Организация проектной деятельности
проект на тему

Левшина Наталья Юрьевна

Статья содержит опыт работы по организации проектной деятельности учащихся. Совместная проектная деятельность создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки. Каждый вносит посильный вклад в общее дело. Полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Левшина Наталья Юрьевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 45

МБОУ СОШ № 45 ст. Северской МО Северский район

Краснодарского края

«Наиболее глубокий след оставляет то,

Что тебе удалось открыть самому»

Д. