Формирование грамматико-орфографический умений в начальной школе с учетом преемственности между начальным и основным звеном
учебно-методический материал по русскому языку (3, 4 класс) на тему
Проблема преемственности обучения между 1 и 2 ступенями общего среднего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной.
Переход учащихся из начального в среднее звено – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в пятом классе – один из труднейших периодов школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 290.69 КБ |
formirovanie_grammatiko-orfograficheskih_umeniy_pri_izuchenii_temy_glagol_s.ppt | 576.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема преемственности обучения между 1 и 2 ступенями общего среднего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной.
Переход учащихся из начального в среднее звено – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в пятом классе – один из труднейших периодов школьного обучения.
Важнейшей причиной трудностей, с переходом в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Её можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1 и 5 классов, в данном случае добавляется ещё так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой.
Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоёмких предметов в курсе основной школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики – принципа преемственности необходимо
В школьных программах по русскому языку, как в начальных, так и в средних классах уделяется особое внимание систематической работе над формированием орфографической грамотности учащихся. Необходимость поиска путей и условий повышения качества обучения русскому языку в целом, и особенно орфографии как наиболее сложного его раздела, возникает у каждого учителя. Успешная адаптация пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальным и средним образованием. В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача – обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах регулирующих грамотное письмо.
Знакомство с частями речи в начальной школе завершается изучением темы спряжение глаголов, что сочетается с ознакомлением (на практическом уровне) со способами проверки правописания безударных окончаний. В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо.
Вместе с тем известно, что обучение правописанию - это трудоемкий процесс в силу того, что сознательность навыка грамотного (в орфографическом отношении) письма во многом определяется прочными знаниями в области грамматики. Именно поэтому, говоря о развитии правописных навыков, специалисты часто называют их грамматико-орфографическими, подчеркивая особую роль грамматики в освоении норм правописания.
Л.Ю. Максимов, в учебнике «Русский язык», дает следующее определение понятию «орфограмма» - это такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных и отвечает определенному орфографическому правилу [39,265].
В данной работе мы будем опираться на определение, которое дают П.С. Жедек: «Орфограмма - написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух» [11, 134].
Поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальных классов с является одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка, поскольку именно в начальной школе закладываются основы грамотного письма необходимые в среднем звене.
Нами был составлен и проведен опрос учителей русского языка средней школы, по результатам которого наиболее трудноусваиваемой темой при переходе обучающегося из младшего звена в среднее была выбрана тема «Правописание безударных личных окончаний глаголов». Учителя среднего звена, опираясь на свой опыт, говорят о том, что выпускники начальной школы не знают личных окончаний глаголов и алгоритма определения спряжения и учителям пятых классов приходится объяснять данную тему заново. Стоит отметить, что тема «Спряжение глагола» изучается во2 полугодии 4 класса, а в 5 классе на неё выделяется лишь 2 урока повторения. Соответственно вся ответственность за результаты работы по этой теме лежит на начальной школе. О важности подробного изучения данной темы говорит и то, что в описании всероссийских проверочных работ
Для подтверждения или опровержения результатов опроса учителей, а так же выяснения причин неудач при работе с личными окончаниями глаголов было решено провести проверочную работу на учениках 5го класса, которая включала в себя диктант и грамматические задания.
По результатам проведенной работы мы выяснили, что младшие школьники постоянно сталкиваются с орфографическими трудностями, имеющими место именно в глаголах.
Анализ сложившейся ситуации дает основание утверждать, что результативность орфографической подготовки выпускников начальной школы может быть достигнута при условии усиленного внимания к изучению темы глагол, что обеспечит формирование грамматико-орфографических умений. Такой подход в обучении может обеспечить активное повышение грамотности в широком смысле этого слова, то есть умения связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию - устному и письменному.
