Реализация исследовательского подхода к обучению на уроках литературного чтения
методическая разработка (4 класс) на тему

Реализация исследовательского подхода к обучению на уроках литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального

 образования (повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Реализация исследовательског подхода на уроках различных предметных областей в начальной школе.»

(модуль вариативной части повышения квалификации

по именному образовательному чеку)

30-03.04.2015 г.

Итоговая работа

на тему: Реализация исследовательского подхода к обучению на уроках литературного чтения

Выполнила

Щепалина Наталья Юрьевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ «ЦО» п.Варламово

Сызранский р-он

Самара 2015г

            В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образования - вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление.

В условиях развития новых технологий возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний.

Научно-исследовательская деятельность является:

  • мощным средством, позволяющим увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования;
  • одним из методов повышения интереса и соответственно качества образовательного процесса.

Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:

  1. Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности.
  2. Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины.

Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

           Одна из задач моей работы – применение знаний, полученных на уроке, на практике. Для того, чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, мне представляется весьма важным аспектом методической работы в школе: формирование исследовательской культуры каждого ученика.

               Предлагаю рассмотреть технологию создания исследовательской ситуации на уроке литературного чтения в 4-м классе.

Цели урока:

 - познакомить детей с писателем и драматургом Е. Шварцем, с его  сказкой;
-развивать навыки работы с текстом, таблицами, умение анализировать свою работу, делать выводы, используя свои знания;
-воспитывать ответственное отношение к своим обязанностям, бережное отношение ко времени;
-научить распознавать причины, вызывающие проблемы с учебой;
-сформировать уверенность в том, что он способен справиться с этими проблемами;
-формировать отношение к человеку и его здоровью как ценности, понимание понятия здорового образа.

Ход урока:

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит.

Не догонишь его.  (Время)

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.    (Часы)      

Учитель:

Сегодня очень часто можно услышать от современного человека фразу  о том, что не хватает ни на что времени, как быстро бежит время ,только был понедельник, вот уже пятница …  

            Народная мудрость гласит: дом потеряешь - можешь выстроить новый, деньги потеряешь - можешь заработать еще, время потеряешь - потеряешь все.  В XIV столетии появились часы, и мы превратились в пленников времени, которое стало контролировать все сферы нашей жизни. Время превратилось во врага.  Как же научиться ценить время?

Я предлагаю вашему вниманию просмотр видеоролика Стивена Кови

 «Как управлять своим временем»( http://tivskazke.ru/stiven-kovi-how-to-manage-time/)

После просмотра учитель проводит с детьми беседу и просит их ответить на следующие вопросы:

Хотите ли вы научиться управлять своим временем?

Приведите примеры из своей жизни, когда вы испытывали это чувство нехватки времени.

Ученики приводят свои примеры, которые показывают, что это важно для каждого человека, взрослый он или ребёнок, рабочий или президент.      

Далее учитель предлагает детям проследить, как эта проблема решается в «Сказке о потерянном времени» Е. Шварца.

Постановка цели урока.

-  Сегодня мы прочитаем одну из сказок Е. Шварца и попытаемся ответить на вопрос: ДЛЯ ЧЕГО ПРИДУМАНА ЭТА СКАЗКА АВТОРОМ, что в ней вымысел, а что могло произойти реально? (вопрос записывается на доске)

- Прочитайте название произведения.

- Как отличить сказку от других жанров литературы? (волшебные предметы, зачин, концовка, троекратный повтор, использование числа три)

- Как вы думаете, что подразумевал писатель пол «потерянным временем»?

Работа над новым материалом.

Чтение сказки по цепочке по 2 предложения в режиме сидя-стоя.

(При необходимости провести зарядку для глаз)

2. Анализ произведения.

- Какие детали и элементы позволяют сделать вывод, что это сказка? (волшебные часы, злые волшебники, превращения)

- Какую проблему поставил автор? Нельзя терять время даром)

- Является ли эта проблема актуальной сегодня? (да, есть ребята,

которые не ценят время, а теряют его даром)

- Знаете ли вы, что в среднем за жизнь человек проживает 600-700 тыс. часов?

- Назовите главного героя сказки. (Петя Зубов)

- Кто выступает в роли вредителей? (злые волшебники)

- Почему им удалось превратить детей в стариков?  Найдите ответ в тексте. ( Вот ведь как оказывается, устроено на свете: человек,  который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.  С. 109)

- Имеет ли главный герой цель,  и какую?  (Найти детей-стариков и вернуть потерянное время)

- Изменяется ли главный герой в ходе сказки? (СОЖАЛЕЕТ О СЛУЧИВШЕМСЯ, ИЗМЕНЯЕТСЯ ЕГО ХАРАКТЕР, БЕРЕЖНО ОТНОСИТСЯ КО ВРЕМЕНИ)

- Давайте ответим на главный вопрос урока.

Многие сказки заканчиваются такими словами: « Сказка-ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»

О чём «намекнул» тебе Е. Шварц? Найдите и зачитайте эти строки. (с. 115)

Закрепление изученного материала

- Подумайте, что может помочь вам не терять понапрасну время? (Мы должны правильно распоряжаться временем, т. е. соблюдать режим дня)


-Вот сейчас мы и проверим всё ли у вас в порядке со временем.
Для этого проведём исследование и посмотрим,  на что вы тратите своё время.

     1. Индивидуальная работа с карточками №1

Подумай и закрась красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у тебя.

http://festival.1september.ru/articles/534004/img2.jpg

почерк стал хуже
- буквы бывают неровными, кривыми
 - трудно учить уроки
- много ошибок и исправлений
- долго собираюсь делать уроки
- быстро отвлекаюсь
- трудно выучить стихотворение
- трудно решить задачу
- трудно запомнить условие задачи
- быстро устаю
- мне бывает трудно усидеть на одном месте

 - Поднимите руки, кто не закрасил ни одного кружка, три кружка - МОЛОДЦЫ!
 Если больше 3, нужно попросить родителей помочь тебе изменить режим дня!

Физминутка

2 . Давайте попытаемся выяснить,  в чём причина ваших проблем и трудностей.

Индивидуальная работа с карточками №2

Выбери нужный ответ и поставь напротив него +

- Сколько времени ты спишь?

http://festival.1september.ru/articles/534004/img3.jpg

10,5-11часов
9-10часов
меньше 9 часов

- Сколько времени ты делаешь уроки?

http://festival.1september.ru/articles/534004/img3.jpg

1-1,5часа
1,5-2часа
больше 2 часов

- Сколько времени ты играешь или занимаешься любимым делом?

http://festival.1september.ru/articles/534004/img3.jpg

1-1,5часа
1,5-2часа
больше 2 часов

- Сколько времени ты занимаешься в кружках и секциях?

http://festival.1september.ru/articles/534004/img3.jpg

1-1,5часа
2-2,5часа
больше 2,5 часов

- Сколько времени ты гуляешь?

http://festival.1september.ru/articles/534004/img3.jpg

3-3,5часа
1-2часа
меньше 1 часа

- Сколько времени ты смотришь телевизор?

http://festival.1september.ru/articles/534004/img3.jpg

20-40минут
40минут-1час
больше 1 часа

- Сколько времени ты играешь на компьютере?

http://festival.1september.ru/articles/534004/img3.jpg

15-20минут
20-40минут
больше 40 минут

- Сколько времени ты помогаешь взрослым?

http://festival.1september.ru/articles/534004/img3.jpg

30минут-1час
 1-2часа
 больше 2 часов

- Если есть красные кружки – ПОДУМАЙТЕ,  что вы делаете не совсем правильно.
- Если есть чёрные – вашему организму ПЛОХО, нужно изменить свой режим.

3 . Что же нужно делать и какими чертами характера нужно обладать, чтобы научиться соблюдать режим дня и не тратить время даром?

Работа в группах.
1 группа

Выбери и отметь зелёным карандашом те черты характера, которые помогают добиться цели.

целеустремлённость 
- самостоятельность 
- внушаемость  
- настойчивость 
- настырность  
- дисциплинированность  
- смелость
- сила воли 

        - рассеянность
      - нерешительность
       - решительность
               - упрямство
        - сдержанность
        - несдержанность
                 - трусость
             - безволие

2 группа

Прочитай. Закрась зелёным карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели.

