«Технологии компетентно-деятельностного подхода в обучении младших школьников»
статья по теме
Предварительный просмотр:
Технологии компетентно-деятельностного подхода – это проблема, которая приобретает в последнее время не только актуальный, но и значимый. Наш выпускник знает законы, свойства, правила, формулы, выполняет нормативы по предметам и многое другое. За время учебы в школе он накопит огромный багаж знаний. Так почему же в жизни мы часто сталкиваемся с такими фактами: хорошо успевающие ученики, окончив школу, не редко оказываются в жизни неуспевающими людьми; молодые специалисты – выпускники институтов, колледжей, слишком долго адаптируются на рабочем месте, хотя объем профессиональных знаний и умений, полученных в институте или колледже, у них вполне достаточен; в критический момент выясняется, что полученные в школе ЗУНы не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить.
Все перечисленные факты являются закономерным результатом учебного процесса, когда мы даём своим ученикам сумму ЗУНов, которыми он не сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни. Древняя мудрость гласит: «Можно и коня привести к водопою, но заставить его напиться нельзя». Получается, что мы выпускаем ученика, которому хватает знаний, но не хватает умений применения данных знаний в различных жизненных ситуациях. В настоящее время важно, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.
Возникает вопрос: Что же требуется от нас как от педагогов? Что нужно изменить учителям в своей деятельности на современном этапе?
В пояснительной записке ФГОС говорится, что в основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход. Компетентно-деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования. Во всех системах и УМК на первом месте стоит не накопление у учащихся ЗУНов в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.
Цель начальной школы – формирование ключевых компетентностей: ценностно-смысловая, коммуникативная, интеллектуальная, социально-трудовая, общекультурная, информационная, личностного самоусовер-шенствования.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; технология учебно-игровой деятельности, технология личностно-ориентированного обучения, технология дифференцированного обучения.
Рассмотрим технологию дифференцированного обучения как средство развития ключевых компетентностей младших школьников.
Моё кредо: «Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей» (В. А. Сухомлинский).
В результате использования технологии дифференцированного обучения активно формируются следующие ключевые компетентности:
- образовательная компетентность – усвоение учебного материала идёт в соответствии со способностями к обучению каждого ребёнка;
- интеллектуальная компетентность – умение добывать ЗУНы в стандартных и нестандартных ситуациях;
- информационная компетентность – в результате самостоятельной добычи знаний, на основе ключа к ответу формируется способность находить, хранить, применять информацию в различных её видах;
- коммуникативная компетентность - при работе в парах, в малых группах дети приобретают навыки общения, толерантности, умение работать в команде, умение урегулировать спор, объективно обосновать свою позицию и.т. д.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- развитие познавательных способностей младших школьников посредством дифференциации на уроках;
- развитие умения учащихся ставить цель и планировать свою деятельность.
- организация самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы;
- развитие умений младших школьников осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;
- формирование информационной, коммуникативной, интеллектуальной компетенций.
- мотивирование учащихся на проявление инициативы и самостоятельности.
Применяя на уроках данную технологию, основанную на уровневой дифференциации, можно достичь положительных результатов в развитии учебных возможностей всех учащихся. Эта технология обеспечивает индивидуальную траекторию, темп и динамику развития каждого ученика, развивает память, мышление, повышает качество обучения. Ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха»
Организация учебного процесса на основе уровневой дифференциации обучения позволяет организовать «все углубляющее движение» мышления вокруг объекта мышления. Дифференцированный подход возможен на любом этапе урока. Например, в конце урока можно отвести 10 минут для выполнения разноуровневых заданий по изученному разделу, теме. Каждый ученик вправе самостоятельно выбрать себе задание.
Алгоритм составления разноуровневых заданий:
1 уровень: Формирование умений в стандартной ситуации.
2 уровень: Формирование репродуктивных умений в изменённой ситуации.
3 уровень: Формирование частично-поисковых умений.
4 (возможный) уровень: Формирование творческих умений.
Формы и приёмы, помогающие формировать ключевые компетентности в рамках этой технологии:
- Взаимообучение в парах, группах;
- Самооценивание, комплексное оценивание;
- Разноуровневое обучение;
- Рефлексия учебной деятельности (обратная связь);
- Самоорганизация;
- Регулярный контроль усвоения учебного материала учащимися
- Создание творческой среды
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010
2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Директ-Медиа, 2008
3. Логинова О.Б. «Уровневая дифференциация обучения». – Москва, 1998.
4. Лекционный материал доктора педагогических наук, профессора кафедры «Методика преподавания естественных наук» Ефимова В.Ф. по теме: «Формирование компетентности в начальной школе»
О-З.: факультет повышения квалификации, ноябрь 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников.
Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников....
Технология системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников
Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого эле...
Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников
Системно-деятельностный подход - это … содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятел...
Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников.
Принципы и приемы реализации системно-деятельностног подхода.....
Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников.
Выступление на методическом объединении...
Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников
Эта статья поможет учителю отобрать и оптимальн использовать педагогическиетехнологии, наиболее эффективно обеспечивающие выполнение требований стандарта....
Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников
В статье раскрывается понятие системно-деятельностного подхода и его цели. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут ...