Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников.
статья на тему

Келина Анна Викторовна

Принципы и приемы реализации системно-деятельностног подхода..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов МАОУ СОШ №124

Келина Анна Викторовна.

Технология системно – деятельностного подхода

в обучении        младших школьников.

«Настоящий архитектор показывает своему ученику не готовое здание, на которое  положены тысячелетия труда, он ведёт его к разрабатыва- нию строительного материала , возводит здание  с ним вместе, учит его строительству» .( А. Дистервег)

Хочется согласиться с великим учёным, потому что, работая учителем начальных классов более трёх десятков лет,   я осознаю важность  са –мостоятельной работы учащихся  как метода обучения, реализация кото-рого  способствует подготовке детей к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать,  анализировать, делать обобщения.  Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение   системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружа- лась многочисленными фактами, именами, понятиями.  Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменив- шемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быст- ро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а знание того,   как и где их применять. Но ещё важнее – знание того, как добывать ин-   формацию, интерпретировать её или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение за- дач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности обучаю- щихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного  ме-тода обучения.  Деятельностный  метод  обучения –  это организация   учебного процесса, в котором главное место отводится активной и раз- носторонней , в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.  Сегодня  существует обширный перечень раз- ных  образовательных технологий.  В своей работе я применяю техноло- гию  системно - деятельностного подхода, так как мне хочется, чтобы мои ученики работали на уроках самостоятельно , могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в по- сильной  самостоятельной работе.  В условиях перехода  школ на ФГОС  пе- ред  учителями        начальной школы ставятся задачи формирования не только   предметных, но и универсальных  способов действий, обеспечи- вающих  возможность продолжения образования в основной школе. Нача- льная  школа  должна  развить способность учащихся к самоорганизации с целью решения учебных задач , обеспечить индивидуальный прогресс в ос – новных сферах личностного развития. Реализации данных задач в полной мере способствует системно- деятельностный подход в обучении, кото- рый  заложен в новые стандарты.    Понятие системно- деятельностного подхода было введено ещё в 1985 году.  Он основывается на теоретичес- ких  положениях концепции Л.С. Выготского,  А.Н.Леонтьева,  Д.Б.Элькони- на, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономер- ности  процесса обучения и воспитания.   Ещё Сократ говорил  о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно - познавательную  деятельность.  Дети на уроке работают в со- ответствии   со своими возможностями, участвуют в равноправном диа-логе, осознают  ценность своего участия в решении учебных задач.  Дан- ная  технология требует от обучающихся умения высказывать своё   мне-                                                                                      ние, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда учитель  говорит  меньше, чем его  ученики.  Технология деятельностного  метода означает, что постановку  учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного  учителем диалога. Дети под моим  руководством, но с высокой долей самостоятельности,  отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания. Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением – одна из важнейших характеристик современ- ного человека. С ним связаны такие черты личности , как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвиж - ность и гибкость мышления. Деятельностный подход на своих уроках осуществляю через:                                                                                                             -моделирование и анализ жизненных ситуаций  на занятиях;                                       -использование активных и интерактивных методик;                                                   -участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательс-кой деятельности;                                                                                                                        -вовлечение обучающихся в игровую, оценочно – дискуссионную, рефлек- сивную деятельность.                                                                                                             Обучающиеся выполняют на уроке работу по следующим направлениям:                 -работают с источниками информации;                                                                   -решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;                                                                                                                             анализируют современные общественные явления и события;                                   -осваивают типичные социальные  роли через участие в обучающих играх                   и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;                                 -аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;           -выполняют творческие работы и исследовательские проекты.                               Реализация технологии деятельностного метода в практике преподава- ния обеспечивается следующей системой дидактических принципов:                         1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, добывает  их сам,  осознаёт при этом содержа -ние и формы  своей учебной деятельности.                                                       2.Принцип непрерывности – это  преемственность между всеми ступеня-ми и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.                 3. Принцип целостности – позволяет формировать у учащихся  представ- ления  о мире (природе, обществе, самом себе,  социокультурном  мире и мире деятельности).                                                                                                      4.Принцип минимакса  - даёт обучающимся  возможность освоения содер -жания образования на максимальном для него уровне  и обеспечивая при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума  (государст-венного стандарта знаний ).                                                                                         5.Принцип психологической комфортности – регламентирует сохранение здоровья учащихся, создание в классе спокойной, доброжелательной ат- мосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничест-ва, развитие диалоговых форм общения.                                                                            6.Принцип вариативности – предполагает развитие у учащихся вариатив-ного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи и умение  осуществлять  систематический перебор вари-антов.                                                                                                                                      7.  Принцип творчества – означает максимальную ориентацию  на твор- ческое  начало в образовательном процессе, приобретение  учащимися собственного опыта творческой деятельности.                                      