быть настойчивым
- быть решительным
- не расстраиваться при неудаче, ошибке
 - не торопиться
- не ждать быстрого результата
- верить в успех
- верить в то, что всему можно научиться
- поддерживать друзей в трудную минуту
- не унывать
- не сдаваться
- не пасовать перед неудачей или трудностями
- не стесняться попросить помощи
- не бросать начатое дело

3 группа

Выберите подходящие к уроку пословицы.

Всякому дню подобает забота своя.
- Поспешишь, да людей насмешишь.
- На хотенье - есть терпенье.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Без дела жить - только небо коптить.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- После дела гулять хорошо.
- Работе время, досугу час.
Зачем нужно соблюдать режим дня? Запиши ответ.

4 группа работает у доски

Используя карточки составить режим дня.

Подъём

7.00

 Гимнастика, водные процедуры

7.00-7.30

Завтрак

7.30-8.00

Дорога в школу

8.00-8.30

Занятия в школе

8.30-12.30

Дорога домой

12.30-13.00

Обед

13.00-14.00

Прогулка на свежем воздухе

14.00-15.00

Подготовка домашнего задания

15.00-16.00

Полдник

16.00-16.30

Занятия в кружках, помощь по дому, прогулка

16.30-19.00

Ужин

19.00-19.30

Свободное время

19.30-20.30

Подготовка ко сну

20.30-21.00

Сон

21.00-7.00

 Цель данной работы: исследование собственной деятельности, собрать информацию о том, что дети уже знают о понятии «время», т.е. актуализировать личный опыт. Не надо бояться того, что во время работы в классе стоит гул. Дети увлечены, каждый хочет внести свой вклад в общее дело и следит за тем, чтобы его мнение было учтено.

После представления каждой группой своих карт учитель предлагает детям составить план работы с текстом произведения для ответа на вопрос «Как научиться ценить время?».

Эта работа также проходит в группах.

На основании групповых исследований они объединяют свои «находки» и делают общий вывод.

Учитель:

– Я предлагаю вам обсудить два вопроса:

– Что нового о времени рассказал вам Е. Шварц?

– Какое значение в данном произведении имеет волшебство?

Приведём некоторые ответы:

«В жизни потерять несколько часов не заметно, а при помощи волшебства видно, как эти часы приближают человека к старости»; «За потерянное время дети не умнели, поэтому, когда они превратились в бабушек и дедушек, вели себя так же, как дети

Учитель:

– А мы на уроке сегодня экономили своё время? Каким образом?

Домашнее задание предлагается на выбор: подготовиться к чтению по ролям или составить советы для литературных героев, которые помогут им управлять своим временем.

В данном случае выбор того или иного домашнего задания покажет, какой именно аспект произведения затронул ребёнка: либо он в ходе чтения через расстановку логических акцентов, игру голосом раскроет характер героя, его отношение ко времени; либо аккумулирует все знания о времени, которые обсуждались на уроке, выберет нужные и составит советы конкретным литературным персонажам, учитывая все составляющие их образов.

Таким образом, исследовательская ситуация в учебном процессе является пошаговой инструкцией достижения мета предметных результатов и, как следствие, обеспечивает личностный рост младшего школьника. В ней каждому ребёнку предоставляется возможность осваивать способы решения проблем, корректировать их и выращивать, насыщая тем самым свой личный опыт; получать эмоциональную подпитку и глубокую увлечённость собственной деятельностью; осваивать определённые этапы работы над проблемой; осознавать важность как решения, так и полученных результатов конкретной проблемы для своего будущего. Всё вышесказанное позволяет младшим школьникам «вырастить» в себе полезные привычки, следование которым сделает их сильнее и, как следствие, успешнее. В дальнейшей жизни это поможет человеку добиваться максимума во всех сферах собственной жизнедеятельности.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального

 образования (повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Реализация исследовательског подхода на уроках различных предметных областей в начальной школе.»

(модуль вариативной части повышения квалификации

по именному образовательному чеку)

30-03.04.2015 г.

Итоговая работа

на тему: Реализация исследовательского подхода к обучению на уроках литературного чтения

Выполнила

Щепалина Наталья Юрьевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ «ЦО» п.Варламово

Сызранский р-он

Самара 2015г

            В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образования - вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление.

В условиях развития новых технологий возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний.

Научно-исследовательская деятельность является:

  • мощным средством, позволяющим увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования;
  • одним из методов повышения интереса и соответственно качества образовательного процесса.

Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:

  1. Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности.
  2. Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины.

Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

           Одна из задач моей работы – применение знаний, полученных на уроке, на практике. Для того, чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, мне представляется весьма важным аспектом методической работы в школе: формирование исследовательской культуры каждого ученика.

               Предлагаю рассмотреть технологию создания исследовательской ситуации на уроке литературного чтения в 4-м классе.

Цели урока:

 - познакомить детей с писателем и драматургом Е. Шварцем, с его  сказкой;
-развивать навыки работы с текстом, таблицами, умение анализировать свою работу, делать выводы, используя свои знания;
-воспитывать ответственное отношение к своим обязанностям, бережное отношение ко времени;
-научить распознавать причины, вызывающие проблемы с учебой;
-сформировать уверенность в том, что он способен справиться с этими проблемами;
-формировать отношение к человеку и его здоровью как ценности, понимание понятия здорового образа.

Ход урока:

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит.

Не догонишь его.  (Время)

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.    (Часы)      

Учитель:

Сегодня очень часто можно услышать от современного человека фразу  о том, что не хватает ни на что времени, как быстро бежит время ,только был понедельник, вот уже пятница …  

            Народная мудрость гласит: дом потеряешь - можешь выстроить новый, деньги потеряешь - можешь заработать еще, время потеряешь - потеряешь все.  В XIV столетии появились часы, и мы превратились в пленников времени, которое стало контролировать все сферы нашей жизни. Время превратилось во врага.  Как же научиться ценить время?

Я предлагаю вашему вниманию просмотр видеоролика Стивена Кови

 «Как управлять своим временем»( http://tivskazke.ru/stiven-kovi-how-to-manage-time/)

После просмотра учитель проводит с детьми беседу и просит их ответить на следующие вопросы:

Хотите ли вы научиться управлять своим временем?

Приведите примеры из своей жизни, когда вы испытывали это чувство нехватки времени.

Ученики приводят свои примеры, которые показывают, что это важно для каждого человека, взрослый он или ребёнок, рабочий или президент.      

Далее учитель предлагает детям проследить, как эта проблема решается в «Сказке о потерянном времени» Е. Шварца.

Постановка цели урока.

-  Сегодня мы прочитаем одну из сказок Е. Шварца и попытаемся ответить на вопрос: ДЛЯ ЧЕГО ПРИДУМАНА ЭТА СКАЗКА АВТОРОМ, что в ней вымысел, а что могло произойти реально? (вопрос записывается на доске)

- Прочитайте название произведения.

- Как отличить сказку от других жанров литературы? (волшебные предметы, зачин, концовка, троекратный повтор, использование числа три)

- Как вы думаете, что подразумевал писатель пол «потерянным временем»?

Работа над новым материалом.

Чтение сказки по цепочке по 2 предложения в режиме сидя-стоя.

(При необходимости провести зарядку для глаз)

2. Анализ произведения.

- Какие детали и элементы позволяют сделать вывод, что это сказка? (волшебные часы, злые волшебники, превращения)

- Какую проблему поставил автор? Нельзя терять время даром)

- Является ли эта проблема актуальной сегодня? (да, есть ребята,

которые не ценят время, а теряют его даром)

- Знаете ли вы, что в среднем за жизнь человек проживает 600-700 тыс. часов?

- Назовите главного героя сказки. (Петя Зубов)

- Кто выступает в роли вредителей? (злые волшебники)

- Почему им удалось превратить детей в стариков?  Найдите ответ в тексте. ( Вот ведь как оказывается, устроено на свете: человек,  который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.  С. 109)

- Имеет ли главный герой цель,  и какую?  (Найти детей-стариков и вернуть потерянное время)

- Изменяется ли главный герой в ходе сказки? (СОЖАЛЕЕТ О СЛУЧИВШЕМСЯ, ИЗМЕНЯЕТСЯ ЕГО ХАРАКТЕР, БЕРЕЖНО ОТНОСИТСЯ КО ВРЕМЕНИ)

- Давайте ответим на главный вопрос урока.

