Технология деятельностного метода в обучении младших школьников
статья ( класс) на тему
Технология деятельностного метода- механизм развития творческих возможностей ребёнка и формирования способности учащихся к самообразованию. Системно - деятельностный подход является методологической основой новых образовательных стандартов второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskoe_obosnovanie_tdm.docx | 36.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология деятельностного метода в обучении младших школьников
Ступникова М.С.,
учитель начальных классов
МБОУ «ЦО № 19» г.Тулы
Технология деятельностного метода- механизм развития творческих возможностей ребёнка и формирования способности учащихся к самообразованию.
Системно - деятельностный подход является методологической основой новых образовательных стандартов второго поколения. В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни и научных исследований. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать ее, не ущемляя прав окружающих его людей, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека способностей к самореализации на основе сохранения целостности социальной структуры.
Основная педагогическая задача –
организация условий, инициирующих детское действие
Этапы формирования универсальных учебных действий:
● Приобретение первичного опыта выполнения действий в ходе пробных попыток;
● Проблематизация прежнего способа его выполнения как недостаточного для получения требуемого результата;
● Формирование нового способа ( алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами;
● Тренинг по применению нового способа приобретения умения, промежуточный самоконтроль и коррекция;
● Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами.
СИСТЕМА дидактических ПРИНЦИПОВ
● Принцип деятельности- учащийся не получает готовое знание, а добывает его сам в результате собственной деятельности ( является не объектом, а субъектом деятельности).
● Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
● Принцип минимакса предполагает выделение двух уровней – максимального, который определяется зоной ближайшего развития детей, и необходимого минимума, т.е. государственного стандарта знаний.
● Принцип целостного представления о мире – содержание образования должно отражать язык и структуру научного знания, изучать явления не разрозненно, а во взаимной связи.
● Принцип психологической комфортности означает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке спокойной, доброжелательной атмосферы.
● Принцип вариативности – развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
● Принцип творчества- максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Личностные ресурсы обучаемых:
мотивационные | Ценностные ориентации, потребности, запросы |
инструментальные или операциональные | Освоенные универсальные способы деятельности |
когнитивные | Знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки |
Типы урока:
Урок введения нового знания
Основные цели данного урока:
● Развивающая цель: формирование способности учащихся к новому способу действия,
● Обучающая цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Уроки повторения и закрепления знаний (рефлексия)
Отличительной особенностью УР от уроков закрепления в традиционной модели является фиксирование и анализ затруднений в собственной учебной деятельности.
Основные цели УР:
● коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. (на сколько я овладел новым понятием, свойством, алгоритм
●формирование способности учащихся к коррекции способа действий (формирование способности к фиксированию затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений
Урок общеметодологической направленности
Основные цели этого типа урока:
● формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
● выявление теоретических основ построения содержательно – методических линий.
Урок развивающего контроля.
Основные цели:
● формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
● контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структура урока рефлексии
Основные цели: формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления; повторение и закрепление учебного материала.
№ | Этап урока | Требования к этапам |
I | Самоопределение к деятельности | Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки повторяемого материала. Включение эмоционального компонента, основанного на положительном опыте прошлых уроков. |
II | Актуализация знаний | Повторение используемых способов действий – понятий, алгоритмов, свойств – с фиксацией соответствующих эталонов. Самостоятельная работа ( в форме индивидуальной деятельности) с самопроверкой по готовому образцу и фиксацией ошибок. |
III | Локализация затруднений | Уч-ся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют в речи, какие способы действий требуют уточнения. Уч-ся, не допустившие ошибок, выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. |
IY | Построение проекта выхода из затруднений | Пошагово применяя эталоны, уч-ся выявляют, в чём именно заключаются ошибки и исправляют их на основе правильного применения эталона. |
Y | Обобщение затруднений во внешней речи | Обсуждение типовых ошибок и проговаривание формулировки способов действий ( норм), вызвавших затруднение. |
YI | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Каждый уч-ся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки. Решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает своё решение с готовым образцом и фиксирует знаково результат деятельности. |
YII | Включение в систему знаний и повторение | При положительном результате деятельности на предыдущем этапе уч-ся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученным и между собой, и также задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном – уч-ся повторяют предыдущий этап для другого варианта (индивидуально или вместе с консультантом) |
YIII | Рефлексия деятельности ( итог урока) | Уч-ся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий, вызвавшие затруднения, оценивают свою деятельность на уроке. В завершение уч-ся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности. |
Методические основы построения урока
введения нового знания
№ | Этапы урока | Цели | Время | Приемы, методы | Способы, вопросы |
I | Cамоопределение к деятельности ( Орг. момент) | Включение уч-ся в деятельность на личностно- значимом уровне | 1-2 мин | Учитель высказывает добрые пожелания; предлагает пожелать друг другу удачи; девиз, эпиграф: « Где есть желание, найдется путь! »; самопроверка д/з. | - Ребята, подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке? - В конце урока вы должны объяснить, почему именно такой эпиграф выбран сегодня. |
II | Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого уч-ся. | 4-5 мин | Самостоятельная работа с самопроверкой уч-ся по готовому образцу и фиксацией ошибок | Индивидуальная работа, работа в группах. - Что интересного вы заметили? - Как проверить верное ли решение или неверное? - Кто прав из детей? - Какая же команда заработала балл? |
III | Постановка учебной задачи | Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. | 4-5 мин | Метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; подводящий без проблемы диалог. | - Почему возникли затруднения? - Что вы ещё заметили? - Почему не можете объяснить свои ответы? - Предложите название темы урока. - Как бы вы назвали этот новый тип задачи? |
IY | « Открытие нового знания» ( построение проекта выхода из затруднения) | Решение устной задачи и обсуждение её решения; фиксирование нового алгоритма ( понятия) в языке и знаково. | 7-8 мин | Побуждающий к гипотезам диалог; подводящий к открытию знания диалог; подводящий без проблемы диалог. | Диалог; групповая или парная работа. - Каким способом вы предлагаете выполнить это задание? - Предположите свои версии, исходя из значения этих слов в языке. --Попробуйте построить алгоритм решения. |
Y | Первичное закрепление | Проговаривание нового знания; запись в виде опорного сигнала; решение типовых заданий на новый способ действия. | 4-5 мин | Комментирование; обозначение знаковыми символами; выполнение продуктивных заданий | Фронтальная работа; работа в парах. - Почему важно уметь понимать это правило? - Какая из указанных частей должна войти в конспект? - Расставьте шаги алгоритма. - Запишите решение с комментированием. |
YI | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет; создание мотивации на успех для каждого ребёнка. | 4-5 мин | Самоконтроль; самооценка. Письменная самостоятельная работа ( не более 2-3 заданий). | - Кто верно выполнил всё задание? - Какой номер вызвал затруднения? - Смогли ли вы проверить свою работу? |
YII | Включение нового знания в систему знаний и повторение | Решение задач на повторение и закрепление изученного материала. | 7-8мин | Индивидуальная или вместе с консультантом; .групповая; в парах. - Нужно ли ещё потренироваться в решении таких задач? - Здесь один пример легче, а другой – сложнее. Выберите и решите один по желанию. | |
YIII | Рефлексия деятельности ( итог урока) | Осознание уч-ся своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и всего класса; домашнее задание ( элемент выбора, творчества, отсутствие перегрузки). | 2-3 мин | - Какую задачу ставили? - Удалось ли решить поставленные задачи? - Какие получили результаты? - Где можно применить новое знание? - Какое задание вызвало у вас затруднение? - Над чем ещё надо поработать? - Кому из ребят скажем спасибо7 - Как оцените работу класса? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Ситемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Я стараюсь как можно больше активизировать детей на уроках и после них для "доб...
«Технологии компетентно-деятельностного подхода в обучении младших школьников»
Аналитическая справка...
Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников.
Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников....
Технология системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников
Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого эле...
Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников
Системно-деятельностный подход - это … содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятел...
Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников.
Принципы и приемы реализации системно-деятельностног подхода.....
Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников.
Выступление на методическом объединении...