Использование этого метода в практике позволяет  мне грамотно выст- роить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» ново-го знания.   Системно- деятельностный подход я стараюсь использовать на различных этапах урока.                                                                                          На этапе   мотивирования  к учебной деятельности              (1-2минуты)     организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке. Я на данном этапе настраиваю детей на работу, проговаривая   с ними задачу урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся  с новым вычислительным приёмом» и т. д.) Также выска- зываю  добрые пожелания детям, даю моральную поддержку или предла- гаю  детям подумать , что пригодится для успешной работы на уроке: девиз или эпиграф («С малой удачи начинается большой успех!», «Тяжело в учении – легко в бою»).                                                                                                                     На этапе     актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в   пробном учебном действии   (4 -5 минут)   подготавливаю мышление  детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содер-жания , необходимого и достаточного для восприятия нового, указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Вклю- чаю  проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновре- менно  провожу работу над развитием внимания, памяти, речи,  мысли –тельных операций.                                                                                                          На этапе постановки учебной задачи  (4-5 минут) обращаю внимание детей на отличительное свойство задания,  вызвавшего  затруднение, затем формулируется цель и тема урока, организую диалог, направлен- ный на построение и осмысливание нового материала, которое фиксиру-ется  вербально, знаками и  с помощью схем. Предлагаю обучающимся  систему вопросов  и заданий, подводящих их  к самостоятельному  откры- тию  нового. В результате обсуждения подвожу итог.                                                               На этапе  первичного закрепления (4 -5 минут)  мои ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, прого – вариванием вслух изученных алгоритмов действия.                                                                       При проведении  самостоятельной работы с самопроверкой по образцу  (эталону)  (4 – 5 минут)  использую индивидуальную форму работы. Ученики самостоятельно  выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавлива- ют  способы действий, которые вызывают у них затруднение и им  пред- стоит их доработать. Создаю для каждого  ребёнка ситуацию успеха.                                                                              Следующий этап – включение нового знания  в систему знаний и повторе- ние  (7 – 8 минут). Здесь дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с ранее изучен- ным  материалом и повторяют  содержание, которое потребуется на следующих уроках. При повторении использую игровые элементы: сказоч- ные  персонажи, соревнования. Это способствует положительному  эмо- циональному   развитию у детей  интереса к предмету.                                                                                              При подведении итога урока (рефлексии учебной деятельности) (2 – 3 минуты)  фиксируем изученное новое знание и его значимость . Я органи- зую  самооценку учебной деятельности и согласовываю домашнее задание. Подведение итогов урока помогает ребёнку осмыслить  его собственные достижения и его проблемы.   Использую вопросы:                                                            - Какую задачу ставили на уроке?                                                                                      - Удалось ли решить поставленную задачу?                                                               - Каким способом?                                                                                                                -Какие получили результаты?                                                                                                   -Что нужно сделать ещё?                                                                                                 - Где можно применить новые знания?                                                                          -  Что на уроке у вас  хорошо получилось?                                                                   - Над чем ещё надо поработать?      ( и другие)                                                                          Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовы- вать  деятельностный подход в обучении младших школьников.                      В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приё- мами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в  разряд неуспевающих. Обучение через системно- деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебно- го процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Я считаю, что  правильное использование деятельностного ме- тода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школь- ные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образова- тельным  процессом. Сегодня каждый учитель может использовать дея- тельностный метод в своей практике, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значи- мость каждого метода  и использовать  их в работе системно. Примене- ние технологии деятельного подхода в обучении создаёт условия для фор-мирования у ребёнка готовности к саморазвитию, помогает развивать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание), способствует положительной динамике качества знаний учащихся, фор – мирует всесторонне развитую личность, обладающую критическим мы-шлением. Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отражён- ного  в положениях Закона РФ  « Об образовании» и в Федеральном Государ-ственном Образовательном стандарте.

     

                                 

                     

                                   

                                   

                                                 

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников.

Технология системно – деятельностного подхода в обучении        младших школьников....

Технология системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников

Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого эле...

Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников

Системно-деятельностный подход - это … содержание учебного процесса, в  котором главное место отводится  активной и разносторонней, в     максимальной степени самостоятел...

Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников

Эта статья поможет учителю отобрать  и оптимальн использовать педагогическиетехнологии, наиболее эффективно обеспечивающие выполнение требований стандарта....

Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников

В статье раскрывается понятие системно-деятельностного подхода и его цели. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут ...

Технология системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников

Данная презентация была составлена для учителей начальных классов и представлена на методическом объединении. Системно-деятельностный подход ориентирован на достижение основного результата - развитие ...