Развитие творческих способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО"
опыты и эксперименты на тему
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС начального общего образования
Современное общество отличается стремительным развитием науки, техники, информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Нашей стране для уверенного движения вперед нужны люди с новым мышлением, новой мотивацией, стилем жизни и активной гражданской позицией. Это диктует изменение и совершенствование системы образования.
С 1 сентября 2011 года я начала работу по новым образовательным стандартам начального общего образования. Главной целью Стандартов является воспитание и развитие личности ребенка, его индивидуальности, развитие умения добывать самостоятельно знания и применять их в повседневной жизни. Главный ресурс образовательных стандартов – творчество, раскрытие способностей каждого ребенка. Поэтому считаю, что выбранная мною тема исследовательского проекта на сегодняшний день особенно актуальна. Это «Развитие творческих способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС начального общего образования.
Проблема проекта состоит в разрешении противоречия между потенциальными творческими возможностями детей и реально сложившейся практикой обучения, не всегда учитывающей эти возможности. Исходя из этого я поставила цель определения эффективных путей развития творческих способностей детей, раскрытия их индивидуальности.
Для реализации поставленной цели мною определены следующие задачи:
- Изучение опыта педагогов и психологов, работавших и работающих по данной теме;
- Диагностика личности ребенка
- Определение условий, необходимых для развития творческого потенциала обучающихся;
- Реализация комплекса заданий, способствующих развитию индивидуальных способностей, создание системы приемов, методов, технологий
- -формировать любознательность;
- -стремление к познанию нового, неизведанного;
- -формировать умение мыслить логически, нестандартно;
- -развивать речь, логику мышление;
- -повышать мотивацию к самосовершенствованию.
- Проведение анализа, обобщение результатов
Мой опыт основывается на научных разработках ведущих педагогов и психологов: Шалвы Александровича Амонашвили, Василия Александровича Сухомлинского, Алексея Николаевича Леонтьева и многих других.
Все признанные мэтры педагогики и психологии сходятся во мнении, что каждый ребенок по своей натуре – творец. Необходимо лишь как можно раньше разглядеть в нем творческое начало и развивать индивидуальные способности. Основная роль в этом принадлежит семье и школе.
Необходимыми условиями для развития творческих способностей являются:
-предоставление свободы в выборе деятельности, их чередовании, в выборе способов выполнения работы.
-помощь со стороны взрослых
-использование разнообразных методов, приемов обучение и воспитания
-создание доброжелательной обстановки, благоприятного климата.
Для развития творческих способностей предлагаю на каждом уроке задания
-на классификацию объектов, установление причинно – следственных связей,
-выявление и формирование противоречий
Разрабатываю разнообразные формы уроков:
Уроки – путешествия
Уроки – соревнования
-уроки-фантазии
Для успешной реализации проекта использую следующие ресурсы:
- Уровень собственной квалификации.
Курсы и самообразование как способы повышения квалификации. Закончила пед .университет с отличием. Помимо основной специальности имею второе музыкальное образование, которое помогает мне в моей работе.
По результатам работы над данной темой выступила на метод. Объединении учителе нач. классов , метод. Совете, пед.совете, городском семинаре.
- Важным ресурсом является рациональное использование сети Интернет в следующих направлениях:
- подбор материалов к урокам и внеклассным мероприятиям
- непрерывная связь с обучающимися и их родителями.
Для моих учеников и их родителей самой востребованной формой явилось участи в дистанционных олимпиадах
-были неоднократными призерами и победителями Всероссийской дистанционной олимпиады «Юный патриот России», «Светофорик»,»Славные страницы истории Вооруженных сил Государства российского, «Леонардо»
Тем не менее мы не забываем ставшие традиционными для детей нашей школы предметные олимпиады «Кенгуру», «Медвежонок», «Зимняя олимпиада».
С первого класса вместе создаем сценарии праздников, дети выбирают себе роли, проектируют и создают костюмы, декорации. Дети, мотивированные на созидание активно участвуют в классных и школьных конкурсах творческих работ: «Новогодняя игрушка». «Елочка», сделанная своими руками, подарок маме, папе.
Активная самостоятельная деятельность заставляет детей совершенно иначе взглянуть на привычные вещи.
