Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.
статья на тему

Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в  школе. От того, насколько хорошо будут сформированы навыки правописания в начальной школе, зависит будущее обучения ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность.

Чтобы решать орфографические задачи, уметь обозначать орфограммы необходимо развить в ученике умение видеть орфограммы. Умение обнаружить орфограмму связано с понятием «орфографическая зоркость».

Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.

Прежде всего, на своих уроках учу детей слышать звуки, определять их количество в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Постоянно ставлю детям вопросы: какую букву надо проверить на письме и почему? Как вы это будете делать? В работе использую:

- орфографические минутки,

- письмо с проговариванием,

- орфографические диктанты,

- работу с перфокартами,

- показ орфограммы  карточками,

- орфограммы в пословицах, загадках,

- сигнальные карточки,

- игровые моменты «Третий лишний», «Опасное место», «Рассели по домикам», «Зажги фонарик». Эта работа приносит свои плоды при соблюдении систематичности, при постоянном оттачивании у детей умения слышать звучащее слово.

При работе над орфографической зоркостью особого внимания требуют словарные слова.    

Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса предусмотрено усвоение ряда словарных слов.

Все слова я группирую по темам. Например: 2 класс: учебные вещи, огород, класс, школа, завод, птицы, зима, в магазине, животные, Россия. Тематически учащиеся лучше запоминают слова из словаря, составляют с

                                              

ними предложения и небольшие тексты.

Вот некоторые из видов работы над словарными словами, которые использую в работе.

-напиши названия птиц (учебных вещей) и другие.

-запиши слова с мягким знаком.

-запиши слова, отвечающие на вопрос кто? что?

-запиши существительные мужского рода (ж.р., с.р.) – в 3 классе.

-выборочный диктант (учащиеся записывают только словарные слова). Примерный текст: Наступила зима. Трещат морозы. Толя надел пальто, взял коньки и пошёл на каток. Там были знакомые ребята.

-ответы на вопросы. (Что даёт корова? Кто верный друг человека? Какие овощи растут в огороде? и так далее).

-допиши предложение: (Звонко чирикает _____. В конуре спит _____.

-Отгадай загадки. (Где носом поведёт, там заметку кладёт). (карандаш)

-напиши слова, которые начинаются с буквы д, к, в…

-слог потерялся. Составь слово.

____нал,   ____тер, ____ток,  ____тер,   ____яц  (пенал, ветер ,платок ,заяц)                                             

-составь по опорным словам предложения. (завод, рабочие, машина)                 -отправь кораблик в плавание. Например: На доске 2 кораблика.

                                                                                                          ниже слова: м..рковь,  ..рбуз,  в..рона, з..вод, п..суда, к..пуста др.

Дети выписывают слова в тетрадь в 2 столбика. Затем идёт проверка. Если все слова записаны верно, то ученик рисует рядом кораблик, который отправляется в плавание.

При первом знакомстве с новым словом используют загадки, предметные картинки, описание признаков предмета. Также для знакомства использую толковый словарь, где даётся точная характеристика слова (например: «огород» - участок земли под овощами, обычно около дома).

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы,

 

                                                       

но и предупреждения ошибок. Выполняя работу над ошибками, учу детей работать по памяткам. Сначала учимся работать коллективно, а затем дети работают самостоятельно.

Памятка. Работа над ошибками.

1.Безударная гласная. Выпиши слово. Выдели корень, поставь ударение. Подбери проверочное слово. Придумай и запиши 1-2 слова на это правило. Лесник – лес.

Морской, бедняк.

2.Словарные слова. Выпиши слово. Правильно подбери несколько однокоренных слов. Берёза – берёзовый, березняк.

3.Парные согласные. Запиши слово правильно. Подчеркни «опасное» место. Напиши проверочное слово. Подбери 1-2 слова на это правило. Узкий – узок, дуб – дубы.

4.Непроизносимые согласные. Выпиши слово правильно. Подчеркни «опасное» место.

Напиши проверочное слово. Подбери 1-2 слова на это правило. Сердце – сердечный, грустный, солнце.

5.Разделительный ъ и ь. Подбери и запиши несколько слов на данное правило. Выдели приставку, корень. Подъезд.

6.Безударные окончания существительных. Выпиши существительное. Определи склонение, падеж. Запиши свой пример на это правило. На опушке – 1скл. П.п.

7.Окончания прилагательных. Выпиши прилагательное вместе с существительными, к которому оно относится. Определи падеж существительного. Поставь вопрос от существительного к прилагательному. Определи род и падеж прилагательного. По лесу (какому?) зимнему ( Д.п., м.р.).