Данный навык сложен, и его грамматическую основу должен составлять целый комплекс знаний и умений: умение распознать глагол, его время, лицо и число, умение перейти от временной формы к начальной (неопределенной) и правильно назвать ее, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме, знание окончаний глаголов I и II спряжения. При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определенным образом взаимодействуют между собой. Овладение учащимися последовательностью (алгоритмом) действий представляет собой не что иное, как установление связей между знаниями и применение их на практике при решении орфографической задачи. Умение решать задачи письма в окончаниях глаголов, так же как и умение писать безударные окончания имен существительных и прилагательных, является комплексным и относится к разряду грамматико-орфографических. Поэтому главное условие успешного овладения этим умением – полнота представлений о глаголе как части речи.
Анализируя учебники русского языка, можно говорить о том, что глагол наряду с другими основными частями речи находится в центре внимания в 3-м классе .
Недостающим звеном системы имеющихся у ребят грамматических знаний является понятие спряжение. С его представления целесообразно использовать прием работы – сопоставление (он находит отражение и в формулировках тем уроков: «Имена склоняются, а глаголы...», «Склонений три, а спряжений?» по программе «Гармония»). Так, известное понятие склонение становится своеобразным фоном для введения нового – спряжение; сопоставляются родовые окончания прошедшего времени и личные – настоящего и будущего. Считаем такие сопоставления необходимыми, чтобы предупредить частое смешение терминов склонение и спряжение, а также попытки спрягать глаголы прошедшего времени.
Выйти на понятие спряжение помогает работа с текстом, в котором есть разные изменения слов: пчела, пчел, пчелу; боялся, не боюсь; не тронет, не тронешь, не трону; ужалят, ужалю. Их группировка по столбикам в соответствии с грамматическим заданием позволяет организовать необходимые для выведения новых знаний наблюдения.
Представленные изменения существительного пчела по падежам актуализируют термин склонение; операции с формами боялся, боялась, боялись еще раз убеждают ребят в том, что глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам, но «не умеют» изменяться по лицам; формы слова не тронет подсказывают, что этот глагол изменялся по лицам и числам.
Чтобы узнать новое научное слово, ученикам можно дать мообщение:
«Тебе уже известно, что изменение имен существительных по падежам (в единственном и множественном числе) называется склонением.
Изменению глаголов по лицам (в настоящем и будущем времени) ученые тоже дали название – спряжение [9, с. 24].
Осознанию вводимого понятия поможет выполнение задания, построенного на аналогии со склоняемыми частями речи: «Тебе уже приходилось склонять имена существительные, прилагательные и местоимения. Теперь ты часто будешь получать задание: проспрягай глагол. Что станешь делать, выполняя такое задание? В любом ли времени можно глаголы спрягать?..» [9, с. 25].
О результативности работы на первом уроке можно судить по тому, сумеют ли четвероклассники закончить недосказанную формулировку темы «Имена склоняются, а глаголы...».
Следующий шаг, приближающий к разгадке «тайны» правописания личных окончаний, – помочь школьникам «открыть» наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого. И снова отправная точка в построении рассуждения – имеющиеся знания. Вспомнив, что имена существительные распределяются по трем склонениям, что различия проявляются в наборах окончаний (три набора – три склонения), ребята переходят к наблюдениям за личными окончаниями глаголов (пока ударными). Проспрягав глаголы идти, говорить, нести, замолчать и зафиксировав их окончания, ученики приходят к выводу, сформулировать который помогает установка: «Сколько выделишь наборов окончаний – столько спряжений и будет» [10, с. 27].
Сделанный детьми вывод о двух спряжениях необходимо упорядочить в рамку:
При работе с таблицей необходимо привлечь внимание к тому, что спряжение принято обозначать римскими цифрами. Не менее важно помочь увидеть, какая буква чаще всего повторяется в окончаниях I спряжения и в окончаниях II спряжения.
Как известно, в личных окончаниях глаголов выбирать практически приходится между двумя буквами: е или и. Облегчить запоминание окончаний должна подсказка:
Этот мнемотехнический прием построен на внешнем сходстве римской цифры I с элементами буквы Е, а римской цифры II – с элементами буквы И. Покажем, как примерно может быть донесен смысл этой аналогии до четвероклассников.
Учитель. Когда вы только начинали учиться, для облегчения запоминания букв и цифр мы выкладывали их на партах из счетных палочек (спичек), превращали цифры в буквы и наоборот. Давайте сегодня вспомним эту игру.