-Как выдумаете, что можно сделать из обычных макарон? Оказывается, их можно не только варить, а создавать ёлочку, чайный сервиз, машинки, шкатулки. Разве это не чудо? В классе оформлена выставка работ, мы многих детей из других классов «Заразили» этой идеей. Но не только детей, но и их родителей. Большинство проектов предполагает сотрудничество с родителям, их помощь, подсказка так необходима, особенно на начальных этапах. Одна из мам, вдохновленная результатами и примером дочери приняла решение участвовать в конкурсе
Дочь, конечно, гордится такой мамой и создала творческий проект, который так и называется «Моя мама – волшебница!», который был удостоен дипломом1 – степени в Международном конкурсе «На крыльях таланта».
Результаты не заставляют себя ждать. Класс награжден грамотой и сертификатом за участие в областном худ. Благотворительном конкурсе «Пасхальная радость». Сценарий праздника «Мамин день» отмечен дипломом 3 степени на общероссийском конкурсе в номинации «Разработка внеклассного мероприятия».
Уважаемые коллеги, вы прекрасно понимаете, что основой реализации Стандарта является урочная деятельность. Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы, которые начинались с простейших заданий-
-сочини сказку, загадку,
-придумай продолжение, измени концовку, привели к определенным результатам. За участие в окружном конкурсе сочинений «Материнская любовь» в номинации «Поэзия» заняли 2 место, в конкурсе сочинений «отец-отечество-отчество» в номинации «Проза» заняли 2 место, 2 и 3 место в конкурсе сочинений «Материнская доля святая» в номинации «Поэзия»
3. Давайте продолжим наш разговор о ресурсном обеспечении Стандарта. Очень актуально умение создавать и редактировать презентации, работать с фото и видеоаппаратурой. Моим ученикам очень нравится подобная деятельность. Они оформляют фотовыставки, участвуют в конкурсах. На этом поприще мы тоже добились успехов
-Диплом 2 степени за участие в городском конкурсе «Зеленая планета глазами детей» в номинации «Видеоролик»
-Диплом 1 степени в окружном фотоконкурсе «Такие разные мамы»
Одной из основных применяемых технологий является проектная. Дети создают научные проекты, защищают на школьном научном обществе «Лидер».
Один из них – «Моя коллекция» ученик представил в виде презентации и получил Диплом 1 степени во Всероссийском творческом конкурсе «На крыльях таланта». За творческий проект к оформлению презентации ученица стала призером в городском конкурсе «Я горжусь своим отцом».
Суть любого ребенка – творчество во всем и всегда. В классе активно работает ученическое самоуправление, которое представляет собой Министерства. (Министерство образования, рекламы, труда, спорта, . Особая ответственность и самостоятельность, предоставленная каждому ребенку при выполнении поручений, гарантирует добросовестное отношение и результат.
Любые достижения ребенка помогает увидеть и проследить портфолио. И здесь у ребенка есть возможность проявить индивидуальность в оформлении разделов. Ведение личного портфолио объединяет всех членов семьи, а классного- весь детский коллектив.
Невозможно воспитывать детей и не быть для них примером. Ученик радуются моим профессиональным успехам и личностным достижениям.За проявление творческой активности имею благодарности и грамоты. Веду активный образ жизни. Защищаю честь школы на турслете преподавателей города, участвую в конкурсе худ. Самодеятельности работников образования, выступаю на школьных линейках, танцую, пою.
Результаты диагностики и анкетирований позволяют сделать следующие выводы:
К 4 классу у обучающих наблюдается высокий уровень воспитанности, познавательной и творческой активности, наличие устойчивой положительной самостоятельности. Также можно проследить повышение качества успеваемости по предметам.
Я могу с уверенность сказать, что создавая определенные условия, выбирая конкретные задания, используя разнообразные методы, приемы , пед. Технологии, вовлекая детей в кружковую и внеурочную деятельность, мы с вами, уважаемые коллеги, способствуем развитию творческих сособностей детей. Я считаю, что цель моего исследования достигнута. Предлагаю вашему вниманию небольшой видеоряд о моих учениках. (Видеоролик).
Надеюсь, что мои дети стали вам ближе. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство развития рефлексивных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения
Проблема развития рефлексии и ее роли в становлении самостоятельной позиции человека в деятельности, в том числе учебной деятельности школьников, является одной из сложных, многогранных и активно разр...
Отчет по теме самообразования "Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС"
Отчет включает в себя задачи учителя, формирующего познавательную активность. Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования....
Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Каждый человек - это гора драгоценностей. На нас, учителях, лежит ответственная задача найти их и отшлифовать....
Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС
Статья. Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС...
"Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС"
Отчёт по теме самообразования...
"Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС"
Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает п...
Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС
Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок ...