Организация проектно-исследовательской деятельности школьников
статья (3 класс) по теме
В эпоху, когда развитие личности стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения проблем.
Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком
представления об окружающем мире, а подход к обучению, построенный на основе естественного
стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира, получил название
«исследовательский». А.И. Савенков даёт определение исследовательскому поведению как «виду поведения, выстроенному на базе поисковой активности и направленному на изучение нестандартного объекта или разрешения нетипичной ситуации». Таким образом, в основе исследовательского поведения лежит поисковая активность, являющаяся, по мнению И.П. Павлова, безусловным рефлексом и рассматривающаяся как первоначальная психическая реакция на новый стимул.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_proektno-issledovatelskoy_deyatelnosti_shkolnikov.doc | 126 КБ |
prilozheniya_1.rar | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектно-исследовательской деятельности школьников.
Бондаренко Галина Ксенофонтовна, учитель начальных классов 1 категории,
МБОУ СОШ № 5 г. Кстово Нижегородская область.
В эпоху, когда развитие личности стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения проблем.
Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком
представления об окружающем мире, а подход к обучению, построенный на основе естественного
стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира, получил название
«исследовательский». А.И. Савенков даёт определение исследовательскому поведению как «виду поведения, выстроенному на базе поисковой активности и направленному на изучение нестандартного объекта или разрешения нетипичной ситуации». Таким образом, в основе исследовательского поведения лежит поисковая активность, являющаяся, по мнению И.П. Павлова, безусловным рефлексом и рассматривающаяся как первоначальная психическая реакция на новый стимул.
В основе исследовательского поведения лежит детская любознательность. Со временем любознательность превращается в познавательную потребность – главный мотив исследовательского поведения. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.
Никакого исследования не проведёт ни младший школьник, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. В настоящее время одним из эффективных способов развития такого поведения у детей, по мнению А.И. Савенкова, является предложенная им методика проведения детских исследований. В данной методике акцент делается на обучение ребёнка самостоятельному приобретению знаний путём собственного исследовательского поиска. Автор методики доказывает, что исследовательская деятельность соответствует интересам детей, доступна им, и значит продуктивна.
По мнению Савенкова А.И. обучение исследовательскому поведению можно начинать как можно раньше, даже с детского сада. Им разработаны специальные тетради серии «Маленький исследователь» для развития творческого и логического мышления детей 5-9 лет. Программа исследовательского обучения младших школьников Савенкова А. И. направлена на формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска. Методики Савенкова применимы в любой школьной программе.
В работе с детьми полезны и методы исследовательского обучения, и проектные методы, и, следовательно, нужно выполнять и проекты, и исследовательские работы. На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность.
Проектная деятельность школьников отличается от исследовательской. Метод проектов нацелен на разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта. Для исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, проверка поставленной гипотезы. В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации. Один из этапов написания проекта – исследование. Поэтому изучение ребёнком курса «Я-исследователь» результативен и при работе над проектом. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Проектно - исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. Главное требование для исследования и проекта - «исходи из ребенка» - старое, но иногда забываемое правило. Все темы должны быть понятны и интересны ребенку.
По мнению Савенкова А.И. исследования для маленького ребенка - это наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, но неизвестных ребёнку. Проект же учит строгости и чёткости в работе, умению планировать, и самое главное – стремлению двигаться к намеченной цели.
Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования и проектирования, определение ожидаемых результатов.
Проектно-исследовательскую деятельность я рассматриваю как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Учебная и воспитательная работа буквально пронизана реализацией принципа системной дифференциации и направленностью на развитие личности учащихся, что позволяет эффективно организовывать и внеклассную работу. Жизнь заставляет пересматривать подходы к образованию. По требованиям новых стандартов перед школой стоит задача подготовить такого человека, который не только наделен знаниями по определенным предметам, а человека, который способен применять эти знания в новых реалиях нашей жизни и хорошо ориентироваться в современных условиях. И обучать надо по-новому: вести с детьми проекты и исследования, не "вбивать" знания, а развивать личность ученика.
Поэтому при обучении школьников элементам проектно-исследовательской деятельности я использую методику спецкурса «Программа исследовательского обучения младших школьников» Савенкова А.И., (Издательство «Учебная литература», 2007 г.). Предлагаемая Савенковым А.И. программа рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с детьми в начальной школе. Программа включает 3 подпрограммы:1.Подпрограмма «Тренинг». Занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска. 2.Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.3.Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов).
В структуру предлагаемой Савенковым А.И. программы входит несколько относительно автономных подпрограмм; благодаря такой структуре один и тот же вид творческого мышления и исследовательской деятельности, одна и та же интеллектуальная операция отрабатываются на занятиях периодически, многократно. Причем содержание занятий постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения новыми компонентами, за счет углубленной проработки каждого действия, каждой операции.
Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы по «Программе исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенкова является то, что в ней могут принимать участие все дети, а не только сильные учащиеся. Просто уровень исследования будет иным.
В каждом классе предполагается пройти 2 содержательные подпрограммы: «тренировочные упражнения» и «исследовательская практика». В зависимости от уровня подготовки, от класса к классу, увеличивается количество часов на «исследовательскую практику». Если в 1-3 классе содержание данных подпрограмм проводятся самостоятельно, то в 4 классе все теоретические компоненты исследования закрепляются непосредственно на практике при выполнении исследовательской работы. Каждый год содержание и виды деятельности учащихся обогащаются, поднимаются на новый уровень.
В программе начальной школы не запланирован специальный курс обучения проектно -исследовательской деятельности, но разработанный курс « Я – исследователь» позволяет включать его для изучения с первого класса. Необходимо сделать корректировку в тематическом планировании по той программе, по которой дети обучаются.
Например, в 1 классе отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности, не проводится. Но на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение обшелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Я ориентировалась на мнение А.И.Савенкова, что программа обучения исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию определённых умений. Для этого этапа сформировала подборку заданий, которые могут иметь место на всех уроках с 1 по 4 класс в начальной школе.
Развитие умений и навыков | ||||
Развитие умения видеть проблемы | Развитие умения выдвигать гипотезы | Развитие умения задавать вопросы | Развитие умений и навыков экспериментирования | Развитие умения давать определения понятиям |
Посмотри на мир чужими глазами | «Давайте вместе подумаем» | Уточняющие | Мысленный эксперимент | Описание |
Составь рассказ … | Упражнение на обстоятельства | Восполняющие | Эксперименты с реальными объектами | Разъяснение посредством примера |
Волшебные превращения | Упражнение, предполагающее обратное действие | «Найди загадочное слово» | Эксперименты с реальными объектами | Характеристика Сравнение |
Сколько значений у предмета | «Найти возможную причину события» | Игра «Угадай, о чем спросили» | Постановка проблемы Выдвижение, проверка гипотез учениками | Ограничение и обобщение понятий |
«Тема одна – сюжетов много» | «Что бы произошло, если бы…» | Найдите причину события с помощью вопросов | Поиск решения | Загадки как определение понятий |
Наличие заданий позволит систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся.
Рассмотрим, как действует механизм программы. Программа включает в себя несколько относительно самостоятельных блоков, объединяющих различные задания, они условно названы по направленности включенных в них задач. При подготовке заданий мы исходили из четырёх условно выделенных А.И. Савенковым блоков:
1.культура мышления (или язык познания);
2. конвергентное (логическое) мышление;
3.дивергентное (творческое) мышление;
4.познавательные функции (память, внимание и др.).
В выделенных блоках объединены задания, которые включаются в урок.
При подготовке к уроку надо, исходя из особенностей развития детей, составлять свой индивидуальный сценарий, затем следующий и далее. Причем предсказать, как будет идти процесс развития, практически невозможно, поэтому нельзя делать это заранее.
Планируя уроки одного раздела, надо привлечь материал из каждого блока. Желательно подбирать задачи для занятий таким образом, чтобы они активизировали разные виды мышления и содействовали развитию всех познавательных функций, развивали навыки самостоятельного поиска.
Опираясь на диагностические результаты, которые добываются в процессе занятий, можно разрабатывать сценарий каждого урока, сообразуясь с уровнем развития детей.
Благодаря такой структуре один и тот же вид мышления, одна и та же интеллектуальная операция будут отрабатываться периодически, многократно, содержание — постепенно усложняться, расширяться за счет обогащения новыми компонентами, за счет углубленной проработки каждого действия, каждой операции.
Приведу пример тематического планирования уроков математики для 1 класса Настоящий календарно-тематический план разработан на основе системы развивающего обучения Занкова Л. В. применительно к учебной программе «Математика», автор Аргинская И. И., 2007г. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Математика» 1 класс в 2-х частях (Аргинская И. И., Бененсон Е. П., Итина Л. С.), издательство «Учебная литература» Издательский дом «Федоров», 2009г., рабочая тетрадь для 1 класса (часть вторая), авторы: Е.П.Бененсон, Л.С.Итина. (Приложение 1).
Итак, первый этап - это тренировочные занятия с первым классом, где используются специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования. Поэтому в каждый урок 1 класса вводятся элементы по формированию и развитию навыков исследовательской работы.
Включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального опыта детей. Во втором классе эта работа продолжается через создание проблемной ситуации посредством учебных задач и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебных задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности.
У детей появляется блокнот журналиста, где дети записывают и зарисовывают то, что их заинтересовало, показалось необычным, над чем бы они хотели подумать дальше. Способность детей делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывали родители. Они совместно с детьми делали подбор литературы, читали статьи по теме. Необходимую информацию оформляли на отдельных листах. Собранные сведения мы анализировали и обобщали, делали сообщения. После выступления обязательно проводили его обсуждение. Со 2 класса ведётся работа по организации исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. В 3 и 4 классах учащиеся более глубоко овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.
У каждого ребёнка есть Папка исследователя, которые находятся в классе в Уголке исследователей. В Уголке помещаются данные о темах исследований для того, чтобы дети могли помогать друг другу обмениваться информацией, книги, тетрадь-учебник. Если кого – то заинтересовывала какая – то тема выступления, он может воспользоваться материалом для проведения исследования или проекта. За один учебный год каждый прорабатывает 2-3 темы. Дети с удовольствием защищают работы, отвечают на вопросы и вновь выбирают новую тему. Это им никто не навязывает, часто они объединяются в группы по интересам.
Для того, чтобы развить у ребят навыки проектирования и исследования все наблюдения должны быть систематичны, планомерны, цель работы – четко сформулирована и посильна для достижения. Тематика исследований должна соответствовать интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям.
Первой значимой работой стала исследовательская работа «Местные праздники Кстовского района. Троица в селе Безводное» Работа проводилась в основном во внеурочной деятельности класса (экскурсии в детскую библиотеку, Историко-краеведческий музей) с вовлечением в эту деятельность родителей.
Юные исследователи Филатов Александр, Татевосян Аида, Рябова Анастасия, Еремин Тимофей, Лямин Евгений, Симонян Сусанна поставили цель, задачи и план исследования. Для защиты своих работ подготовили доклады и подобрали иллюстрации из книг и Интернета, результаты исследования оформили в виде презентации. Работу защитили на занятии «Я - исследователь».
В работе они рассказали о празднике Святой Троицы, как он отмечался на Руси, почему так называется. Троица в Безводном - престольный праздник, это праздник весны. Узнали наши местные обычаи, сравнили их с общими традициями на Руси. Обычаев и традиций на Руси в этот праздник было много, многие прижились в нашей местности, некоторые нет.
На районном исследовательском конкурсе «Местные праздники Кстовского района» работе присудили 2 место в номинации «Исследовательская деятельность в краеведении».
Юные исследователи выступили на районной конференции. Материал к этой работе собирали практически все, но не все дошли до конца. Я не настаивала, т.к. для меня главным было то, что каждый ребёнок, участвуя в подготовке материала, присутствуя на защите работ других, формировал и развивал навыки своего исследовательского поведения.
В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.
Проект, который выполнили дети на уроках технологии назывался « Парк моей мечты». Работая в группах, каждый делал и защищал проект. В результате этого дети научились разграничивать понятия «исследование» и «проект», освоили работу как по плану для исследований, так и для проекта.
В 4 классе в учебный план был введен предмет «Я-исследователь» - 1 час в неделю. Каждый ребёнок написал исследовательскую работу индивидуально, в паре, или в группе. Дети проводили исследования по интересующей их тематике: Почему у берёзы чёрные точки. Почему дельфины прыгают. Машина будущего. Почему светит лампочка. Какие бывают часы. На 1 этапе проведения конкурса исследовательских работ и проектов детей дошкольного и младшего школьного возраста ″Я познаю мир″ проведена школьная конференция, в которой приняли участие 23 обучающихся, было представлено 14 работ. Защита работ была представлена в разных вариантах: мини- исследования, рефераты, презентации, стендовые доклады. Особо отмечены работы Татевосян Аиды, Симонян Сусанны, Агеева Ивана, Катышева Николая, Архипова Дмитрия, Давидчук Никиты, Марковой Натальи. Работа Филатова Александра “Секреты берёзы” заняла первое место и выдвинута на участие в областном конкурсе исследовательских работ и проектов детей дошкольного и младшего школьного возраста ″Я познаю мир», Филатов Александр награждён дипломом участника (2009г.)
