Проектная деятельность в начальной школе
статья на тему
Теоретический материал использования метода проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_na_urokah_innovatsionnyh_tehnologiy.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная еятельность в начальной школе.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
- Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
- Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
- Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Хотелось бы более подробно остановиться на проектно-исследовательской деятельности. Главная идея проектно-исследовательской деятельности –направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально значимой проблемы. Этот результат называется проект.
Проектно-исследовательская деятельность –это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности,целеустремлённости, ответствености. Дети приобретают социальную практику , адаптируются к современным условиям жизни.
Проектно-исследовательская деятельность реализует деятельностный подход в обучении. В основе каждого проекта лежит проблема, которую нужно решить. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы.
Проект для учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, позволяющая проявить себя, свои силы, свои знания и показать полученный результат.
Особенностью проектной деятельности в начальной школе является постоянная направляющая работа учителя. Учитель должен увлечь, заинтересовать детей, а также их родителей в проектной деятельностью. Ведь именно родители на первых порах помогают своим детям сделать фотографии, подобрать информацию, выполнить несложные наблюдения и подготовить защиту своей работы.
Любой проект состоит из нескольких этапов:
- Выбор темы.
- Постановка целей и задач.
- Гипотеза исследования.
- Организация исследования.
- Подготовка к защите и защита работы.
- Рефлексия.
Роль учителя велика на первом и последнем этапе. И от того как учитель выпонит свою задачу на первом этапе – этапе погружения в проект зависит судьба всего проекта. А на последнем этапе учитель помогает обобщить всё то, что узнали дети.
Результат проекта должен быть «осязаемым», чтоы его можно было увидеть, применить в практической деятельности. Это может быть газета,гербарий, коллекция, макет, плакат, книга, поделка, праздник, экскурсия, путешествие, спектакль и т.д.
Осоое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.Целью защиты проекта является развитие умений анализировать ход решения проблемы, аргументировать свои действия, анализировать их. Посе защиты проекта изделие можно подарить, устроить выставку
Оценка выполненных проектов должна носить стимуирующий характер. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто принимал участие в проекте.
Приведу пример визитной карточки проекта
Визитная карточка проекта.
Название проекта:
«Математика в загадках, пословицах, поговорках»
Руководитель:
Соколова Галина Николаевна
Возрастная группа:
6-7 лет
Продолжительность проекта:
1 месяц
Тип проекта:
Учебный
Учебный предмет, в рамках которого реализуется проект
Математика
Актуальность:
Математика всюду! Где только не встретишь разные числа: на зданиях, школах, на страницах книг, номерах машин. Числа встречаются и в народном фольклоре. Есть они и в загадках, пословицах и поговорках. Поэтому этот материал можно использовать в начальной школе для развития интереса учащихся к математике. Проект ориентирован на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, планируемые результаты начального общего образования, Рабочие программы для 1-4 классов по математике М.И. Моро предметной линии учебников «Школа России».
Цель проекта
Способствовать развитию интереса у детей младшего школьного возраста к математике; развитию их творческих и познавательных способностей через произведения фольклора и раскрытие ценности совместного творчества.
Задачи проекта
После завершения проекта учащиеся смогут:
- отбирать загадки, пословицы, поговорки, содержащие числа;
- собирать и классифицировать информацию по разделам (загадки, пословицы, поговорки);
-проявлять свои творческие способности в создании собственных загадок содержащих числа, иллюстраций к пословицам и поговоркам;
-создавать индивидуальные работы (создание книжек);
Этапы проекта
1 ЭТАП. Подготовительный
Срок: первая неделя проекта
Цель: выявление потенциальных участников проектов
Итоговый продукт: сформированные группы участников
II ЭТАП. Процесс обучения
Срок: 1-4 неделя проведения проекта
Цель: развитие у учащихся интереса к исследовательской деятельности по математике
Итоговый продукт: книга созданная детьми "Числа в загадках, пословицах и поговорках"
III ЭТАП. Заключительный
Срок: последний день 4-ой недели
Цель: развитие положительных эмоций, рефлексии у младших школьников
Проблемные вопросы
Что такое загадки, пословицы, поговорки?
Как найти число в пословице, поговорке или загадке?
Рабочий план проекта
1 этап
Содержание этапа. Обсудить с родителями учащихся вопросы, связанные с проведением проекта, составить список родителей, желающих оказать какую-либо помощь детям.
Подготовить необходимые книги и электронные материалы, сформировать подборку веб-сайтов по теме проекта. Купить или получить необходимые принадлежности для практических занятий.
2 этап
Содержание этапа. Экскурсия в библиотеку. Беседа по теме: «Русский народный фольклор». Вводная презентация. Организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта. Работа с литературой по теме проекта. Отбор произведений фольклора. Интервьюирование взрослых по данной теме.
Обсудить с учащимися формы представления результатов учебной деятельности. Выполнение учащимися самостоятельных творческих работ по созданию «книжки»: сочиняют загадки, рисуют иллюстрации к пословицам и поговоркам. Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы учащихся, опрос родителей).
3 этап
Содержание этапа. Организовать презентацию итогов проекта. Наградить отличившихся учеников.
Поиск информации
Библиотека, ресурсы сети ИНТЕРНЕТ, интервьюирование взрослых
Продукт
Книжка-малышка
Презентация проекта
В рамках внеклассного мероприятия по математике «Праздник чисел первого десятка 5+5»
Литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...