Читательская компетентность младших школьников как одна из составляющих реализации ФГОС. Основы смыслового чтения и работа с текстом.
учебно-методический материал по чтению

Кочукова Наталья Афанасьевна

Как правильно сформировать читательскую компетентность. Этапы смыслового чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Читательская компетентность младших школьников как одна из составляющих реализации ФГОС. Основы смыслового чтения и работа с текстом.

Кочукова Наталья Афанасьевна,

 учитель начальных классов

МАОУ лицея № 17

         Сегодня уделяется большое внимание формированию не только предметных, но и метапредметных результатов. Почему же это так важно?  В начальной школе мы часто сталкиваемся с проблемой снижения мотивации учащихся. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда снижение качества знаний по разным предметам, так как сформулировать чёткий ответ, поставить цель, проанализировать материал, сделать вывод требуется при изучении всех школьных предметов. И именно теперь на первый план выходит формирование такого метапредметного результата как читательская компетентность, в основе которой лежит смысловое чтение.

А тат как Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников, то именно они позволят увидеть сформированность  читательской компетентности при работе с разными текстами: по русскому языку, по математике, по окружающему миру.

Ещё 10 лет назад по данным центра оценки качества образования Российские школьники были не конкурентоспособны по применению чтения и занимали 40 место в мире. А по читательской грамотности – предпоследнее место в мире. Эти цифры огорчали и настораживали. Как же так, ведь мы самая читающая страна в мире? Прошли годы и эти показатели изменились. Так что же необходимо делать чтобы поддерживать интерес к чтению, грамотно формировать читательскую компетентность? А как следствие успешность ребёнка в школе в целом.

Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста.  Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Получалось как в русской пословице «Читает – летает, да ничего не понимает».

         Методики работы над формированием осознанного чтения были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали».

Читательская компетентность как метапредметный результат

Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение, формируемое на базе всех учебных предметов, работать с различными источниками информации. Применять его как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Результат формирования читательской компетентности можно рассматривать по трём направлениям: навык, средство, потребность.

Чтение как навык формируется через: технику чтения, осмысленное рефлексивное чтение. И предполагает владение различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым, выборочным. Чтение как средство необходимо для продолжения образования, самообразования, планирования своего актуального и перспективного круга чтения, проведения досуга подготовки к трудовой и социальной деятельности. Чтение как потребность - для познания мира, себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

По мнению психологов, процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него включены внимание, память, воображение, мышление, эмоции, воля, интересы.

Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе проходит несколько уровней. Это связано с возрастными, физиологическими и психологическими особенностями ученика. На каждом уровне у ученика формируется определённый набор навыков, позволяющий перейти к следующему.  

Уровни понимания текста.

1. Фактуальный

2. Подтекстовый

3. Концептуальный.

Рассмотрим подробнее каждый уровень.

Фактуальный, самый поверхностный (1 класс) – это понимание фактов, того, о чём говорится в тексте, воспроизведение описанных событий, героев, места и времени действия, т.е. анализ только конкретных фактов, информации. На этом этапе важны такие виды работы как ответы на вопросы по содержанию текст, восстановление последовательности предложений, выбор правильного ответа. В мониторингах к фактуальным относятся тестовые вопросы.

Подтекстовый уровень (2-3 класс) характеризуется не только пониманием того, о чём говорится, но и установлением связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста. На этом этапе важны такие задания как восстановление последовательности событий, составление плана, характеристика героя, противопоставление положительного и отрицательного, определение темы, главной мысли произведения.

Концептуальный уровень (конец 3 класса-4 класс) предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также выражение своего собственного отношения к тому, что написано и как написано, т.е. вычитывание концептуальной информации. На этом этапе важно учить детей формировать собственное отношение к событиям, доказательно обосновывать позицию автора.

 Но на каждом уровне мы обращаем особое внимание на работу со словом. Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание. Словарную работу можно разделить на 3 вида: работа с незнакомыми словами. работа с ключевыми словами, работа со словами образами.

Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым, «ленивым» воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением. Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.

На уроке должны звучать вопросы:

- Что ты представил?

 - Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?

 - Нарисуй словесный портрет героя?

- А если бы ты был на месте героя?

- А как по-твоему могла бы закончится эта история?

 Словесное и графическое рисование.

Инсценирование или драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения, также помогает активизировать воображение, фантазию, а в итоге лучше осмыслить и понять идею произведения.

В работе над смысловым чтением важен этап оценки читательской компетенции. Оценка должна носить не только поиск ошибок, но и их анализ и коррекционную работу. Можно предложить несколько вариантов такой работы:

листы самооценки

портфель читателя

комплексные работы

тестовые методики

Всероссийские проверочные работы - это итог работы по оценки читательской компетенции. И так как эта метапредметная компетенция, то она должна быть реализована не только на русском языке и литературном чтении, но и на математике и окружающем мире. Поэтому смысловое чтение предполагает формирование следующих умений:

-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

- пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

- определять эмоциональный характер текста;

- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

-уметь прогнозировать содержание читаемого;

- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

-формулировать тему небольшого текста;

- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных;

- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Список литературы

1. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.

2. Измайлова Р.Г. Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения / Р.Г. Измайлова // Начальная школа. – 2014. – №1. – С. 67–72.

3. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Источники

1. Галактионова Т.Г. Социально-педагогические технологии развития культуры чтения: основы смыслового чтения и работа с текстом. [Электронный ресурс]. 

2. Лисицына О.В. Работа с текстом на уроке чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/03/08/rabota-s-tekstom-na-uroke-chteniya (дата обращения: 03.04.2017).

3. Стратегии чтения. Ромашка Блума или Ромашка вопросов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.selezneva-lichnost.ru/index.php/strategii-chteniya/677-romashka-bluma-ili-romashka-voprosov (дата обращения: 31.03.2017).

4.http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30334_full.shtml

5. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702305

6. http://www.sibuch.ru/node/493


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье описаны методы и приёмы формирования читательской компетентности младших школьников....

Основы смыслового чтения и работа с текстом 1-4 классы

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Основы смыслового чтения и работа с текстом для 1 – 4  классов...

«Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС»

В статье представлен отчёт учителя по теме самообразования....

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО

Цель работы: описать  систему работы по формированию читательской компетентности младших школьников в 1-4 классах....

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Доклад по теме "Формирование читательской компетенции младших школьников как одна из составляющих реализации ФГОС"

Формирование читательской компетенции младших школьников как одна из составляющих реализации ФГОС...

Основы смыслового чтения и работы с текстом в начальной школе.

В стактье кратко ихложены основные цели и задачи  целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как обще учебного умения;приобщение младших школьников к чтению ...