Я начертила на доске палочку, а рядом еще две. Что они вам напоминают?
Дети. Римские цифры I и II.
У. А что обозначают?
Д. Спряжение.
У. Давайте переделаем их в буквы. Какой буквой станет цифра I?
Д. Буквой Е.
У. А почему?
Д. Потому что эта буква чаще всего встречается в окончаниях I спряжения.
У. В какую букву превратится цифра II? Почему?
Д. В букву И. Потому что она повторяется в окончаниях II спряжения.
У. А чтобы вы лучше запомнили, какие окончания пишутся в глаголах I спряжения, а какие – II, придумали встроить подсказки в хорошо знакомые нам глаголы:
Табличку полезно поместить на стенд и использовать столько, сколько понадобится для полного и надежного запоминания.
Дальнейшие тренировочные задания подчинены цели помочь запомнить окончания каждого спряжения и научиться определять его по окончаниям (работа строится с привлечением глаголов с ударными окончаниями или безударными, но написанными).
Чтобы имеющиеся у четвероклассников представления об орфограммах в личных окончаниях глаголов привести в систему, предъявляется их полный перечень. Три их вида требуют запоминания:
! -т в формах 3-го лица (говорят);
! -е на конце форм 2-го лица множественного числа (говорите);
! -ь в формах 2-го лица единственного числа (говоришь).
На месте этих букв нет выбора (он возможен теоретически), решать эти задачи не приходится, но помнить о том, что здесь все-таки есть орфограммы, необходимо.
Затем акцент переносится на безударные окончания (урок по теме «Зачем и как узнавать спряжение глагола?»). Толчок к движению мысли детей дает задание, которое предусматривает решение орфографических задач в окончаниях имен существительных и глаголах, разграничение их по принципу: могу сразу решить – не могу решить.
Далее предлагается подумать, «что нужно узнать о глаголах, чтобы правильно выбрать для них нужные окончания». Чтобы снять возможные затруднения, дано начало рассуждения:
Как завершение рассуждения должны быть вписаны слова: узнать спряжение.
Следующее задание предписывает закрыть, где возможно, окошки в окончаниях глаголов: клад.м, (ты) свар..., теч.т, (вы) готов.т. и т.п. и определить их спряжение. Это поможет детям осознать, что спряжение они умеют определять только по ударным окончаниям. Как определить спряжение глагола, если окончание безударное? Пока ребятам не известно. А выяснить это важно, так как именно спряжение подсказывает, какое окончание выбрать: с е или и, -ут(-ют) или -ат(-ят). Такой вывод можно считать постановкой новой учебной задачи.
Каким будет первый шаг в нужном способе действий? Сделать предположение поможет задание, построенное на аналогии со склонением:
«Открыть второй способ определения спряжения глаголов тебе помогут имена существительные. Какое первое действие ты выполнял(а), чтобы узнать склонение, к которому относится слово? Предположи, какое первое действие надо выполнить, чтобы узнать спряжение глагола» [9, с. 31].
Для проверки правильности высказанных суждений ученики обращаются к соответствующей формулировке. Заметим, что в ней должны быть представлены оба способа определения спряжения: по неопределенной форме (для глаголов с безударными окончаниями) и окончанию (для глаголов с ударными окончаниями).
Чтобы оживить в памяти школьников последовательность действий, необходимых для постановки глагола в неопределенную форму, заполняется таблица, графы которой требуют жесткого соблюдения порядка выполнения операций.
Логическое завершение работа получит после возвращения к заголовку «Зачем и как узнавать спряжение глагола?»: «Что ты уже знаешь для ответа на заданный вопрос, а чего еще не знаешь?» [9, с. 32]. Поиск ответа поможет четвероклассникам определить границы знаний, поставить для себя следующую учебную задачу. Ее суть как раз отражена в формулировке следующей темы: «Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола?»