Тему для разработки проектов дети тоже выбирали самостоятельно. В основном проекты разрабатывались на уроках технологии и изобразительного искусства.
Необходимо организовывать исследовательскую и проектную деятельность на всех уроках, чтобы дети попробовали применить навыки в разных научных областях, выбрать интересную для себя тему, определить вид работы - исследование или проект.
Часто работа над проектом становится началом исследования, и наоборот. В 4 классе проводился проект по теме «Дорога добра». Цель - разработать правила «Как быть заботливым и добрым». Правила были разработаны, но вскрылись другие проблемы, для разрешения которых проведено экспресс-исследование «Добро».
На районном семинаре завучей (2009г) «Профилактика асоциального поведения школьников» показано занятие кружка «Я - исследователь» по теме «Экспресс-исследование». Исследователи
4 А класса Ерёмин Тимофей, Ерёмин Вадим, Филатов Александр, Татевосян Аида, Симонян Сусанна представили для одноклассников и гостей защиту исследования по теме «Добро».
Выйдя из начальной школы многие дети продолжили исследовательскую деятельность.
Для достижения максимальной самореализации детей в МБОУ СОШ №5 создано научное общество учащихся - НОУ «Эрудит».(Руководители Красильникова И.А., Бондаренко Г.К., Ващанова М.В.) Обучающиеся, изучив курс А.И.Савенкова «Я-исследователь» в начальной школе, курируют учеников, которые только начинают изучение этого курса. Все они входят в состав НОУ «Эрудит» I - II ступени образования (Руководитель Бондаренко Г.К.). Классы взаимодействуют друг с другом: старшие помогают младшим, делятся своими успехами, проводят консультации для младших по темам групповых и индивидуальных исследований.
В 2010 году на областном семинаре «Формирование ключевых компетенций младших школьников в процессе обучения по системе Л.В.Занкова»» обучающимися 5 А класса проведён мастер класс « Как провести экспресс – исследование» для 4 класса по теме «Дорога добра».
В 2010-2011 уч.году проведён социальный проект «Мы познаём мир».Участники проекта - объединение исследователей 5А и 1А классов. В ходе реализации проекта проводились: презентация сказки «О лесных жителях, хулигане и весенних палах» (Филатов Александр, 5А класс), презентация исследовательской работы «Дельфины» (Симонян Сусанна, Татевосян Аида, 5 А класс), презентация исследовательской работы «Такие разные часы» (Катышев Николай, Архипов Дмитрий, 5 А класс ). Отчёт о своих наблюдениях представили и второе поколение исследователей – первоклассники Плеханов Сергей, Ахметова Яна, Зайцева Анна, Терехов Максим, Линькова Анастасия.
На Областном конкурсе молодежных экологических проектов "Экогород. Экодом", проводимого в рамках 13-го Международного научно-промышленного форума "Великие реки" на Всероссийском ЗАО "Нижегородская ярмарка" проекту Филатова Александра «Экологическая сказка « О лесных жителях, хулигане и весенних палах» присвоено 1 место в номинации «Экогород». Выпущена книжка-раскраска. Статьи об этом достижении Александра были напечатаны в районных СМИ «Земля кстовская» и «Земляки». Пятиклассники представили свои работы в сети Интернет для участия в конкурсах.
Филатов А.- участник Всероссийского фестиваля исследовательских работ "Портфолио" (2010г.), лауреат I конкурса Фестиваля детского творчества "Звезды нового века" в номинации «Естественные науки» (Конкурсная работа: «Секреты берёзы» 2011г.), участник I конкурса Фестиваля детского творчества "Звезды нового века" «Гуманитарные науки» (Работа «Архипо - Осиповка. История создания памятника»). В 2011 году коллективная исследовательская работа «Местные праздники Кстовского района. Троица в селе Безводное» заняла 1 место во Всесоюзном конкурсе"Моя Отчизна"(сайт ПроШколу.ру). Работа «Весенние палы - беда для всех» (природоохранная акция) в I конкурсе Международной педагогической творческой олимпиады ПЕДОЛИМП (номинация «Наши добрые дела») заняла 1 место. Детский коллектив «Исследователи» имеет свою страничку в клубной сети детских творческих коллектив «TEENET.RU».
Когда я осваивала проектно-исследовательскую деятельность с первым набором детей, к написанию первых проектных и исследовательских работ мы подошли в 3 классе. Практика показала, что самостоятельные исследования школьникам вполне доступны и в более раннем возрасте. В 2011-2012 учебном году во 2А классе запущен социальный проект «Мы экономим». Терехов Максим заинтересовался экономией при выращивании лука, группа детей изучают экономию при сборе макулатуры.
Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Терехов Максим (2А класс) на районной конференции исследовательских работ школьников (Секция «Начальные классы») защищал свою исследовательскую работу «Учимся экономить» и занял 1 место. Филатов Александр продолжает проектно- исследовательскую деятельность в 6 классе. На районную конференцию исследовательских работ школьников представил две исследовательские работы: «Изучая берёзу» (2 место), «Архипо-Осиповка. История создания памятника» (диплом участника).
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
В настоящее время выявления способных детей и работа с ними являются актуальной задачей школы. Тесты на творческую активность, проводимые психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых 2%, среди подростков - 11%, среди 7-летних - 17%, а среди 6-летних - 37%. Отсюда и видна роль школы и учителя в развитии одаренности.
В своей практике я стараюсь развивать общую одаренность, которая представляет собой широкий диапазон творческих способностей, лежащих в основе успешного освоения, а затем успехов во многих видах деятельности.
Провожу диагностику детей с помощью психологических тестов для выявления творческих способностей у детей как одного из главных показателей творческой одаренности.
Развитие и закрепление навыков исследовательского поиска даёт положительные результаты. Это доказывают проводимые постоянно наблюдения и диагностики.
Отслеживание уровня сформированности девяти характеристик, необходимых для развития исследовательских способностей обучающихся в начальной школе с 2006 по 2010 г.г.по МЕТОДИКЕ ОЦЕНКИ ОБЩЕЙ ОДАРЕННОСТИ (Приложение №2).показывает положительные результаты.
Итоговая диагностика уровня развития творческого потенциала личности ребенка
(по А. И. Савенкову).
Учитывались дети, которые обучались с 1 по 4 класс -17человек.
качества сформированы на 80-100%
№п/п | Качество | 1класс | 1 | 4класс |
1 | Любознательность | 5чел. | 2 | 10чел. |
2 | Сверхчувствительность к проблемам | 3чел. | 3 | 6 чел. |
3 | Способность к прогнозированию | 6чел. | 4 | 15 чел. |
4 | Словарный запас | 7чел. | 5 | 12 чел. |
5 | Способность к оценке | 3чел. | 6 | 8 чел. |
6 | Изобретательность | 5чел. | 7 | 13 чел. |
7 | Способность рассуждать и мыслить логически | 7чел. | 8 | 16 чел. |
8 | Настойчивость | 6чел. | 9 | 10 чел. |
9 | Перфекционизм-Требовательность к результатам собственной деятельности | 4чел. | 8 чел. |
Положительная динамика прослеживается у всех обучающихся.
Литература.
1. Савенков, А.И., Методика исследовательского обучения младших школьников: Учебная литература, 2007.
2. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / М.: «Сентябрь», 2003.
3. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: Академия развития, 2002.
4.Савенков А.И. Научим детей видеть проблемы // Одаренный ребенок. – 2003. – № 1.
5.Савенков А.И. Научим детей задавать вопросы и выдвигать гипотезы // Одаренный ребенок. – 2003. – № 2.
6.Савенков А.И. Научим детей давать определения понятиям и классифицировать // Одаренный ребенок. – 2003. – № 3.
7.Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2.
