Критериальный подход к оцениванию на уроках литературного чтения в начальной школе.
статья по чтению
Статья раскрывает методику, которая строится на использовании современных технологий обучения. Осмыслить результаты своей работы, стать полноправным участником образовательного процесса способствует использование технологии формативного оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriteriallnyy_sposob_otsenivaniya.docx | 32.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Критериальный подход к оцениванию на уроках литературного чтения в начальной школе.
Осмыслить результаты своей работы способствует критериальный подход к оцениванию. Он основан на выделении элементов работы и их поэлементное оценивание. В данном случае совокупность критериев выступает как алгоритм решения, ориентировочная основа действий. Поэлементный подход к оцениванию помогает также увидеть сильные и слабые стороны выполненной работы. Учащиеся делают для себя выводы: «Это я уже умею», « Это я знаю недостаточно, надо учиться». Критерии согласуются с учениками и могут являться как универсальными для разных видов деятельности на уроках литературного чтения или разрабатываются для оценивания по определенному произведению. Во время обсуждения дети и педагог выясняют - для того чтобы подготовить выразительное чтение необходимо уметь:
- определить важные мысли,
- голосом выделять ключевые слова в каждой части
- правильно ставить ударения в словах,
- соблюдать интонацию в конце предложений и внутри высказывания,
- выбрать верный темп чтения.
Из перечня умений дети формулируют критерии чтения. Критерии удобнее всего оформить в таблицу, так как кроме колонки с критериями должны быть колонки для самооценки ученика и оценки учителя.
Табица№2 Критерии выразительного чтения
Критерии выразительного чтения | Ученик | Учитель |
1. Понимание содержание текста | ||
2. Выделение голосом ключевых слов | ||
3.Соблюдение интонации в конце и внутри высказывания | ||
4. Правильная постановка ударения в словах | ||
5.Чтение без пропусков и без замен слов в высказываниях | ||
6.Передача голосом настроения героя, рассказчика | ||
7. Правильный выбор темпа чтения. |
Подобная таблица может быть как индивидуальной для каждого ученика, так и общей на большом формате, если ребенок читает и оценивает себя у доски. Для оценки можно выбрать два любых знака, например "+" и "-". Дети, оценивая свое чтение, ставят "+" в колонке "Я" к тем критериям, которые они соблюдали, а "-" рядом с критериями, которые не получилось продемонстрировать на высоком уровне. После оценки своего чтения ученик формулирует задачу на перспективу и может записать её себе в дневник или тетрадь. Он видит и называет умения, над которыми еще предстоит работать, на что в дальнейшем надо обратить больше внимания. Только после самооценки ученика, учитель может, оценить его работу, согласившись с мнением ученика, либо нет и дать те советы, которые не прозвучали.
Табица№3 Критерии выразительного чтения
Критерии чтения | Ученик | Другой ученик | Учитель | |
прогноз | После чтения | |||
Работая с таблицей такого вида можно развивать у детей не только видение плюсов и минусов своей работы, но и адекватность самооценки. Для этого колонка "Я" разбивается на две: прогностическая (прогноз, предположение оценки перед чтением) и ретроспективная (оценка после выполнения работы). Ученик, при сравнении этих двух оценок с учительской оценкой, видит адекватность или неадекватность самооценки.
После того, как дети осознают критерии выразительного чтения, этот компонент включается обобщенно в анализ других видов деятельности. Табица№4 Критерии оценивания чтения стихотворения наизусть.
Критерии оценивания чтения стихотворения наизусть | Ученик | Учитель |
1.Знание автора | ||
2. Название стихотворения | ||
3. Точность воспроизведения | ||
4. Выразительность воспроизведения | ||
5. Выполнение задания в срок |
Табица№5 Критерии чтения по ролям
Критерии чтения по ролям | Ученик | Учитель |
1.Своевременное вступление героев | ||
2. Точность воспроизведения | ||
3. Выразительность воспроизведения | ||
4. Передача голосом настроения героя | ||
5. Чувствуется развитие сюжета |
Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности, во внутренний фактор познавательной деятельности самого ученика. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся. Именно новый стандарт требует от педагога обучать детей навыкам самооценки. Поэтому, в процессе самооценки важно работать по алгоритму: вопросы, на которые отвечает ученик
1. Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение, либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
В тетрадях приклеивается листок с примерными вопросами, с помощью которых дети смогут подвести итог проделанной работы.
Табица№6 Вопросы для рефлексии.
Метапредметные Мне больше всего удалось ... За что я могу себя похвалить? За что я могу похвалить одноклассников? Что приобрёл? Что меня удивило? Для меня было открытием то, что ... Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее? | Предметные Я могу… Я умею… Я понимаю… Я знаю… Я придерживаюсь… Я соблюдаю… Я применяю… Я использую… Я стараюсь… |
Активное включение учащихся в процесс оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок, но, прежде всего, сам механизм осуществления диагностико-развивающей деятельности учителя и ученика, как полноправных участников образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе.
«Современный педагог не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление»....
Экспериментальная работа по теме: Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе
Экспериментальная работа по теме:Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе...
• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)
Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...
Применение творческого подхода на уроках литературного чтения в начальной школе
В статье описаны приемы, как научить ребёнка читать через творческое отношение к заданиям, которые используются на уроках, научить ребёнка любить чтение....
Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе
В статье описывается последовательная реализация деятельностного метода на уроках литературного чтения, условия развития у младших школьников читательских навыков, сочетание деятеьностного метода с со...
ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
АннотацияВ статье рассмотрены основные особенности реализации формирующего оценивания, обеспечивающего повышение образовательных результатов младших школьников на уроках литературного чтения. Пр...
Дипломная работа "Развитие обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе посредством формирующего оценивания"
Работа посвящена изучению возможностей формирующего оценивания в развитии младших школьников на уроках литературного чтения. В первой главе был выделен методологический аппарат работы. Были раскрыты: ...