Дать исчерпывающий ответ самостоятельно детям не под силу, но предпринять попытку они могут, опираясь на схему:
Ключевая задача этапа – не только научить, но и приучить выполнять действия, обязательные для определения спряжения по начальной форме. Для этого вводится и отрабатывается в течение ряда уроков прием: школьники строго последовательно выполняют все нужные операции, проговаривая их и материально фиксируя. Если открыть соответствующие страницы тетради-задачника, в глаза бросается большое количество таблиц. Почему? Табличный формат иначе организует движение мысли: он как бы притормаживает ее, требуя внимания к каждой операции. Кроме того, каждая заполненная строка позволяет зрительно представить пошаговую структуру осуществленного действия.
Для того чтобы четвероклассники выстроили полную цепочку действий, необходимых для решения орфографических задач в безударных личных окончаниях глаголов, в помощь им дается такая таблица:
Ход решения орфографических задач в конкретных глаголах можно фиксировать в следующей таблице:
1. Глагол (с ) • | (ты) украша___ | (ты) украс____ |
4. Неопр. ф. (+ или –) | украшать | украсить |
5. На -ить? | – | + |
6. Спр. | I | II |
8. Оконч. | -ешь | -ишь |
Работу полезно вести на материале видовых пар, чтобы повторно привлечь внимание ребят к тому, что за приставкой в вопросах личной и неопределенной форм нужно специально следить, иначе есть опасность неправильно определить спряжение глагола, а это приведет к ошибке в его окончании.
Последовательное выполнение всей процедуры, сопровождаемое проговариванием и материальной фиксацией результатов, – одно из условий достаточно быстрого освоения правильного способа действий.
Следующий этап работы – знакомство с глаголами-исключениями.
Здесь целесообразноиспользовать лингвистическую сказку.
Чтобы облегчить запоминание глаголов-исключений, предлагается рифмовка М.В. Панова:
гнать, дышать, держать, обидеть,
видеть, слышать, ненавидеть
и еще: терпеть, вертеть,
и зависеть, и смотреть.
Приводим и другие варианты «стихов», призванных помочь детям:
Смотреть, все слышать, видеть,
зависеть, ненавидеть,
вертеть, держать, дышать,
терпеть, обидеть, гнать. [1, с. 142]
Гнать, держать
Смотреть и видеть.
Дышать, слышать,
Ненавидеть.
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на -е- спрягать нельзя. [2, с. 168]
Глаголы-исключения создают проблемы не только из-за нарушения общего правила. Что происходит, когда пишущий переносит стереотип рассуждений на видовые пары этих глаголов или слова, близкие по смыслу? В этом случае кажутся идентичными, например, глаголы обижать и обидеть, гнать и гонять, слышать и слушать и т.п.
Еще одна трудность в том, что младшие школьники не всегда узнают в словах повертеть, присмотреть, задышать, перегнать и многих других все те же глаголы-исключения, только образованные приставочным способом от уже известных. Чтобы снять возможные трудности, в тренировочные задания необходимо постепенно вводить эти и другие однокоренные глаголы.
Очевидно, что освоение столь сложного и значимого материала требует серьезного закрепления.
В связи с этим, во-первых, можно вводить упрощенную фиксацию выполненных операций: знаки «+», «–» показывают, является ли глагол исключением, оканчивается ли на -ить; спряжение непосредственно указывается над словом. Во-вторых, начинают предлагаться для исправления ошибки, причем допущенные не только в результате, но и в ходе проведения рассуждений. Причина чаще всего кроется в невыполнении или неверном выполнении нужных действий.
Как ты понимаешь эти записи? Какая из них правильная? Неправильную перечеркни.
Отражая движение мысли, значки в первом случае показывают: глагол не на -ить (–), исключение (+), второго спряжения (II). Вторая запись расшифровывается так: не на -ить (–), не исключение (–), первого спряжения (I). Если итогом первого рассуждения станет выбор буквы и, то результатом второго – буквы е.
