Презентация "Исследовательская деятельность школьников"
презентация к уроку на тему

Презентация к выступлению "Исследовательская деятельность младших школьников", в которой показаны некоторые темы исследовательских работ учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования УУД» Гиздатуллина Зульфия Анваровна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №4» г. Альметьевск

Слайд 2

“ Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто“ А. Сент-Дьердьи

Слайд 3

Основные этапы: выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); выдвижение гипотез; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка проекта (сообщение, доклад, макет , презентация и др.); защита проекта.

Слайд 4

Правила выбора темы: Тема должна быть: интересна ребенку, должна увлекать его. выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. оригинальна, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Слайд 5

Доступные методы: Посмотреть книги о том, что исследуешь; Подумать самостоятельно; Посмотреть в глобальной сети Интернет; Спросить у других людей; Познакомиться с телефильмами по теме исследования; Понаблюдать.

Слайд 8

СВОЙСТВА БУМАГИ

Слайд 11

Тест «Нарисуйнесуществующее жиКАКАвотное»существующее животное» Какие мы? Новые открытия с рисуночными тестами

Слайд 12

Какое время года любят наши одноклассники?

Слайд 13

Какое время года любят наши учителя

Слайд 15

Какое время года любят учащиеся начальных классов

Слайд 16

Почему мы любим зиму?



Предварительный просмотр:

                                                        Гиздатуллина Зульфия Анваровна,

                                                        учитель начальных классов

                                                       МБОУ «СОШ №4»

                                                                    г. Альметьевск, Республика Татарстан

«Исследовательская деятельность        младших школьников как средство формирования УУД»

Аннотация: Исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся. Результатом её является формирование исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире.

 Организуя познавательную активность младших школьников через исследовательскую деятельность, можно формировать все группы универсальных учебных действий.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, исследовательская деятельность.

        

       Основной  задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами обработки информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем. Необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Учение превращается в сотрудничество – совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем.

Одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является исследовательская технология. Использование данного метода в начальной школе дает ребенку возможность анализировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации. Технология служит для развития познавательной активности учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных действий.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

-ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

-предлагает возможные решения;

-проверяет эти решения, исходя из данных;

-делает выводы в соответствии с результатами проверки;

-применяет выводы к новым данным;

-делает обобщения.

        Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.

Развитие познавательной активности я осуществляю через организацию учебно-исследовательской деятельности младших школьников в рамках уроков русского языка, окружающего мира, технологии  и во внеурочной деятельности.

На уроках русского языка в 1 классе учащиеся изучали особенности букв, выполняли проектную работу «Алфавит», исследовательскую работу «Буква «О». «Особенная буква «Ё». В настоящее время мы проводим исследовательскую работу по произведениям Агнии Львовны Барто. Учащиеся увидели в детских произведениях поэтессы много интересного материала для отработки изучаемых орфограмм. По окружающему миру проводили исследования  «Состав почвы», «Свойства воздуха», при изучении сообществ: «Луговые растения нашего края», «Значение медоносных растений для здоровья человека», при изучении темы «Вода и ее свойства» был проведен ряд экспериментов по выявлению свойств воды. Изучая тему «Питание», были проведены исследования «Шоколад», «Полезен ли чай?» На уроках технологии исследовали свойства бумаги, ткани и пластика. На занятиях по внеурочной деятельности исследовали наиболее распространённые профессии родителей, какие времена года любят учителя и учащиеся начальных классов, проводили работу «Какие мы? Новые исследования с рисуночными тестами»

      В 4 классе обобщаются полученные знания, особое внимание уделяется умению работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результаты совей работы в виде текста, графика, модели, презентации, выступления. В процессе такого учения каждый чувствует себя личностью, у детей максимально сохраняется интерес к учёбе, добыванию знаний. Ученики начинают понимать мотивы учения – они изучают гармоничный и целостный мир природы и людей, у них появляется интерес к познанию окружающего мира и себя в нем. У них возникает радость от того, что они умеют применять полученные знания.

       Итогом освоения работы становится способность ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследованию, готовность к логическому мышлению. Ведь среди огромного потока информации, захлестнувшего нас в последнее время, может надежно ориентироваться  лишь тот, кто умеет поставить перед собой цель и определить пути её достижения. Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД младших школьников.

   Одним из вариантов показателей эффективности исследовательской деятельности младших школьников являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и других образовательных инициативах различного уровня.

В ноябре 2013 года в рамках декады учителей начальных классов в нашей школе была проведена  первая  конференция  «Мои первые шаги в науку», по итогам которой лучшие работы были выдвинуты для участия в муниципальном конкурсе проектов «Мой первый проект» и в научно-практической конференции «Я-исследователь».  И теперь ежегодно в школе проводится научно-практическая конференция для младших школьников. Желающих  принять в ней участие становится всё больше.

       Четвёртый год я внедряю в свою работу новую программу по внеурочной деятельности «Я – исследователь», направленную на формирование  УУД, способности самостоятельно, творчески мыслить и осваивать новые формы деятельности. Ежегодно мои ученики являются победителями и призёрами школьных, муниципальных и республиканских научно-практических конференций.

       Организация такой формы познавательной деятельности, как научно-исследовательская, даёт моим маленьким ученикам возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя на уроках и в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка.

Список литературы:

  1. А. И. Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. 2-е изд., испр. и доп. Самара, 2006.
  2.     Н.А. Семенова. Формирование исследовательских умений младших школьников: Дис. кан. пед. наук. Томск,2007.
  3.     Н.А.Якимов Проектно- исследовательская деятельность младших школьников//Исследовательская работа школьников. - 2003. №1. - С. 48-51

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятел...

Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС

lt;«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьердьи Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в ...

Учебно – исследовательская деятельность школьников в сфере здоровья и экологии

Данный материал содержит рекомендации по организации учебно - исследовательской работы с детьми в сфере здоровья и экологии, размещена одна из работ по экологии, проведенная с учащимися....

Организация проектно-исследовательской деятельности школьников

В эпоху, когда развитие личности стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, ч...

Презентация "Исследовательская деятельность как средство развития личности младшего школьника"

В материале описаны этапы выполнения научно-исследовательских работ, методика проведения учебных исследований....

презентация "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство их интеллектуально - творческого развития ».

презентация содержит обобщение опыта по теме "Исследовательская деятельность младших школьников,  как средство их интеллектуально -творческого развития"...

Организация исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Современная жизнь требует  от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планир...