Реализация исследовательского подхода к обучению на уроках литературного чтения при работе с устаревшими словами
статья по чтению на тему
В статье описано, как можно реализовать исследовательский подход к обучению на уроках литературного чтения в начальной школе с устаревшими словами. Даны примерные темы для исследовательских проектов, а так же алгоритм работы с устаревшими словами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация исследовательского подхода к обучению на уроках литературного чтения при работе с устаревшими словами
Каштанова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Красный Яр МР Красноярский
В современных условиях обучения детей литературному чтению в начальной школе необходимо сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, учить их мыслить самостоятельно. Для достижения этой цели в учебники по литературному чтению включены произведения устного народного творчества, литературы 18-19 веков, которые являются материалом изучения истории, культуры, традиций русского народа.
Знакомясь с произведениями, дети часто встречают устаревшую лексику, испытывая трудности в объяснение лексического значения слов. Поэтому при работе с устаревшими словами необходимы различные виды упражнений, которые могут обеспечить лучшее усвоение этих понятий.
Приемы изучения значения слова разнообразны: раскрытие значения слова путем показа предмета; использование словаря устаревших слов; подбор синонимов; морфологический анализ слова; перифраз; и т.д.
При работе с устаревшими словами на уроках литературного чтения, можно реализовывать исследовательский подход к обучению.
При проведении уроков ставятся следующие цели и задачи.
Цели уроков:
1)Развивающая - развивать личность ученика на основе формирования умения учиться.
2)Познавательная - познакомить учащихся с устаревшими словами.
3)Воспитательная - воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Задачи уроков:
-Выяснить, какие слова называются устаревшими;
-Учить находить устаревшие слова и объяснить их значение;
-Развивать речь учащихся, расширить словарный запас;
-Формировать умение работать со словарем.
Используемые методы:
-Постановка проблемы; наблюдение; сравнение и анализ языкового материала.
Используемые формы уроков:
-Самостоятельная работа; работа в парах; работа в группах.
Планируемые результаты
-Предметные: знают значения некоторых устаревших слов; умеют установить причину исчезновения из речи этих слов; умеют работать с толковыми словарями.
-Личностные: имеют желание приобретать новые знания; умеют осваивать новые виды деятельности; участвуют в творческом и исследовательском процессе урока.
-Регулятивные: умеют принимать поставленную задачу урока; умеют планировать вместе с учителем необходимые действия для достижения этой задачи; умеют действовать по составленному плану.
-Познавательные: могут самостоятельно извлекать нужную информацию из материала учебника, словарей; понимают информацию в различных представленных формах (таблицах, схемах).
-Коммуникативные: умеют оформлять и излагать свои мысли в устной и письменной форме; дают полный ответ на поставленный вопрос, принимают участие в совместном решении поставленной проблемы урока, прислушиваются к другой точке зрения.
I. При работе с устаревшими словами нужно дать понятия «устаревшие слова». Почему они так называются.
(Жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то предметы, явления. А слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими).
На какие две категории можно разделить устаревшие слова?
-Историзмы (царь, государь) устарели с понятиями о предметах.
-Архаизмы (заморский- иностранный, психея-душа, ветрило-парус)- вытесненные другими словами- синонимами.
II.Разделение устаревших слов на темы.
Военная лексика:
1. Названия древних воинов: богатырь, дружинник, воевода.
2. Доспехи и вооружение воинов: латы, доспехи, меч, щит, копье, и т. п.
Части тела человека: очи, уста, чело, персты и др.
Государственная лексика:
1.Названия сословий: вельможа, владыка, царь, царевич, князь и пр.;
2.Названия профессий: стражник, дровосек, ямщик, кучер и др.;
3Названия территорий: град, волость, слобода и т. д.;
4.Атрибуты государства: острог, барщина, званый пир и т. п.;
III.Ответьте на вопрос:
Можно ли молвить перстами, сверкать устами, перебирать очами?
IV.Подчеркните в каждой строчке устаревшее слово.
1.Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.
2.Пальто, плащ, шуба, кафтан.
3.Стол, утюг, коромысло, кастрюля.
4.Нос, рот, очи, уши.
(в этом задании запись слов можно заменить иллюстрациями)
V. Найди в пословица устаревшие слова, заменив из словами-синонимами.
-Всякий Еремей дело разумей (понимай).
-Где сшито кое-как, там жди прорехи (дыры).
-Пословица недаром молвится (говорится).
