Статья "Технология смыслового чтения в начальной школе"
статья по чтению (1 класс)
Технология продуктивного чтения Н.Н.Светловской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
produktivnoe_chtenie.docx | 14.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Технология продуктивного чтения Н.Н.Светловской способствует достижению тех результатов, о которых говорится в образовательных стандартах.
Смысловое чтение – это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.
Навык чтения складывается из двух сторон: технической и смысловой. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.
Технология смыслового чтения включает в себя следующие этапы работы с текстом:
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Приёмы работы с текстом: выставка книг, биография писателей, знакомство с творчеством писателей (основываясь на читательский опыт), прогнозирование содержания по заголовку, «Дерево предсказаний», «Корзина идей» и др.
Цель: мотивирование чтения.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста.
Перечитывание текста.
Анализ.
Беседа по содержанию текста.
Выразительное чтение.
Цель: понимание текста на уровне содержания. Читаем и спрашиваем.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Смысловая (концептуальная) беседа по тексту.
Знакомство с писателем.
Работа с заглавием, иллюстрациями.
Творческие задания.
Продуктивные приёмы работы с текстом:
- чтение в кружок» (попеременное чтение);
- чтение про себя с вопросами;
- чтение с остановками;
- читаем и спрашиваем;
- чтение с пометками (Инсерт);
- «Синквейн»;
- таблица «ЗХУ».
Все эти приёмы помогают эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать, обеспечивают «полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие смыслового чтения в начальной школе
В данном материале вкраце дается понятие смыслового чтения и пприводится пример работы с текстом в первом классе....
"Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе"
В качестве объекта исследования аттестационной работы стал процесс обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе. В качестве гипотезы автор обосновывает использование сис...
Приёмы формирования навыков смыслового чтения в начальной школе.
В статье приведены приёмы текстовой деятельности(т.е. деятельности во время чтения и работы с текстом), которые позволяют учителю существенно повысить некоторые позиции по основным качествам чте...
Литературный тренажёр.Сборник диагностических и оценочных материалов для развития метапредметного результата смысловое чтение в начальной школе.
В сборнике представлены диагностические и оценочные материалы для формирования метапредметного УУД смыслового чтения и работы с текстом учащихся начальных классов.Диагнос...
Организация смыслового чтения в начальной школе
Смысловое чтение на уроках гуманитарного цикла...
Доклад "Приемы смыслового чтения в начальной школе"
Доклад содержит информацию о видах и приемах смысловго чтения в начальных классах...
Развитие смыслового чтения в начальной школе, как важнейшей составляющей информационной компетенции.
Реализация технологии развития смыслового чтения на различных уроках в начальной школе...