассмотрении экологии как связующего
звена между различными предметами. Широкие возможности для начального
экологического образования и воспитания учащихся представляет материал многих
учебных предметов, например, математики, русского языка, чтения, окружающего
мира, изобразительного искусства, технологии.
По математике это, в основном, экологические задачи. Из таких задач ребёнок
узнаёт для себя много нового, а также видит, какое значение имеет животное или
растение для человека. Это очень важно именно сейчас, когда люди так активно
вмешиваются в жизнь природы, разрушая естественные экологические связи.
Приведу несколько примеров типовых задач, используемых мной в 1 и 2 классах на
уроках математики:
- Белка принесла в дупло утром 24 ореха, а в обед 28 орехов. На сколько
больше орехов принесла белка в обед? - Масса арбуза 1 О кг. Масса дыни 8 кг. На сколько кг масса арбуза больше
массы дыни? - На дереве сидели 5 снегирей, прилетели ещё 5. Сколько стало снегирей?
- Ёжик собрал 25 5i§лок, ежата - 15. Сколько Bce~ яблок СQ§рал ёжик с
~ ежатаl'@- ~ _ _ -. _ =- l := ~. .• ~
- ЦBeTы~aKa закрываются в 3 часа дня, а шиповника на 4 часа позже. В
какое время закрываются цветы шиповника?
б. Семена тыквы не теряют всхожести б лет, а семена овса на 4 года дольше.
Сколько лет не теряют всхожести семена овса?
- Личинка жука-плавунца за сутки съела 1 О мальков, причём утром она съела
7 мальков, а остальных - вечером. Сколько мальков съела личинка
вечером? - Гектар леса выделяет в год 10 т кислорода. В начале года лес выделил б т
кислорода. Сколько тонн кислорода выделил гектар леса в конце года? - В России 10 видов лилий, а багульника - 4. На сколько видов лилии
больше, чем видов багульника?
10. Зебра живёт 28 лет, а гиена - 25. На сколько лет меньше живёт гиена, чем
зебра? -=- -
11. Вишня зацвела 11 мая, а яблоня - на 3 дня позже. Какого числа зацвела
яблоня?
12. Ласточки прилетели 9 мая, а стрижи - на 5 дней позже. Какого числа
прилетели стрижи?
-
.-jj
13. В начале лета бурундук собрал б кг запасов на зиму, а в конце лета - 4 кг.
За зиму бурундук съел 8 кг запасов. Сколько килограммов он оставил на
раннюю весну?
14. Корни кактуса могут проникать в землю на глубину б м, а пальмы - на 3 м
глубже. На какую глубину могут про никнуть корни пальмы?
15. Ласка убивает за год 2000 мышей и полёвок. Сколько мышей уничтожит
зверёк за месяц? Посчитай, сколько зерна сохраняет этот зверёк за год, если
известно, что одна мышь уничтожает за год до 12 кг отборного зерна?
(задача из программы 3-4 классов)
Для учащихся 4 класса предлагаются задания более сложные, творческого
характера, на смекалку:
- Рассчитайте разные варианты запасов корма доля белки на зиму, если в
день она съедает 20 г пищи. - Дельфин плавает, а страус бегает. Кто быстрее передвигается?
- Река Днепр - в Украине, река Нил - в Африке. Сравни, какая река длиннее,
на сколько? (предполагается измерительная работа по географической
карте).
Уроки русского языка тоже раскрывают широкие возможности для
использования экологического материала, а также уроки по развитию речи,
экологическая азбука, правописание понятий. Например, при изучении словарных
слов - берёза, ворона, воробей, заяц, лисица, медведь, ягода, осина, земляника и
Т.Д. - дети знакомятся не только с внешним видом растений, животных, но и учатся
правильно их записывать.
При закреплении материала по любой теме также можно использовать
экологические понятия. Например, по теме «Словосочетание». Пре.w:агается
~ прочестъ гекст, затеgпроводи.еловарна-а работа. 1: ~"_" ---
Учитель: «Трудно представить себе жизнь без цветов. L весны до 'поздней
осени на полях, в лесах, в наших садах и парках цветут разнообразные растения.
Давайте прочитаем текст и выпишем имена прилагательные с именами
существительными». Учащиеся читают текст «Первые цветы»: «Я люблю родной
край. Наступает ранняя весна. Солнце льёт на землю тёплые лучи. Появились
прекрасные весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года
в год всё меньше цветов распускают свои нежные пышные головки. Нужно
сохранять и оберегать этипрелестные вестники весны».
Учитель: «Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в
«Красную книгу». Почему книгу называют «Красной»?»
Ответы учащихся.
Учитель: Стоит ли губитьрастения из-за нескольких дней красоты? (Нет).
Учитель: Правильно. Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочк-у - она
погибла, сорвала цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно
прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту природы».
Давайте пообещаем не срывать ни полевых, ни луговых, ни лесных цветов. Пусть
они цветут и благоухают, радуя людей своим запахом и ярким нарядом. Запомните
правило: «Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов! Букеты можно
составлять только из тех растений, которые выращены человеком!»
-- ---;---==
.. ~_._ ... --.---- ... - -~--.~---.__::E:::...--.~~
"~-----~--...• --~--
Уроки чтения и сами учебники по чтению Л.Ф. Климановой, В.П. Горецкого,
М.В. Головановой «Родная речь» содержат достаточно произведений о явлениях
природы, взаимосвязях в ней. В главе «Поэтическая тетрадь» предлагаются для
изучения стихи русских поэтов о временах года. Дети учатся анализировать,
сравнивать состояние природы в разное время года, видеть её красоту. На одном из
таких уроков слушали замечательную музыку Антонио Вивальди из цикла «Времена
года». Учащиеся, сопоставляя свои ощущения со звуками музыки, искали сравнения
с текстами стихотворений, а также рассматривали репродукции с картин И.
Левитана «Золотая осень», «Март», К. Юона «Конец зимы», И. Шишкина «В лесу».
В учебнике представлены и другие стихи, более современных авторов, в которых
затрагивается экологическая тема. Например, стихотворение Б. Заходера «Что
красивей всего?», Сначала стихотворение читается вслух, а затем проводится беседа
по прочитанному .
- Скажите, какой вопрос задал ребёнок автору?
- Почему он решил найти на него ответ?
- Простой ли это вопрос? Смог ли сам автор на него ответить?
- К кому за помощью он обратился? (к растениям и животным)
- Почему названия животных, трав написаны с заглавных букв? (В знак
уважения. Сравните, в официальных и поздравительных письмах обращение «Вы»
пишут с большой буквы).
- Что считали самым красивым животные и травы, к которым обращался поэт?
- Кто мог славить поля?
- А кто мог сказать, что самое красивое на свете, это полярные льды?
- Кто мог считать самыми красивыми горы? Степи? Мерцанье звезды?
- К какому выводу:!!ы можем~рийти: как ответить на очень ~дный BO~OC
ребёнка? (Каждый считаФаМ~IМ:сК_ИВЫМ то вчто нравится ему, лI:ilИмый ро; Д1Й
край, где он вырос, и каждый по-своему прав). ~-====-
- Как отвечали автору животные и травы? Прочитайте глаголы (крикнул,
процедил, ответил).
- Как эти слова характеризуют обитателей нашей планеты? Какие у них
характеры?
Вывод: на вопрос отвечают растения и животные. У каждого свой характер,
вкус, своя среда обитания, своя жизнь, в которую человеку надо как можно меньше
вмешиваться и относитъсяк любому живому существу как к себе равному.
~ .' .
В качестве закрепления эмоционального настроя учащимся предложено
словесное рисование картины к стихотворению «Что красивей всего?»
Уроки изобразительного искусства также способствуют экологическому
воспитанию школьников. Например, урок по теме «Поле цветов» во 2 клаесе
проводится после весенней экскурсии (в Maej- и выполнения домашнего задания
«Наблюдение за ранним распусканием и цветением растений в нашем селе». К
этому уроку дети уже научились многое подмечать в природе, просыпающейся
после зимних холодов. На уроках окружающего мира они узнали о различных
изменениях в жизни растений и животных. Обобщая высказывания, приходим к
выводу: «В мае луга, лесные поляны, сады пестрят цветущими растениями.
Недаром в народе май называют самым цветущим месяцем. Красоту вокруг нас
ссздают цветы, бесчисленнсе мнсжествс кстсрых (пслевые, садсвые, лесные,
ксмнатные) украшают прирсду, дсм челсвека. Вспсмните, какие цветы вы знаете?
Какую фсрму и окраску они имеют?» пссле таксй беседы каждый ученик рисует
свсё псле цветсв (хМой любимый угслск природы»).
Урски технслсгии, как и урски изсбразительнсгс искусства, псмсгают детям
приблизиться к тайнам прирсды. Псделки из прирсднсгс материала (листья
деревьев, шишки, хвся сссны, ели, семена), аппликация (мир растений и живстных),
практические рабсты (ухсд за ксмнатными растениями - пслив, удаление сухих и
бсльных листьев, рыхление псчвы; выращивание растений; определение названия
пс энциклспедии ксмнатных растений), наблюдение за прирсдными явлениями
(определение услсвий для рсста растений: влага, теплс, освещение), экскурсии в
прирсду (цели - наблюдение за изменениями в прирсде и сбср прирсднсгс
материала) - вст непслный перечень фсрм, с псмсщью кстсрых дети псзнают
прирсду на урсках технслсгии.
Нс, естественнс, наибслее пслнсе экслсгическсе сбразсвание обеспечивают
урски скружающегс мира. Вся прсграмма курса предусматривает, чтсбы псзнание
ребёнксм мира вскруг нас былс скрашенс идеями егс сбережения, стветственнссти
человека за ссстсяние «жилища» среды свсегс обитания. На псзнание
взаимссвязей, существующих в прирсде, на изменения, прсисшедшие в ней псд
влиянием челсвека. На этих урсках я испсльзую следующие фсрмы кснтрсля:
фрснтальный спрсс, мснслсгический ответ учащегсся, виктсрины, игры «Узнай пс
списанию», «Да-нет», «Устами младенца», «Отгадай растение, животное», «Живсе-
неживое», загадки, рабста в группах.
Учащиеся в группах отгадывают крсссвсрды; ссставляют цепи питания, а_
пстсм привсдят примеры,: чте-произойдёт, если сднс звенс исчезнет; уtI!Cтвуют в ~
: ~развивающих играх и викт.шх. Прп8щу пример сднсй такой ИГРЬQVотсру~
~мсжнс испсльзсвать, как на урсках пс .окружающему миру, так и на внеклассных ~
мерсприятиях.
«Крестики-нолики». Прсвсдится при изучении сезснных изменений в
прирсде. Игра проходит на игрсвсм псле 3х3, всегс 9 клетсчек. У каждсй ксманды
свсй отличительный знак: у первсй - капелька, у втсрсй - снежинка. Всзмсжны два
варианта псдведения итсгсв.
- Разыгрываются все 9 клетсчек. Постепенно запслняется всё игрсвсе псле.
В этсм слу:ае побеждает команда, у кстсрсй на игрсвсм псле скажется
бсльше всегс значксв.
- Однсй из ксманд в хсде игры удаётся выстрсить в один ряд пс
гсризснтали, вертикали или диагснали три свсих значка. Тсгда игра
прекращается, ипсбеда присуждается этсй ксманде.
_ На игровом псле 9-клетсчек,-к.аждая из которых таит в себе загадку с каком-либо -
явлении прирсды. Ксманды пс очереди называют номер клетсчки, слушают загадку,
и, если отвечают на неё в течение 5 секунд, тс на эту клетсчку ставят свсй значок.
Загадки мсгут быть таксго типа:
- Вырсслс, спсвырсслс,
Из бсрсды повылезло,
Сслнышкс всталс, ничегс не сталс (Туман).
. : ~- ....
- Меня никто не видит,
Но всякий слышит,
Спутницу мою всяк может видеть,
Но никто не слышит (Гром и молния).
- Стоят сестрички, на них белы колпачки,
Не шиты, не мыты, не вязаны (Пеньки в снегу).
- Чист и ясен, как алмаз, дорог не бываю
Я от матери рождён, сам её рождаю (Лёд).
- Заря -заряница, красная девица,
По полю гуляла, ключи потеряла.
Месяц увидал, солнце подняло (Роса).
- Меня часто просят, ждут,
А только покажусь, сразу прятаться начнут (Дождь).
- В новой стене, в круглом окне,
Днём стекло разбито, за ночь вставлено (Прорубь).
- Сильнее солнца, слабее ветра, .
Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет (Туча).
- Как-то раз средь бела дня
Обманул шалун меня:
Спрятал поле, луг, стога,
Речку, лес и берега.
Показалось мне вначале,
Что они гурьбой сбежали.
Лишь седой шутник исчез - ~
Объявились луг ~ лес, .::....
- Обнар)'ЖИЛИСЬ стога,
Поле, речка, берега.
Прояснились небеса,
Вновь видна земли краса.
