Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников.
статья на тему
Принципы и приемы реализации системно-деятельностног подхода..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_sistemno-_deyatelnostnogo_podkhoda_v_obuchenii_mladshikh_shkolnikov_3.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №124
Келина Анна Викторовна.
Технология системно – деятельностного подхода
в обучении младших школьников.
«Настоящий архитектор показывает своему ученику не готовое здание, на которое положены тысячелетия труда, он ведёт его к разрабатыва- нию строительного материала , возводит здание с ним вместе, учит его строительству» .( А. Дистервег)
Хочется согласиться с великим учёным, потому что, работая учителем начальных классов более трёх десятков лет, я осознаю важность са –мостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация кото-рого способствует подготовке детей к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения. Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружа- лась многочисленными фактами, именами, понятиями. Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменив- шемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быст- ро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а знание того, как и где их применять. Но ещё важнее – знание того, как добывать ин- формацию, интерпретировать её или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение за- дач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности обучаю- щихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного ме-тода обучения. Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и раз- носторонней , в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Сегодня существует обширный перечень раз- ных образовательных технологий. В своей работе я применяю техноло- гию системно - деятельностного подхода, так как мне хочется, чтобы мои ученики работали на уроках самостоятельно , могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в по- сильной самостоятельной работе. В условиях перехода школ на ФГОС пе- ред учителями начальной школы ставятся задачи формирования не только предметных, но и универсальных способов действий, обеспечи- вающих возможность продолжения образования в основной школе. Нача- льная школа должна развить способность учащихся к самоорганизации с целью решения учебных задач , обеспечить индивидуальный прогресс в ос – новных сферах личностного развития. Реализации данных задач в полной мере способствует системно- деятельностный подход в обучении, кото- рый заложен в новые стандарты. Понятие системно- деятельностного подхода было введено ещё в 1985 году. Он основывается на теоретичес- ких положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Элькони- на, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономер- ности процесса обучения и воспитания. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно - познавательную деятельность. Дети на уроке работают в со- ответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диа-логе, осознают ценность своего участия в решении учебных задач. Дан- ная технология требует от обучающихся умения высказывать своё мне- ние, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда учитель говорит меньше, чем его ученики. Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания. Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением – одна из важнейших характеристик современ- ного человека. С ним связаны такие черты личности , как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвиж - ность и гибкость мышления. Деятельностный подход на своих уроках осуществляю через: -моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; -использование активных и интерактивных методик; -участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательс-кой деятельности; -вовлечение обучающихся в игровую, оценочно – дискуссионную, рефлек- сивную деятельность. Обучающиеся выполняют на уроке работу по следующим направлениям: -работают с источниками информации; -решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации; анализируют современные общественные явления и события; -осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; -аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению; -выполняют творческие работы и исследовательские проекты. Реализация технологии деятельностного метода в практике преподава- ния обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, добывает их сам, осознаёт при этом содержа -ние и формы своей учебной деятельности. 2.Принцип непрерывности – это преемственность между всеми ступеня-ми и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей. 3. Принцип целостности – позволяет формировать у учащихся представ- ления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности). 4.Принцип минимакса - даёт обучающимся возможность освоения содер -жания образования на максимальном для него уровне и обеспечивая при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государст-венного стандарта знаний ). 5.Принцип психологической комфортности – регламентирует сохранение здоровья учащихся, создание в классе спокойной, доброжелательной ат- мосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничест-ва, развитие диалоговых форм общения. 6.Принцип вариативности – предполагает развитие у учащихся вариатив-ного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи и умение осуществлять систематический перебор вари-антов. 7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на твор- ческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности. Использование этого метода в практике позволяет мне грамотно выст- роить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» ново-го знания. Системно- деятельностный подход я стараюсь использовать на различных этапах урока. На этапе мотивирования к учебной деятельности (1-2минуты) организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке. Я на данном этапе настраиваю детей на работу, проговаривая с ними задачу урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом» и т. д.) Также выска- зываю добрые пожелания детям, даю моральную поддержку или предла- гаю детям подумать , что пригодится для успешной работы на уроке: девиз или эпиграф («С малой удачи начинается большой успех!», «Тяжело в учении – легко в бою»). На этапе актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4 -5 минут) подготавливаю мышление детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содер-жания , необходимого и достаточного для восприятия нового, указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Вклю- чаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновре- менно провожу работу над развитием внимания, памяти, речи, мысли –тельных операций. На этапе постановки учебной задачи (4-5 минут) обращаю внимание детей на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, затем формулируется цель и тема урока, организую диалог, направлен- ный на построение и осмысливание нового материала, которое фиксиру-ется вербально, знаками и с помощью схем. Предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному откры- тию нового. В результате обсуждения подвожу итог. На этапе первичного закрепления (4 -5 минут) мои ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, прого – вариванием вслух изученных алгоритмов действия. При проведении самостоятельной работы с самопроверкой по образцу (эталону) (4 – 5 минут) использую индивидуальную форму работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавлива- ют способы действий, которые вызывают у них затруднение и им пред- стоит их доработать. Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха. Следующий этап – включение нового знания в систему знаний и повторе- ние (7 – 8 минут). Здесь дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с ранее изучен- ным материалом и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках. При повторении использую игровые элементы: сказоч- ные персонажи, соревнования. Это способствует положительному эмо- циональному развитию у детей интереса к предмету. При подведении итога урока (рефлексии учебной деятельности) (2 – 3 минуты) фиксируем изученное новое знание и его значимость . Я органи- зую самооценку учебной деятельности и согласовываю домашнее задание. Подведение итогов урока помогает ребёнку осмыслить его собственные достижения и его проблемы. Использую вопросы: - Какую задачу ставили на уроке? - Удалось ли решить поставленную задачу? - Каким способом? -Какие получили результаты? -Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Что на уроке у вас хорошо получилось? - Над чем ещё надо поработать? ( и другие) Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовы- вать деятельностный подход в обучении младших школьников. В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приё- мами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через системно- деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебно- го процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Я считаю, что правильное использование деятельностного ме- тода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школь- ные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образова- тельным процессом. Сегодня каждый учитель может использовать дея- тельностный метод в своей практике, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значи- мость каждого метода и использовать их в работе системно. Примене- ние технологии деятельного подхода в обучении создаёт условия для фор-мирования у ребёнка готовности к саморазвитию, помогает развивать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание), способствует положительной динамике качества знаний учащихся, фор – мирует всесторонне развитую личность, обладающую критическим мы-шлением. Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отражён- ного в положениях Закона РФ « Об образовании» и в Федеральном Государ-ственном Образовательном стандарте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников.
Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников....
Технология системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников
Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого эле...
Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников
Системно-деятельностный подход - это … содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятел...
Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников.
Выступление на методическом объединении...
Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников
Эта статья поможет учителю отобрать и оптимальн использовать педагогическиетехнологии, наиболее эффективно обеспечивающие выполнение требований стандарта....
Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников
В статье раскрывается понятие системно-деятельностного подхода и его цели. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут ...
Технология системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников
Данная презентация была составлена для учителей начальных классов и представлена на методическом объединении. Системно-деятельностный подход ориентирован на достижение основного результата - развитие ...