Необходимо убедить четвероклассников еще и в том, что к ошибке может привести незнание букв на месте суффиксов в неопределенной форме глагола. Поможет в этом задание «Прочитай рассуждение мальчика и объясни, из-за чего возникли ошибки»:
! Мама глад.т бельё. Во дворе ла.т собака. |
Полученные при изучении раздела «Учимся писать личные окончания глаголов» знания нужно включить в систему приобретенных ранее. Сделать это позволит дополнение памятки характеристики глагола (теперь анализ предполагает указание спряжения глагола и его роли в предложении). По ходу тренировки в определении морфологических характеристик глагола уместно обсудить вопрос мальчика-иностранца: «Разве можно определять спряжение у глаголов прошедшего времени? Мы же не узнаем у них спряжение, чтобы написать окончание» [9, с. 43]. Получив утвердительный ответ на первый вопрос и необходимые разъяснения по второму замечанию мальчика, ребята переходят к заданию 450, которое содержит ловушку, помогающую выйти на более высокий уровень обобщения. Рассмотрим примерный вариант организации работы.
Учитель. Даны глаголы: жить, шуметь, звенеть. Попробуйте предположить, какого спряжения первый глагол.
Дети. Возможно, второго. Ведь он оканчивается на -ить.
У. А какого спряжения глаголы шуметь и звенеть?
Д. Наверное, первого, потому что они оканчиваются не на -ить.
У. Давайте проверим, правильно ли вы рассуждали. Для этого образуйте формы 2-го лица единственного числа, 2-го и 3-го лица множественного числа. Что получилось?
Д. Первый глагол оказался первого спряжения: живешь, живете, живут, а остальные – второго: шумишь, шумите, шумят; звенишь, звените, звенят.
У. Как вы определяли спряжение?
Д. По ударным личным окончаниям.
У. Подтвердились ли ваши предположения?
Д. Нет.
У. А почему?
Д. Потому что мы приняли во внимание только неопределенную форму.
У. Что вы теперь будете помнить, чтобы впредь не допускать таких ошибок?
Д. По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя.
У. В каком случае поможет неопределенная форма глагола?
Д. Если личное окончание глагола безударное.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Л.Ю. Максимов: «орфограмма - это такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных и отвечает определенному орфографическому правилу». П.С. Жедек: «Орфограмма - написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух»
Орфографический диктант Солнце встаёт из-за туч, показыва..тся первый луч. Над рекой стел..тся туман, но скоро его разве..т ветер. Как же хорошо дыш..тся в полях! Зимой поле отдыха..т. Весной его паш..т , се..т рожь, пшеницу. В летнюю пору кос..т сено, урожай зре..т, затем его убира..т. Когда блекн..т последний луч солнца, это значит, что скоро всё померкн..т, на землю опуска..тся сумерки. Где-то вдалеке слыш..тся песня соловья, если вслуша..шься в ночную тишь, то услыш..шь, как куку..т кукушка в лесу. Кругом тишина. Ночью всё замира..т, засыпа..т крепким сном. Воробьи не плещ..тся в луже, даже собака-Жучка дремл..т, не гоня..т, не тян..т за хвост соседскую кошку-Мурку. Слыш..тся шорох. Насторож..тся мышь. Наверное, где-то неслышно подлета..т и крадётся сова. Опять обижа..т мышей, гоня..т их по всему полю. Мыши ищ..т укрытие, бор..тся с совой и наде..тся на спасение. Но вот уход..т ночь, зыбл..тся сумрак. День начина..тся снова, поднима..тся солнце, всё просыпа..тся, но лишь сова, устав от ночной охоты, укрыва..тся в дупле и засыпа..т. Снится ей ночное поле, где наход..тся много мышей. И дума..т она, что как только наступ..т ночь, она законч..т вражду и начнет дружбу с полевыми мышами. Давно мечта..т она стать травоядной!
Распредели слова в 3 столбика: пчела, пчел, пчелу; боялся, не боюсь; не тронет, не тронешь, не трону; ужалят, ужалю
Тебе уже известно, что изменение имен существительных по падежам (в единственном и множественном числе) называется склонением. Изменению глаголов по лицам (в настоящем и будущем времени) ученые тоже дали название – спряжение
ЕдУТ И едЯТ
I II ЕдУт И спЯТ
! -т в формах 3-го лица (говорят); ! -е на конце форм 2-го лица множественного числа (говорите); ! -ь в формах 2-го лица единственного числа (говоришь).
