Требования к современному уроку
учебно-методический материал по теме
В статье прописаны методические рекомендации, которые помогут учителю при подготовке к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_sovremennomu_uroku.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к современному уроку
- Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы своих уроков
- Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности на уроке: при определении целей, выборе содержания, методов, форм, средств обучения, учете возможностей и особенностей детей и др.
- Знание каждым учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела
- Использование игровой формы урока только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не становится самоцелью, не уводит в сторону от главных целей
- Безусловный учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов, классов, групп; учет особенностей, интересов, склонностей, запросов учащихся
- Стремление к поиску и по возможности формулирование кроме темы еще и так называемого «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока
- Специально спланированная (тое есть продуманная) деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, то есть воспитания в процессе обучения
- Комплексное планирование задач по трем группам:
- Педагогические цели: обучения, воспитания, развития и социализации личности – это цели развития ребенка (главные цели).
- Цели развития образовательного процесса: диагностические, познавательные, исследовательские.
- Цели саморазвития учителя (профессионального и личностного).
- Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, и отработка на уроке именно этого материала.
- Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого материала.
- Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире и с целью развития эрудиции школьников, а при необходимости и специальное осуществление учителем межпредметной координации учебного материала.
- Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Осуществление перехода от человека знающего – к человеку знающему, понимающему и деятельному.
- Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной (подобной), частично новой (измененной) и в полностью незнакомой ситуации.
- Знание разных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение к разным классам или группам учащихся.
- Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. Обоснованность выбранной формы обучения или сочетания форм.
- Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики учебных возможностей с акцентом на применении мер дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем подготовки к предмету и отношения к учению (без существенного снижения сложности учебного материала).
- Специально продуманная по отношению к некоторым учащимся работа учителя по мотивации их учебной деятельности с целью формирования у них и у всех учащихся устойчивой мотивации познания как одной из важнейших целей школы XXI века.
- Создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности (насколько это возможно и необходимо) на основе понимания ценности субъектной позиции ребенка в обучении.
- Только обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения (учебников, наглядных пособий, технических средств и др.).
- Органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроках по всем предметам
- По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объему) для разных групп учащихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими и т.д.
- Знание учителем определений «психосберегающие, здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии». Организация образовательного процесса на уроке в соответствии с этим знанием и пониманием того, какой ценой достигаются положительные образовательные результаты.
- Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов, предварительное продумывание которых должно превратиться в привычку.
- Регулярный анализ полученных на уроке (или системе уроков) результатов обучения, воспитания, развития школьников.
- Оценка (самооценка) работы учителя по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка, то есть с уровнем максимально возможных для конкретного ребенка результатов.
Жданова Валентина Николаевна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного автономного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 2» муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Требования к современному уроку"
Данную презентацию я подготовила к педсовету. Есть и текст выступления, если будет нужен, пишите, я скину на свой сайт....
Требования к современному уроку
Методические материалы к выступлению на заседании "Школы молодого педагога"....
Пути совершенствования и требования к современному уроку. Типы уроков.
Доклад и прилагающаяся к нему презентация раскрывают проблемы перехода на ФГОС начального образования. Типы уроков и структура каждого типа урока дают возможность педагогам качественно выстраивать обр...
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ.
Настоящий современный урок начинается не со звонка, а задолго до него, так как подготовка к уроку – это не просто разработка урока, его моделирование или проектирование, оформление в поурочный план, н...
Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС.
Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС....
Самоанализ урока-эффективный путь к реализации требований к современному уроку.
Презентация для педагогов "Самоанализ урока-эффективный путь к реализации требований к современному уроку"....
Требования к современному уроку. Анализ и самоанализ урока в свете реализации ФГОС НОО. Структура и типы уроков по ФГОС.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умен...