VI. Замена устаревших слов в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина современными синонимами.
«Смотрит в поле, инда очи» - смотрит в поле, даже глаза
«Издалеча наконец» – из далека наконец
«И к обедне умерла» - и к церковной службе умерла
«Правду молвить, молодица» – правду говорить, молодая женщина
«Но зато горда, ломлива» - но зато горда, упряма
«Да сто сорок теремов» - да сто сорок высоких домов
«Не кручинься, бог с тобой» - не грусти, бог с тобой
«Тужит бедный царь по ней» - скучает бедный царь по ней
VII. Сравнение оригинального текста и переделанного
Текст оригинала | Текст переделанный |
«Ждет-пождет с утра до ночи, | «Ждет-пождет с утра до ночи, |
«Правду молвить, молодица | «Правду говорить, молодая женщина |
VIII.Алгоритм работы над устаревшими словами:
- Найди устаревшее слово в тексте.
- Определи его лексическое значение, пользуясь словарем устаревших слов или толковым словарем.
- Обрати внимание на правильное написание и произношение слова.
- Если слово многозначное, выбери то значение, в котором оно употреблено в данном тексте.
- Прочитай все примеры употребления слова в речи.
- Подумай, есть ли предмет (явление), обозначенный этим словом в современной жизни. В этом случае к слову можно подобрать синоним.
Если да, то это архаизм. Если нет – историзм.
IX .Вопросы для исследования на уроке:
- Как вы думаете, почему слова устаревают?
- Где можно найти объяснения устаревшего слова?
-С какой целью поэты и писатели используют их в своих произведениях?
X. Темы исследовательских проектов:
1.Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина.( конкретизировать).
2.Элементы женской одежды в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
3.Описание одежды жителей Руси в сказках А.С.Пушкина.
3. «Географическая карта» в сказках А.С.Пушкина.
4. Создание словаря устаревших слов, используемых в начальной школе . (долгосрочное исследование)
В ходе исследований дети сделают вывод, что роль устаревших слов в русском языке разнообразна. В произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В современных условиях обучения детей литературному чтению в начальной школе необходимо сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, учить их мыслить самостоятельно. Для достижения этой цели в учебники по литературному чтению включены произведения устного народного творчества, литературы 18-19 веков, которые являются материалом изучения истории, культуры, традиций русского народа .
Знакомясь с произведениями, дети часто встречают устаревшую лексику, испытывая трудности в объяснение лексического значения слов. Поэтому при работе с устаревшими словами необходимы различные виды упражнений, которые могут обеспечить лучшее усвоение этих понятий. Приемы изучения значения слова разнообразны: раскрытие значения слова путем показа предмета; использование словаря устаревших слов; подбор синонимов; морфологический анализ слова; перифраз; и т.д. При работе с устаревшими словами на уроках литературного чтения, можно реализовывать исследовательский подход к обучению.
Цели и задачи уроков Цели уроков: 1)Развивающая - развивать личность ученика на основе формирования умения учиться. 2)Познавательная - познакомить учащихся с устаревшими словами. 3)Воспитательная - воспитывать ценностное отношение к русскому языку. Задачи уроков: -Выяснить, какие слова называются устаревшими; -Учить находить устаревшие слова и объяснить их значение; -Развивать речь учащихся, расширить словарный запас; -Формировать умение работать со словарем.
Используемые методы и формы Используемые методы: -Постановка проблемы; наблюдение; сравнение и анализ языкового материала. Используемые формы уроков: -Самостоятельная работа; работа в парах; работа в группах.
Планируемые результаты - Предметные: знают значения некоторых устаревших слов; умеют установить причину исчезновения из речи этих слов; умеют работать с толковыми словарями. -Личностные : имеют желание приобретать новые знания; умеют осваивать новые виды деятельности; участвуют в творческом и исследовательском процессе урока. - Регулятивные: умеют принимать поставленную задачу урока; умеют планировать вместе с учителем необходимые действия для достижения этой задачи; умеют действовать по составленному плану. -Познавательные: могут самостоятельно извлекать нужную информацию из материала учебника, словарей; понимают информацию в различных представленных формах (таблицах, схемах). -Коммуникативные: умеют оформлять и излагать свои мысли в устной и письменной форме; дают полный ответ на поставленный вопрос, принимают участие в совместном решении поставленной проблемы урока, прислушиваются к другой точке зрения.
Понятие «устаревшие слова» Историзмы (царь, государь) устарели с понятиями о предметах. Архаизмы (заморский- иностранный, психея-душа, ветрило-парус)- вытесненные другими словами- синонимами.
Разделение на темы Военная лексика: 1. Названия древних воинов: богатырь, дружинник, воевода. 2. Доспехи и вооружение воинов: латы, доспехи, меч, щит, копье, и т. п. Части тела человека: очи, уста, чело, персты и др Государственная лексика: 1.Названия сословий: вельможа, владыка, царь, царевич, князь и пр.; 2.Названия профессий: стражник, дровосек, ямщик, кучер и др.; 3Названия территорий: град, волость, слобода и т. д.; 4.Атрибуты государства: острог, барщина, званый пир и т. п.
Можно ли молвить перстами, сверкать устами, перебирать очами? Ответь на вопрос
1. Кеды, босоножки, лапти, кроссовки. 2. Пальто, плащ, шуба, кафтан. 3.Стол , утюг, коромысло, кастрюля. 4. Нос, рот, очи, уши. (в этом задании запись слов можно заменить иллюстрациями) Подчеркните в каждой строчке устаревшее слово.
-Всякий Еремей дело разумей (понимай). -Где сшито кое-как, там жди прорехи (дыры). -Пословица недаром молвится (говорится). . Найди в пословица устаревшие слова, заменив из словами-синонимами.
«Смотрит в поле, инда очи» - смотрит в поле, даже глаза «Издалеча наконец» – из далека наконец «И к обедне умерла» - и к церковной службе умерла «Правду молвить, молодица» – правду говорить, молодая женщина «Но зато горда, ломлива » - но зато горда, упряма «Да сто сорок теремов» - да сто сорок высоких домов «Не кручинься, бог с тобой» - не грусти, бог с тобой «Тужит бедный царь по ней» - скучает бедный царь по ней Замена устаревших слов в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина современными синонимами.
Текст оригинала Текст переделанный « Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи;» « Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, даже глаза Разболелись глядючи С белой зори до ночи;» «Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива , Своенравна и ревнива.» «Правду говорить, молодая женщина Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, упряма Своенравна и ревнива.» . Сравнение оригинального текста и переделанного
Найди устаревшее слово в тексте. Определи его лексическое значение, пользуясь словарем устаревших слов или толковым словарем. Обрати внимание на правильное написание и произношение слова. Если слово многозначное, выбери то значение, в котором оно употреблено в данном тексте. Прочитай все примеры употребления слова в речи. Подумай, есть ли предмет (явление), обозначенный этим словом в современной жизни. В этом случае к слову можно подобрать синоним. Если да, то это архаизм. Если нет – историзм. Алгоритм работы над устаревшими словами:
Как вы думаете, почему слова устаревают? - Где можно найти объяснения устаревшего слова? -С какой целью поэты и писатели используют их в своих произведениях? Вопросы для исследования на уроке:
1.Устаревшие слова в сказках , былинах. ( конкретизировать). 2.Элементы женской одежды в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 3.Описание одежды жителей Руси в сказках А.С.Пушкина. 3. «Географическая карта» в сказках А.С.Пушкина. 4. Создание словаря устаревших слов, используемых в начальной школе . (долгосрочное исследование) Темы исследовательских проектов:
В ходе исследований дети сделают вывод, что роль устаревших слов в русском языке разнообразна. В произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский подход в обучении на уроках русского языка
В Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определено содержание ключевых задач, которые отражают направления формирования качеств личности и в совокупности ...
Реализация исследовательского подхода к обучению средствами внеклассной работы по теме «Моя победа»
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Реализация исследовательского подходана уроках различных предметных областейв начальной школе» Итоговая работа...
«Реализация исследовательского подхода к обучению средствами проектной деятельности на уроке окружающего мира».
исследовательская деятельность на уроке окружающего мира....
Реализация исследовательского подхода к обучению на уроках литературного чтения
Реализация исследовательского подхода к обучению на уроках литературного чтения...
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках литературного чтения,
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках литературного чтения...
Критериальный подход к оцениванию на уроках литературного чтения в начальной школе.
Статья раскрывает методику, которая строится на использовании современных технологий обучения. Осмыслить результаты своей работы, стать полноправным участником образовательного проце...
Статья (из опыта работы) «Развитие речи младших школьников с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.»
Статья (из опыта работы) «Развитие речи младших школьников с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.»...