8.Окончание глаголов. Запиши правильно глагол. Поставь его в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед – ть. Определи спряжение и гласную, которую надо писать в окончание глагола. Пишет – писать.

         Целенаправленная работа над ошибками воспитывают орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно.

                                                           

   Систематическая работа над формированием почерка учащихся – одна из главных задач учителя. Начинается эта работа в первом классе. Для решения этой задачи первоклассники ежедневно тренируются в написание отдельных элементов букв, самих букв и их сочетаний. Процесс  обучению письму идёт у всех детей по-разному. У одних всё получается легко и быстро, у других хорошо, но медленнее, а  у третьих многие элементы получаются плохо. На уроках письма использую картинки – силуэты с буквами и их элементами  (картинки помогали делать родители и пятиклассники). Дети обводят рисунки по контуру, заполняют его плоскость элементами и буквами. Например: на букву  З – рисунок зонтика, О – кукла,  А – акула, Н – Незнайка, Т – тигр, М – мишка, Ш – шапочка.

Так на каждую букву алфавита есть свой силуэт. Работа с этими картинками может проходить по–разному. Их можно давать тем детям, которые пишут быстро, чтобы они были заняты. Можно предлагать их для домашней работы тем ученикам, у которых плохо получаются отдельные элементы и буквы. А детям больше нравится, когда по картинкам работает сразу весь класс. Все очень стараются, т. к. в конце урока работу можно прикрепить на доску и показать свой результат. Запись новой буквы и её элементов в плоскости рисунка превращает монотонное повторение одинаковых элементов в увлекательное занятие. Дети с увлечением прописывают элементы и буквы, усваивая не только силуэт, но и порядок написание изучаемой буквы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_orfograficheskoy_zorkosti.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  орфографической  зоркости  на  уроках

русского  языка.

                                                                 Зыза Г.В.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в  школе. От того, насколько хорошо будут сформированы навыки правописания в начальной школе, зависит будущее обучения ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность.

Чтобы решать орфографические задачи, уметь обозначать орфограммы необходимо развить в ученике умение видеть орфограммы. Умение обнаружить орфограмму связано с понятием «орфографическая зоркость».

Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.

Прежде всего, на своих уроках учу детей слышать звуки, определять их количество в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Постоянно ставлю детям вопросы: какую букву надо проверить на письме и почему? Как вы это будете делать? В работе использую:

- орфографические минутки,

- письмо с проговариванием,

- орфографические диктанты,

- работу с перфокартами,

- показ орфограммы  карточками,

- орфограммы в пословицах, загадках,

- сигнальные карточки,

- игровые моменты «Третий лишний», «Опасное место», «Рассели по домикам», «Зажги фонарик». Эта работа приносит свои плоды при соблюдении систематичности, при постоянном оттачивании у детей умения слышать звучащее слово.

При работе над орфографической зоркостью особого внимания требуют словарные слова.    

Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса предусмотрено усвоение ряда словарных слов.

Все слова я группирую по темам. Например: 2 класс: учебные вещи, огород, класс, школа, завод, птицы, зима, в магазине, животные, Россия. Тематически учащиеся лучше запоминают слова из словаря, составляют с

                                             

ними предложения и небольшие тексты.

Вот некоторые из видов работы над словарными словами, которые использую в работе.

-напиши названия птиц (учебных вещей) и другие.

-запиши слова с мягким знаком.

-запиши слова, отвечающие на вопрос кто? что?

-запиши существительные мужского рода (ж.р., с.р.) – в 3 классе.

-выборочный диктант (учащиеся записывают только словарные слова). Примерный текст: Наступила зима. Трещат морозы. Толя надел пальто, взял коньки и пошёл на каток. Там были знакомые ребята.

-ответы на вопросы. (Что даёт корова? Кто верный друг человека? Какие овощи растут в огороде? и так далее).

-допиши предложение: (Звонко чирикает _____. В конуре спит _____.

-Отгадай загадки. (Где носом поведёт, там заметку кладёт). (карандаш)

-напиши слова, которые начинаются с буквы д, к, в…

-слог потерялся. Составь слово.

____нал,   ____тер, ____ток,  ____тер,   ____яц  (пенал, ветер ,платок ,заяц)                                            

-составь по опорным словам предложения. (завод, рабочие, машина)                 -отправь кораблик в плавание. Например: На доске 2 кораблика.

                                                                                                          ниже слова: м..рковь,  ..рбуз,  в..рона, з..вод, п..суда, к..пуста др.