Война глаголов В давние-давние времена в стране Морфологии вспыхнула самая настоящая война среди глаголов. И, как всегда это бывает, повод для войны отыскался ничтожный, причём настолько незначительный, что и сами глаголы, и другие части речи уже позабыли, из-за чего, собственно, разгорелся сыр-бор. Но как бы то ни было, война разразилась нешуточная. Глаголы разделились на два враждующих лагеря и вели бои с переменным успехом. Самой многочисленной оказалась армия глаголов первого спряжения. В неё вошли прославленные глаголы, оканчивающиеся на -оть, -уть, -ать, -еть, и многие другие, не менее достойные. Глаголов в войсках второго спряжения было значительно меньше, но они не уступали противнику ни в мужестве, ни в силе, ни в смекалке. И, что главное, все они, как один, дружно оканчивались на -ИТЬ. У глаголов враждующих армий были свои законы и традиции, которые они чтили и отступать от которых были не намерены. Изменяясь по лицам и числам, глаголы первого спряжения имели окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют), а глаголы второго спряжения — -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). И никакого компромисса! Не остались в стороне от междоусобицы два мудрых глагола ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ. Будучи по природе своей разноспрягаемыми, они чувствовали себя как дома и в стане глаголов первого спряжения, и в походных шатрах глаголов спряжения второго. Всячески старались они примирить противников, утверждая, что все глаголы — братья и делить им нечего. В ходе военных действий каждая из враждующих сторон прибегала к различным уловкам и хитростям. А как-то раз главнокомандующим обеих армий практически одновременно пришла в голову мысль забросить в лагерь противника шпионов-диверсантов. Более многочисленная армия глаголов первого спряжения могла позволить себе отправить в тыл врага целую диверсионную группу: семь глаголов на -еть (СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ОБИДЕТЬ) и четыре глагола на -ать (СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ГНАТЬ). Глаголы же второго спряжения снарядили всего двух лазутчиков. Ими стали глаголы БРИТЬ и СТЕЛИТЬ. А дело-то вот как обстояло. Горе-лазутчики, оказавшись в расположении противника, с удивлением обнаружили, что враги — такие же глаголы, как и они сами. И желание вести войну до победного конца у них пропало. Глаголы забыли о своей шпионской миссии, нашли немало друзей и единомышленников, обзавелись семьями и неустанно твердили о том, что пора бы прекратить эту бессмысленную войну. Их старания вскоре были вознаграждены. Глаголы первого и второго спряжения подписали вечный мирный договор и позабыли о прежних распрях. Конечно, и по сей день глаголы спрягаются по-своему, но это не мешает их мирной жизни. А глаголы-исключения, сумевшие остановить вражду, окружены почётом и уважением. Их знают в лицо и поимённо все образованные взрослые и школьники!
Гнать, дышать, держать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть и еще: терпеть, вертеть, и зависеть, и смотреть Смотреть, все слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать. Гнать, держать Смотреть и видеть. Дышать, слышать, Ненавидеть. И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на -е- спрягать нельзя.
Формирование грамматико-орфографических умений при изучении темы глагол с учетом преемственности между начальным и основным звеном Учитель начальных классов МОУ Курбская СШ ЯМР Никитина А.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между начальной школой и основной
Переход детей из начальной школы в среднюю предусматривает множество проблем, как для детей,так и для классных руководителей.Основные из них изложены в этой статье....
Выступление на педсовете "Преемственность между начальной школой и средним звеном"
В материале дано описание существующих проблем и предложены пути их решения...
Выступление на педсовете "Преемственность между начальной школой и средним звеном"
В материале дано описание существующих проблем и предложены пути их решения...
Преемственность между начальной школой и основной
О преемственности между учащимися начальной школы и основной...
Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»
В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...
Преемственность между начальной школой и средним звеном
Проблемы преемственности...
Опыт работы по литературному чтению с учетом преемственности между начальной и основной школы
Опыт работы по литературному чтению с учетом преемственности между начальной и основной школы...