Многие сказки заканчиваются такими словами: « Сказка-ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»

О чём «намекнул» тебе Е. Шварц? Найдите и зачитайте эти строки. (с. 115)

Закрепление изученного материала

- Подумайте, что может помочь вам не терять понапрасну время? (Мы должны правильно распоряжаться временем, т. е. соблюдать режим дня)


-Вот сейчас мы и проверим всё ли у вас в порядке со временем.
Для этого проведём исследование и посмотрим,  на что вы тратите своё время.

     1. Индивидуальная работа с карточками №1

Подумай и закрась красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у тебя.

http://festival.1september.ru/articles/534004/img2.jpg

почерк стал хуже
- буквы бывают неровными, кривыми
 - трудно учить уроки
- много ошибок и исправлений
- долго собираюсь делать уроки
- быстро отвлекаюсь
- трудно выучить стихотворение
- трудно решить задачу
- трудно запомнить условие задачи
- быстро устаю
- мне бывает трудно усидеть на одном месте

 - Поднимите руки, кто не закрасил ни одного кружка, три кружка - МОЛОДЦЫ!
 Если больше 3, нужно попросить родителей помочь тебе изменить режим дня!

Физминутка

2 . Давайте попытаемся выяснить,  в чём причина ваших проблем и трудностей.

Индивидуальная работа с карточками №2

Выбери нужный ответ и поставь напротив него +

- Сколько времени ты спишь?

http://festival.1september.ru/articles/534004/img3.jpg

10,5-11часов
9-10часов
меньше 9 часов

- Сколько времени ты делаешь уроки?

http://festival.1september.ru/articles/534004/img3.jpg

1-1,5часа
1,5-2часа
больше 2 часов

- Сколько времени ты играешь или занимаешься любимым делом?

http://festival.1september.ru/articles/534004/img3.jpg

1-1,5часа
1,5-2часа
больше 2 часов

- Сколько времени ты занимаешься в кружках и секциях?

http://festival.1september.ru/articles/534004/img3.jpg

1-1,5часа
2-2,5часа
больше 2,5 часов

- Сколько времени ты гуляешь?

http://festival.1september.ru/articles/534004/img3.jpg

3-3,5часа
1-2часа
меньше 1 часа

- Сколько времени ты смотришь телевизор?

http://festival.1september.ru/articles/534004/img3.jpg

20-40минут
40минут-1час
больше 1 часа

- Сколько времени ты играешь на компьютере?

http://festival.1september.ru/articles/534004/img3.jpg

15-20минут
20-40минут
больше 40 минут

- Сколько времени ты помогаешь взрослым?

http://festival.1september.ru/articles/534004/img3.jpg

30минут-1час
 1-2часа
 больше 2 часов

- Если есть красные кружки – ПОДУМАЙТЕ,  что вы делаете не совсем правильно.
- Если есть чёрные – вашему организму ПЛОХО, нужно изменить свой режим.

3 . Что же нужно делать и какими чертами характера нужно обладать, чтобы научиться соблюдать режим дня и не тратить время даром?

Работа в группах.
1 группа

Выбери и отметь зелёным карандашом те черты характера, которые помогают добиться цели.

целеустремлённость 
- самостоятельность 
- внушаемость  
- настойчивость 
- настырность  
- дисциплинированность  
- смелость
- сила воли 

        - рассеянность
      - нерешительность
       - решительность
               - упрямство
        - сдержанность
        - несдержанность
                 - трусость
             - безволие

2 группа

Прочитай. Закрась зелёным карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели.

быть настойчивым
- быть решительным
- не расстраиваться при неудаче, ошибке
 - не торопиться
- не ждать быстрого результата
- верить в успех
- верить в то, что всему можно научиться
- поддерживать друзей в трудную минуту
- не унывать
- не сдаваться
- не пасовать перед неудачей или трудностями
- не стесняться попросить помощи
- не бросать начатое дело

3 группа

Выберите подходящие к уроку пословицы.

Всякому дню подобает забота своя.
- Поспешишь, да людей насмешишь.
- На хотенье - есть терпенье.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Без дела жить - только небо коптить.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- После дела гулять хорошо.
- Работе время, досугу час.
Зачем нужно соблюдать режим дня? Запиши ответ.

4 группа работает у доски

Используя карточки составить режим дня.

Подъём

7.00

 Гимнастика, водные процедуры

7.00-7.30

Завтрак

7.30-8.00

Дорога в школу

8.00-8.30

Занятия в школе

8.30-12.30

Дорога домой

12.30-13.00

Обед

13.00-14.00

Прогулка на свежем воздухе

14.00-15.00

Подготовка домашнего задания

15.00-16.00

Полдник

16.00-16.30

Занятия в кружках, помощь по дому, прогулка

16.30-19.00

Ужин

19.00-19.30

Свободное время

19.30-20.30

Подготовка ко сну

20.30-21.00

Сон

21.00-7.00

 Цель данной работы: исследование собственной деятельности, собрать информацию о том, что дети уже знают о понятии «время», т.е. актуализировать личный опыт. Не надо бояться того, что во время работы в классе стоит гул. Дети увлечены, каждый хочет внести свой вклад в общее дело и следит за тем, чтобы его мнение было учтено.

После представления каждой группой своих карт учитель предлагает детям составить план работы с текстом произведения для ответа на вопрос «Как научиться ценить время?».

Эта работа также проходит в группах.

На основании групповых исследований они объединяют свои «находки» и делают общий вывод.

Учитель:

– Я предлагаю вам обсудить два вопроса:

– Что нового о времени рассказал вам Е. Шварц?

– Какое значение в данном произведении имеет волшебство?

Приведём некоторые ответы:

«В жизни потерять несколько часов не заметно, а при помощи волшебства видно, как эти часы приближают человека к старости»; «За потерянное время дети не умнели, поэтому, когда они превратились в бабушек и дедушек, вели себя так же, как дети

Учитель:

– А мы на уроке сегодня экономили своё время? Каким образом?

Домашнее задание предлагается на выбор: подготовиться к чтению по ролям или составить советы для литературных героев, которые помогут им управлять своим временем.

В данном случае выбор того или иного домашнего задания покажет, какой именно аспект произведения затронул ребёнка: либо он в ходе чтения через расстановку логических акцентов, игру голосом раскроет характер героя, его отношение ко времени; либо аккумулирует все знания о времени, которые обсуждались на уроке, выберет нужные и составит советы конкретным литературным персонажам, учитывая все составляющие их образов.

Таким образом, исследовательская ситуация в учебном процессе является пошаговой инструкцией достижения мета предметных результатов и, как следствие, обеспечивает личностный рост младшего школьника. В ней каждому ребёнку предоставляется возможность осваивать способы решения проблем, корректировать их и выращивать, насыщая тем самым свой личный опыт; получать эмоциональную подпитку и глубокую увлечённость собственной деятельностью; осваивать определённые этапы работы над проблемой; осознавать важность как решения, так и полученных результатов конкретной проблемы для своего будущего. Всё вышесказанное позволяет младшим школьникам «вырастить» в себе полезные привычки, следование которым сделает их сильнее и, как следствие, успешнее. В дальнейшей жизни это поможет человеку добиваться максимума во всех сферах собственной жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский подход в обучении на уроках русского языка

В Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определено содержание ключевых задач, которые отражают направления формирования качеств личности и в совокупности ...

Реализация исследовательского подхода к обучению средствами внеклассной работы по теме «Моя победа»

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Реализация исследовательского подходана уроках различных предметных областейв начальной школе» Итоговая работа...

«Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при изучении басен» (доклад)

Данный доклад представляет современное видение изучение нового жанра п литературному чтению "басня" в 3 классе через раскрытие пяти аспектов качества образования (содержательного,коммуникативного,упра...

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках литературного чтения,

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках литературного чтения...

Реализация исследовательского подхода к обучению на уроках литературного чтения при работе с устаревшими словами

В статье описано, как можно реализовать исследовательский подход к обучению на уроках литературного чтения в начальной школе с устаревшими словами. Даны примерные темы для исследовательских проектов, ...

Критериальный подход к оцениванию на уроках литературного чтения в начальной школе.

Статья раскрывает  методику, которая строится на использовании современных технологий обучения.   Осмыслить результаты своей работы, стать полноправным участником образовательного проце...