Дети выписывают слова в тетрадь в 2 столбика. Затем идёт проверка. Если все слова записаны верно, то ученик рисует рядом кораблик, который отправляется в плавание.

При первом знакомстве с новым словом используют загадки, предметные картинки, описание признаков предмета. Также для знакомства использую толковый словарь, где даётся точная характеристика слова (например: «огород» - участок земли под овощами, обычно около дома).

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы,

                                                       

но и предупреждения ошибок. Выполняя работу над ошибками, учу детей работать по памяткам. Сначала учимся работать коллективно, а затем дети работают самостоятельно.

Памятка. Работа над ошибками.

1.Безударная гласная. Выпиши слово. Выдели корень, поставь ударение. Подбери проверочное слово. Придумай и запиши 1-2 слова на это правило. Лесник – лес.

Морской, бедняк.

2.Словарные слова. Выпиши слово. Правильно подбери несколько однокоренных слов. Берёза – берёзовый, березняк.

3.Парные согласные. Запиши слово правильно. Подчеркни «опасное» место. Напиши проверочное слово. Подбери 1-2 слова на это правило. Узкий – узок, дуб – дубы.

4.Непроизносимые согласные. Выпиши слово правильно. Подчеркни «опасное» место.

Напиши проверочное слово. Подбери 1-2 слова на это правило. Сердце – сердечный, грустный, солнце.

5.Разделительный ъ и ь. Подбери и запиши несколько слов на данное правило. Выдели приставку, корень. Подъезд.

6.Безударные окончания существительных. Выпиши существительное. Определи склонение, падеж. Запиши свой пример на это правило. На опушке – 1скл. П.п.

7.Окончания прилагательных. Выпиши прилагательное вместе с существительными, к которому оно относится. Определи падеж существительного. Поставь вопрос от существительного к прилагательному. Определи род и падеж прилагательного. По лесу (какому?) зимнему ( Д.п., м.р.).

8.Окончание глаголов. Запиши правильно глагол. Поставь его в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед – ть. Определи спряжение и гласную, которую надо писать в окончание глагола. Пишет – писать.

         Целенаправленная работа над ошибками воспитывают орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно.

                                                           

   Систематическая работа над формированием почерка учащихся – одна из главных задач учителя. Начинается эта работа в первом классе. Для решения этой задачи первоклассники ежедневно тренируются в написание отдельных элементов букв, самих букв и их сочетаний. Процесс  обучению письму идёт у всех детей по-разному. У одних всё получается легко и быстро, у других хорошо, но медленнее, а  у третьих многие элементы получаются плохо. На уроках письма использую картинки – силуэты с буквами и их элементами  (картинки помогали делать родители и пятиклассники). Дети обводят рисунки по контуру, заполняют его плоскость элементами и буквами. Например: на букву  З – рисунок зонтика, О – кукла,  А – акула, Н – Незнайка, Т – тигр, М – мишка, Ш – шапочка.

Так на каждую букву алфавита есть свой силуэт. Работа с этими картинками может проходить по–разному. Их можно давать тем детям, которые пишут быстро, чтобы они были заняты. Можно предлагать их для домашней работы тем ученикам, у которых плохо получаются отдельные элементы и буквы. А детям больше нравится, когда по картинкам работает сразу весь класс. Все очень стараются, т. к. в конце урока работу можно прикрепить на доску и показать свой результат. Запись новой буквы и её элементов в плоскости рисунка превращает монотонное повторение одинаковых элементов в увлекательное занятие. Дети с увлечением прописывают элементы и буквы, усваивая не только силуэт, но и порядок написание изучаемой буквы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русскогоязыка с использованием ЭОР

Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами с использованием ЭОР....

мастер - класс Создание учебной ситуации на уроках русскогоязыка в начальной школе

Мастер-класс был проведен во время конкурса Учитель года 2012 . Материал содержит практический материал , который будет интересен учителям начальных классов...

Конспект урока русскогоязыка в 4 классе по теме "Образование имен прилагательных" (Развивающая программа Л.В. Занкова)

Тема урока русскогоязыка в 4 классе: Образование имен прилагательных. (Развивающая программа Л.В. Занкова). Урок открытия нового знания. Второй урок в теме "Склонение имен прилагательных"....

Урок русскогоязыка по теме "Глагол"

Урок обобщения по теме "Глагол". На уроке закрепляетютя знания о глаголе как чати речи, о временах глагола, о неопределенной форме глагола. Все упражненя направлены на развитие речи, внимания. мышлени...

Урок русскогоязыка 2 класс

Урок русского языка для 2 класса по программе УМК "Гармония"....