8.Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
Предварительный просмотр:
13
N | Т е м а | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты обучения | Направления исследовательской деятельности учащихся | ||||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | |||||||
методическое обеспечение | ||||||||
1блок | 2 блок | 3 блок | 4 блок | |||||
1 | Натуральные числа. Уч.№120-123 Т.№1,2 Д.м. №3 | Группировать числа по заданному или установленному правилу. | Иметь представление о натуральном числе. Делать выводы, объективно оценивать себя. | Познавательные: Умение структурировать знания Коммуникативные: Постановка вопросов; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу | Т.№1 | Уч.№123 тримино | Уч.№121 | Т.№1 №122 |
2 | Упорядочивание объектов. Т.№4 Д.м. №125 | Сравнивать предметы и группы предметов. Группировать числа, предметы по заданному или установленному правилу. | Расположение чисел в порядке их увеличения, уменьшения. Изменение объектов по двум признакам (цвет, размер) Уметь выделять признаки сравнения групп предметов по отношению «много- мало» | Познавательные: Выделение познавательной цели; Коммуникативные: Умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные: Волевая саморегуляция | Уч. №126 | Дополнительное задание№1 | Уч. №124 | Т.№4 |
3 | Упорядочивание объектов. Уч.№127 Т.№5-6 Д.м. 128 | Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов, величин, их упорядочения. | Упорядочивание. Уметь выделять признаки сравнения групп предметов по отношению «много- мало», «справа- слева». | Познавательные: Выбор наиболее эффективного способа решения; Коммуникативные: учитывать разные мнения Регулятивные: Оценка своих действий | Т.№6 Придумай свою зако номерность | Т.№5 Тримино | Дополнительное задание№2 | Уч. №127 найти группы лишнее |
4 | Упорядочивание объектов. Т.№7-8 Д.м. №130 | Группировать числа по заданному или установленному правилу. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, величин, их упорядочения. | Порядок увеличения, уменьшения. Уметь сравнивать, выделять признаки сравнения групп предметов по отношению | Познавательные: осуществлять поиск нужной информации Коммуникативные:формули-ровать свое мнение Регулятивные: Прогнозирование уровня усвоения | Уч. №131 | Уч. №132 тетрамино | Т.№8 | Т.№7 |
5 | Расположение чисел в порядке их увеличения и уменьшения. Уч.№133-135 Т.№9-10 Д.м. №136
| Выделять существенные признаки объектов, сравнивать их, используя понятие «порядок». | Уметь сравнивать предметы, ориентироваться в пространстве и на плоскости. Уметь записывать числа в порядке увеличения уменьшения. | Познавательные: Выбор наиболее эффективного способа решения; Коммуникативные:Уме-ние выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные: Прогнозирование уровня усвоения | Т.№10 | Уч. №134 | Уч. №135 Какие геометр фигуры увидели | Т.№9 |
6 | Расположение чисел в порядке увеличения, уменьшения. Уч.№137-139 Т.№12 Д.м. №140 Т.№11 | Сравнивать разные способы упорядочивания, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие ход выполнения действия. | Уметь сравнивать, объединять в группы. Уметь записывать неравенства. | Познавательные: анализировать объекты, выделять главное Коммуникативные: Постановка вопросов; Регулятивные: планировать свои действия | Т.№12 | Уч. №138 | Дополнительное задание№3 | Уч. №139 найти группы лишнее |
7 | Закономерность. Уч.№141-144 Т.№14 Д.м. №142 | Исследовать ситуации, требующие установления пространственных отношений. Описывать пространственные отношения, используя понятия. | Соотнесение множеств с их числовыми характеристиками. Упорядочивание объектов. Уметь объединять, сравнивать. | Познавательные:выстраивать рассуждения об объекте Коммуникативные: договариваться, приходить к общему мнению Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу | Уч. №144 | Т.№14 | Т.№14 Нарисуй корабль из геом. фигур | Уч. №143 14 |
8 | Натуральный ряд чисел Уч.№145 Т.№13,15,16 Д.м. №17 | Использовать математическую терминологию при записи натурального ряда чисел. Прогнозировать результат деядельности. Моделировать изученные зависимости. | Натуральный ряд чисел. Иметь представление о линиях. Знать правила сотрудничества в коллективной деятельности. | Познавательные: Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: Умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные: Умение контролировать выполнение работы. | Уч. №145 задача | Т.№16 | На какую геометр.фигуру похож нат.ряд чисел | Уч. №145 |
9 | Свойства натурального ряда чисел Уч.№146-147 Т.№19 Д.м. №17 | Сравнивать числа с использованием знаков. Контролировать выполнение плана. | Натуральный ряд чисел. Его запись и свойства. Отрезок натурального ряда. | Познавательные: Выделение познавательной цели; Выбор наиболее эффективного способа решения; Коммуникативные: учитывать разные мнения Регулятивные: | Т.№19 | Т.№21 | Уч. №147 | Т.№21 |
10 | Проверка знаний Т.№18,20,22 | Моделировать изученные зависимости. | Проверка знаний по теме. | Познавательные: осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы по существу оценивать свои мысли и действия «со стороны», определять свое знание и незнание. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль | Т.№20 | Т.№22 | Т.№18 нарисуй нужную геом. фигуру | Дополнительное задание№4 |
15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Исследовательское поведение – один из важных источников получения ребенком представления...
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС
Описание планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...
Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...
Организация проектно - исследовательской деятельности младших школьников во внеурочной деятельности
Данное выступление было представлено на городском семинаре по теме: "Формирование исследовательских умений младших школьников на осове проектной деятельности"...
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Публикация "Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"
Участие в публикации материала,во Всероссийской научно-практической конференции....