Это ли не чудеса?! (Туман)
Подобную игру можно про водить по любой теме. Главное, подобрать
загадки или просто задания.
Домашние задания экологической направленности в виде творческой
работы можно давать следующие:
- Составить книжку-малышку по правилам поведения в природе;
- Составить рассказ о красоте воды;
- Дополнить примерами схему;
- Придумать сказку «О круговоротеводы в природе»;
- Нарисоватьлюбимое комнатное растение, дерево;
- Составить рассказ о домашнем питомце и нарисовать его;
- Найти стихи, загадки о растениях, животных или сочинить
стихотворение самому;
• Составить утреннюю «Зарядку для зверей» и провести её в классе.
Внеклассная работа позволяет школьникам включаться в работу по
сохранению и улучшению природной среды. Это уборка территории вокруг школы
-7-
=
-
-~-
и высадка цветов и овощей на пришкольном участке, это и дидактические игры во
время экскурсий в группе продлённого дня и каникулярном лагере отдыха
(<<Деревья и кустарники», «Хвойные и лиственные», «Найди дерево»). Это даже
может быть экологический мониторинг.
Мониторинг - система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая
выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием человеческой
деятельности. Результаты, полученные в ходе первичного школьного
экологического мониторинга, могут использоваться при формировании базовых
экологических понятий у детей, а также для продолжения экологических
исследований.
Дети младших классов тоже могут участвовать и про водить экологический
мониторинг, если заранее их снабдить соответствующей информацией, поставить
цель, наметить план, приготовить соответствующее оборудование.
Ученикам начальной школы вполне по силам провести мониторинг
пришкольного участка и сделать вывод о состоянии атмосферного воздуха, почвы,
воды на территории и в школьном водопроводе, а также участвовать в
общешкольных экологических проектах и акциях.
Воспитательные мероприятия предусматривают и экологию души. Важно,
чтобы дети поняли, что бережное отношение должно быть и к людям, и к самому
себе. Здесь подходит известное всем высказывание: «Если хочешь, чтобы к тебе по-
хорошему относились, будь сам ко всем добр». Ребёнок постоянно с кем-нибудь
общается. В первую очередь - это семья. Каковы отношения в семье, как общаются
друг с другом члены семьи, существует ли между ними взаимопомощь,
взаимовыручка, взаимоподдержка, каковы главные ценности семьи? Всё это с2-
BpeMe~M перейдёт в жизнь детей. ~ ~ ~
~дача классного рjrководит~_. HaCKQ;!If(O возможно, направить эз ••
отношения между детьми и родителямlI в позитивное русло взаимопонимания. В-
детях необходимо воспитывать отрицание потребительского отношения к
родителям, а родителям больше интересоваться духовной жизнью своего ребёнка, а
не только его успеваемостью в школе, удовлетворением его материальных нужд.
Для этого про водятся не только родительские собрания и посещения учащихся на
дому, но и совместные классные и школьные мероприятия. Традиционными из них
в нашей школе стали: осенний Праздник Урожая, новогодний утренник, походы по
родному краю в кон,це учебного года; Кроме традиционных, ежегодно имеют место
и другие совместные мероприятия - утренники, спортивные соревнования, поездки в
театр, музеи или Рязанский цирк.
В начальной школе закладываются основы экологической культуры человека.
Здесь дети (многие из них впервые) попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее
их отношение к .природе во-многом-будет зависеть от того- осознают-ли они её=-
ценность, насколько глубоко будет воспитано в школьнике чувство бережного
отношения к природе учителем, и, конечно, насколько всё это принято в семье.
Сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями
по слежению за состоянием окружающей среды и оказанию помощи природе
позволит воспитать экологически грамотного гражданина .
...•...•. , .... --
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет "Апробация УМК "Перспективная начальная школа"
Четыре года работала по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа". В своем отчете я рассказа о формах. методах работы по этому УМК....
Творческий отчет второклассников
Нам понравилось!...
Творческий отчет "Апробация УМК "Перспективная начальная школа"
В этом отчете я рассказала об УМК "Перспективная начальная школа". С какими знаниями выходят дети по окончанию 4 класса....
Творческий отчет
Творческий отчет учителя о проделанной работе за 5 лет...
Творческий отчет в стихотворной форме
Представляю материал в стихотворной форме для классного часа о здоровом образе жизни....
Творческий отчет
презентация "Развитие орфографической зоркости"...