Работа с текстом на различных этапах урока.
статья (2, 3, 4 класс) на тему

Хвостова Татьяна Вениаминовна

    Использование перспективных педагогических технологий, одной из которых  является интеллектуально-развивающая технология, позволяет младшим школьникам согласно современным требованиям и принципам интеллектуально развиваться; способствует обеспечению нового качества образования за счет  сочетания ожидаемых результатов обучения, заложенных     ФГОС.  Данная технология имеет в своём арсенале огромное количество методов и приёмов реализации.  При систематическом использовании на уроках продуктивного чтения у детей формируются метапредметные компетенции. Материал рассказывает о некоторых приёмах работы с текстом в рамках данной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_na_razlichnyh_etapah_uroka.docx501.08 КБ

Предварительный просмотр:

         Работа с текстом на различных этапах урока.

    Использование перспективных педагогических технологий, одной из которых  является интеллектуально-развивающая технология, позволяет младшим школьникам согласно современным требованиям и принципам интеллектуально развиваться; способствует обеспечению нового качества образования за счет  сочетания ожидаемых результатов обучения, заложенных     ФГОС.  Данная технология имеет в своём арсенале огромное количество методов и приёмов реализации. Я расскажу лишь о некоторых приёмах работы с текстом в рамках данной технологии. При систематическом использовании на уроках продуктивного чтения у детей формируются метапредметные компетенции.

       Используя различные приёмы работы с текстом, учитель организует процесс обучения на основании таких принципов как:

- принцип интенсивной самостоятельной деятельности, реализуемой за счёт логически взаимосвязанных заданий;

- принцип гарантированного успеха в обучении, реализуемый за счёт «скрытой» подсказки в текстах самих заданий;

- принцип опосредованной педагогической коррекции, позволяющий каждому ребёнку в своё время прийти к открытию новых способов мыслительной деятельности.

Необходимо отметить, что  приёмы, которыми ребёнок учится пользоваться, от класса к классу становятся сложнее и разнообразнее. Остановимся на некоторых из них, наиболее интересных (на мой взгляд) и не совсем традиционных.

1.

Прочитайте следующий текст, закончите его последнее предложение, найдя в тексте подсказку:

    После смерти своего старшего брата царем был провозглашен Петр. Но так как ему было 10 лет, то власть перешла в руки его старшей сестры Софьи. Она была дочерью царя Алексея Михайловича от первого брака. Софья была властной, умной и очень честолюбивой женщиной.

Итак, государством российским реально стала управлять … , так как Петр ....

 (Был еще маленьким – ответ, найденный по подсказке.)

Восстановление текста с пропущенными элементами.

Учитель задаёт вопросы ( при этом чтение текста прерывается):

Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?

1.        Софья стала управлять государством, во всем советуясь со своей мачехой, матерью Петра.

2.        Софья стала управлять единолично, а Петр с матерью были удалены подальше от Кремля.

(Мнения детей.)

Далее продолжается чтение текста:

        Петр с матерью вынуждены были переселиться в подмосковное село Преображенское. Ради забавы ему построили крепость со стенами, башнями, рвом и подъемным мостом.

 Угадывание хода мысли автора при чтении

Учитель спрашивает у детей:

- Если бы вы были царём, где бы взяли деньги на строительство флота?

…………………………………………………..

   - Давайте проверим ваши гипотезы. Как это можно сделать? (спросить у взрослых, прочитать …). А мы с вами прочитаем тексты. Вы найдёте в тексте факты, подтверждающие или опровергающие ваши версии.

СОЗДАНИЕ ФЛОТА НА АЗОВСКОМ МОРЕ

Трудно было взять приморскую крепость, но несравненно труднее навеки укрепиться на море. Чтобы укрепиться на море, нужно иметь грозную морскую силу — флот военный. Чтобы построить флот, нужно много денег, много нужно и разных мастеров искусных. Мастера за деньги придут из  заграницы, а откуда же взять денег? Казна царская небогата, народ простой беден и без того отягчён разными повинностями и податями. И Пётр решил построить флот за счёт купцов и землевладельцев: они меньше других платят в казну денег, для них первых принесёт пользу морская торговля.

   Собрал Пётр Боярскую думу для великого государева дела, и дума постановила: делать корабли спешно — с пушками и всяким оружием, как им надлежит на войне быть, а постройку кораблей возложить, смотря по достатку, на землевладельцев духовного и светского чина, на людей торговых, на города, на слободы  и посады .

   И должны быть те корабли изготовлены на срок — полтора года. А кто повеления царского не исполнит, у тех всё имение будет отобрано на государя.

   Для заготовки лесных материалов отведены близ Воронежа казённые дачи. Выписали из разных государств мастеров корабельных, парусных, якорных, кузнецов, маляров и других людей искусных. Нарядили и русских мастеровых в подручные к иностранцам. Согнали более пятидесяти тысяч простого рабочего люда. И постройка флота закипела.

1. Обрезка рукавов, пол кафтанов, бород.

  2. Введение нового календаря.

  3. Создание музея.

  4. Издание первой газеты «Ведомости»

  5. Заставил есть картофель.

  6. Открытие 1-й публичной библиотеки.

  7. Ввоз растений из заграницы.

  8. Разрешение женитьбы после получения образования.

  9. Заставил пить кофе.

После прочтения дети находят соответствия между своими предположениями и реальными фактами.

- Как называется этот приём работы с текстом?

    Приём «антиципации»  В переводе с латинского «антиципация» означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо, способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления.

   С процессами антиципации тесно связано мышление. Мыслительный процесс – это искание и открытие нового, которое осуществляется в форме прогнозирования. Прогнозирование является существенным компонентом запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Разновидности:

Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.

Выдвижение гипотез до чтения.

Угадывание хода мысли автора при чтении

Восстановление текста с пропущенными элементами.

2.

Предлагаю поработать с текстом след. образом. Каждая группа примерит шляпу определённого цвета.

Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности. Белая шляпа – беспристрастные факты, информация. Надевая шляпу белого цвета, учащиеся констатируют факты, цифры без каких- либо эмоций и субъективных оценок. Желтая шляпа-это положительное, позитивное мышление. Учащиеся данной группы выделяют только позитивные стороны для аргументирования. Черная шляпа – минусы. Надевая шляпу данного цвета, учащиеся выявляют противоречия, недостатки, их причины, называют только отрицательные черты. Красная шляпа - эмоции. Надевая красную шляпу, учащиеся группы называют эмоции, возникшие в связи с исследуемым предметом, указывают, с чем они связаны, как изменяются эмоции, определяют связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями. Зеленая шляпа-это творческое начало и расцвет новых идей, поиск новых граней в изучаемом материале. Надевая зелёную шляпу, учащиеся презентуют свой проект, свою идею остальным членам групп. Предлагают свой вариант того, что можно усовершенствовать. Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Это осмысление, поиск обобщающих параллелей, общие выводы. Надевая шляпу синего цвета, учащиеся группы обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели. Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи.

    Для военных забав и потех из сверстников Петра были созданы два потешных полка — Семеновский и Преображенский. Потешные солдатики Петра со всей точностью настоящих солдат выполняли все команды своего маленького командира.

   Однажды Петр в усадьбе своего родственника обнаружил брошенную без употребления лодку, вовсе не похожую на те, какие делались в России. Это был английский бот, предназначенный для плавания на море.

   Любопытный царь заставил отремонтировать для него этот ботик и спустил его в реку Яузу.

   Плавания на боте пробудили в нем, царе государства, не имеющего в то время выхода к незамерзающим морям, страстную любовь к мореплаванию. На Переяславском озере был построен первый маленький флот для забавы молодого царя. С этой «потешной флотилии» и началась история русского флота. Этот ботик в музее на Плещеевом озере можно увидеть и сейчас, также там подробно можно узнать как этого «дедушку» русского флота спускали на воду.

 - Как наз. данный приём работы с текстом?

Технология «Шесть шляп мышления»

  позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся;

 дает возможность ученику осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому обучающемуся видеть уровень усвоения знаний: обучающийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно;

  реализуется через работу учащихся в составе команд (групп);

  является мощным стимулом к познанию, т.к. деятельность носит творческий характер;

 Технология «Шесть шляп»- эффективное средство формирования ключевых компетентностей:

 -компетентности «готовность к разрешению проблем»- ребёнок анализирует поставленную перед ним задачу (на неё указывает цвет шляпы) и разрабатывает алгоритм её решения;

-компетентности « готовность к самообразованию»- ученик сам осуществляет информационный поиск нужного материала (предварительное домашнее задание по шляпам);

-компетентности «готовность к использованию информационных ресурсов»: формирование и развитие способов деятельности работы с информацией: способность осознавать потребность в информации, способность разрабатывать стратегии поиска информации, способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, способность синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание. 

3.

   Читая или слушая научный или научно-популярный текст, выделите ответы на 6 основных вопросов. Вопросы могут быть разного характера.  Простые: кто?,  когда? где?, что делает?, как?, почему?

ПЁТР В АРХАНГЕЛЬСКЕ

Корабельное дело на озере Переяславском было только потехой умной и полезной, и Петру давно хотелось посмотреть настоящие корабли морские, прокатиться по безбрежному морю, переменить потеху на настоящее дело. Архангельск был тогда единственным в России приморским портом. От Москвы до Архангельска тысяча двести вёрст , а дорога пролегает по дикому и суровому краю. Но это Петру не помеха, и он едет в Архангельск со своими помощниками и друзьями.

   С жадным любопытством осматривал Пётр в Архангельске верфи, всходил на корабли морские, обо всём внимательно расспрашивал. На пристани и на кораблях видит Пётр множество иностранных товаров. Выгодно иностранцам продавать русским свои товары; выгодно было бы и русским отвозить свои товары за границу.

   Чтобы не терять времени, просится Пётр на иностранный корабль к искусному шкиперу  в ученье. Шкипер, смеясь, говорит Петру: «Трудное это дело: надо сначала послужить на посылках, потом надо быть матросом. Кто хочет научиться командовать другими, тот должен прежде научиться служить другим». «А какая у вас на корабле служба?» — спрашивает царь. «А вот какая, — опять смеётся шкипер, — пойди, набей мне трубку да принеси чарку водки». Пётр бросился исполнять приказание. Так и прошёл Пётр всю корабельную службу — лазал по мачтам, завязывал верёвки, исполнял всякое матросское дело и так, шутя, дошёл до офицерского чина.

        Слобода — большое поселение около города.

         Посад — часть древнерусского города, находящаяся за городской стеной.

- Как наз. данный приём работы с текстом? (Прием «6-ти вопросов») 

4.

       Опираясь на предыдущую схему, необходимо  достроить следующие предложения :

 Некоторые до суеверия набожные люди думали, что остаться без ... — значит испортить образ божий. (Бороды.)

    Общегосударственной нормой стало ношение кафтанов без длинных .... (Рукавов.)

   Царь издал специальный указ: если дворянин не закончит «цифирную» (начальную школу), ему не разрешалось .... (Жениться)

   Утренняя трапеза превращалась в своеобразную пытку, потому что предписывалось на европейский манер по утрам пить ненавистный .... (Кофе.)

   Чтобы молодые люди могли познакомиться и жениться по согласию, Петр I приказал мужьям и отцам приезжать на все праздники при дворе, на все обеды и вечера со своими ... и .... (Женами и дочерьми.)

       

- Как наз. данный приём работы с текстом?

Приём «кластер» -  это графическая организация прочитанного  материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер – в переводе означает пучок, созвездие. Заключается в том, что ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи. А предыдущее задание – это разновидность работы с кластером.

5.

  Прочитайте текст и отметьте «галочкой» ту информацию, которая  уже знакома, знаком «+» – новое, знаком «-» то, что не знали или о чём думаете иначе, поставьте вопросительный знак около той информации, которая вызвала вопросы и требует дополнительного изучения.

Царь сам обошёл берега Невы, осмотрел окрестности и выбрал для строительства небольшой островок Заячий. Здесь и была  заложена крепость. Осушали болота, рыли каналы, делали

насыпи, мостили топкие улицы. Строили город по личному плану царя. Строили быстро. Улицы были прямыми и широкими, а площади просторными и большими. Улицы мостили камнем.

По распоряжению царя, каждое судно, прибывшее в город должно было привезти 10 – 30 камней, а каждый воз – по три камня, годных для мощения.

   Любил Пётр свой город. То по улице пешком ходил, то на лодке открытой по реке разъезжал, без приглашения мог зайти в любой дом. Устраивал праздники, балы, фейерверки. Город рос, становился красивее и богаче. Строить дома, мосты и дворцы почитали за честь лучшие архитекторы. В 1712 году царская семья переезжает в Петербург, и город становится столицей. После этого в течение 200 лет он остаётся столицей России. Название его немецкое – город святого Петра ( в честь святого покровителя Петра 1).

- Как наз. данный приём работы с текстом? Приём чтения со «стопами» 

6.

Определяю четыре параметра будущего рассказа:

 роль  - любой человек нашей планеты  

 аудитория – жителям планеты Венера

 форма – рассказ

 тема   - рабочий день царя

и предлагаю на основе прочитанного текста составить небольшой рассказ.

- Как наз. данный приём работы с текстом?

Прием РАФТ:

Учитель определяет четыре параметра будущего рассказа.

 Р – роль (любой человек нашей планеты)  

 А – аудитория (кому вы будете рассказывать – жителям планеты Венера)

 Ф - форма – рассказ

 Т – тема  

Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возраста на различных этапах урока русского языка.

Работа Гордеевой Светланы Александровны посвящена интеллектуальному развитию младших школьников на различных этапах урока  русского языка.  В работе представлены теоретическое обоснов...

«Приёмы и методы организации успеха на различных этапах урока»

Презентация к мастер - классу. Успех в учёбе - завтрашний успех в жизни. Поэтому необходимо создавать ситуации успеха на уроках. Тем самым помогая ребятам почувствовать себя успешными и востребованным...

"Пути активизации мыслительной деятельности на различных этапах урока русского языка"

В данной работе указываются пути активизации мыслительной деятельности учащихся на различных этапах урока русского языка....

Виды и формы самостоятельных работ на различных этапах урока математики

В данной работе представлен материал по теме самообразования....

Повышение мотивации к обучению на различных этапах урока.

Статья "Повышение  мотивации   к  обучению на различных  этапах урока." с презентацией...

Реализация методов развития понятийного мышления на различных этапах урока русского языка.

Упражнения для развития понятийного мышления на уроках русского языка....