«Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»
статья (1, 2, 3, 4 класс)
«Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема образовательного проекта
«Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»
Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги!
Изменения, происходящие в последнее время в системе общего образования, обусловили переход от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью стало развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Для начальной школы на данном этапе развития общества приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов и творческих способностей.
Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, которое предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьников.
Реализация в рамках внеурочной деятельности проекта «36 шагов к успеху» - это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности, развитию их творческих способностей. Программа имеет социально-педагогическую направленность и представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Элементы данной программы присутствуют в таких разделах образовательной программы, как «Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение», «Русский язык».
Но особое внимание в рамках реализации данного проекта мною, как учителем, уделяется развитию творческих способностей. Это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.
И сегодня, коллеги, мне бы хотелось представить свой опыт работы в части развития творческих способностей учащихся в рамках реализации вышеуказанного проекта, в том числе средствами театрального искусства.
Целью данного проекта является (слайд 3) развитие творческой, интеллектуальной, духовно – нравственной, культурной личности средствами театрального искусства.
Развитие творческих и мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни
Задачи:
- Изучить теоретические положения ученых-педагогов Л.П. Белоглазовой, А.С.Федуриной, Н.И.Рябовой о значимости творческого развития младших школьников.
- Разработка сценариев для школьников и родителей.
- Реализация сценариев (участие в классных, школьных, городских мероприятиях)
- Презентация проекта.
Гипотеза:
Мы предположили, что если в совместной деятельности с учащимися будут реализованы исследовательский, частично - поисковый, проблемный, проектный методы- то будут созданы условия для творческой самореализации личности ребенка.
Ход проекта:
Что это значит развивать творческие способности?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах.
В самом начале реализации данного проекта мне было важно определить уровень развития творческих способностей у моих учеников. Для этого совместно со школьным педагогом-психологом был проведён ряд диагностик, в т.ч. Тест креативности Торранса. Диагностика была повторно проведена спустя год и показала положительную динамику (слайд 4).
Но работа должна продолжаться. И одним из направлений работы, безусловно, является усиление творческой взаимосвязи между учениками, родителями (подобные мероприятия сближают родителей) и другими классами. Я думаю, что в результате планомерной целенаправленной работы, к концу 2018 – 2019 учебного года, уровень развития еще увеличится.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности, одной из форм которых является театр.
Театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования отношения младшего школьника к окружающему миру, интеллектуального и художественно-эстетического развития, организации совместной деятельности детей и взрослых, приобщает их к духовному богатству.
Театральная деятельность в начальной школе помогает нам быстро и успешно сплотить детский коллектив, объединяя общим делом, психологически помогая скованным, замкнутым детям; развивает речь, память, воображение; даёт широкий спектр для развития творческих способностей школьников.
Театр – искусство коллективное. Дети постигают здесь то, чего не всегда может добиться от них стандартный общеобразовательный процесс обучения в школе. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость. Театральная деятельность объединяет трудовое и художественное воспитание школьника. Театрализация помогает решить многие задачи: это работа над текстом литературного произведения, формирование литературных представлений, обогащение духовного мира и эмоциональной сферы ребенка, взаимосвязь всех видов речевой деятельности. Кроме того, ощутимо развивается личность ребенка, формируется интеллект и уровень общей культуры, происходит развитие памяти, совершенствуются навыки чтения, формируется представление о многообразии мировой и отечественной литературы.
Именно поэтому в рамках реализации проекта «36 шагов к успеху» важное место занял школьный театр «Другая реальность».
Новизна:
Сотрудничество и эмоциональная сопричастность всех участников проекта.
(Слайд 5)
Практическая направленность
Работа над проектом осуществляется в три этапа:
1 этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (слайд 6), включал в себя поиск творческой группы единомышленников среди учителей, родителей и учащихся; поиск нужной методической информации, выработка плана действий.
2 этап ОСНОВНОЙ (слайд 7), включающий в себя распределение обязанностей, создания сценариев, организацию репетиций, работу над костюмами, реквизитом, декорациями.
Все это нелегкий труд и занимает большое количество времени и сил, поэтому часть работы выполняется на занятиях по изобразительному искусству, технологии, музыке, литературе в виде проектных работ, а другая часть во внеурочное время, благодаря этому и возможна реализация задуманных идей.
Далее мы перешли к 3-му (слайд 8) ЗАВЕРШАЮЩЕМУ этапу (демонстрация идей школьного театра, на классных, школьных, городских мероприятиях).
Так, в ходе проекта разработаны и реализованы в качестве театрализованных постановок следующие сценарии праздничных мероприятий: (Слайд 10)
- Посвящение в первоклассники;
-Прощание с азбукой;
- Новогодняя сказка;
- «А ну-ка, девочки!», «А ну-ка, мальчики!» в рамках празднования 23 февраля и 8 марта;
- «Масленица»
- « 9 Мая – День Победы»
- «Сказка о рыбаке и рыбки»
- Театральная постановка «Лесные пожарные».
- Смотр-конкурс художественной самодеятельности «Таланты и поклонники» в рамках фестиваля «Детям Подмосковья - безопасную жизнедеятельность» среди образовательных учреждений городского округа Красногорск.
- Номер к конкурсу художественной самодеятельности к общешкольному мероприятию « Дню матери».
В этом году мы с моими учениками реализовали проекты (СЛАЙД,,,):
- Театральная постановка «Лесные пожарные». Смотр-конкурс художественной самодеятельности «Таланты и поклонники» в рамках фестиваля «Детям Подмосковья - безопасную жизнедеятельность» среди образовательных учреждений городского округа Красногорск.
- Сценка ко Дню матери. Общешкольное мероприятие. Конкурс художественной самодеятельности.
Итоги
Наблюдая в ходе реализации проекта за учениками, я сделала вывод, что благодаря участию в нем, дети раскованно чувствуют себя на сцене, грамотно применяют полученные знания, владеют пока еще элементами актерской выразительности, ценят труд в коллективе, а главное – им это интересно.
Проект реализует общеобразовательные и воспитательные задачи. Знания, полученные детьми в процессе работы, носят прочный, устойчивый характер, обучающиеся активнее начали участвовать в школьных мероприятиях.
Театр – это большое поле для проектно–исследовательской деятельности.
Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
Я считаю, что цель данного проекта достигнута, он имеет право на существование, его актуальность подтверждена, а деятельность школьного театра «Другая реальность» в рамках реализации программы внеурочной деятельности «36 шагов к успеху» имеет практическую значимость.
Школа выполняет заказ общества и государства. ФГОСы дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. В стандартах предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.
На этом разрешите закончить свое выступление. СПАСИБО за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников в рамках гпд .
В данной статье обобщается личный опыт по развитию творческих способностей в воспитательном процессе....
Развитие творческих способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО"
В статье представлен опыт работы...
Статья «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»
Статья«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»ПЕРЕЙТИ К ФАЙЛУГБОУ СОШ №147Воспитатель ГПД: Пунько Алена Александровн...
Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности
Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...
Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности
Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...
Из опыта работы. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе проектной деятельности.
Из опыта работы...
Статья «Развитие творческих способностей младших школьников в рамках ФГОС»
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить....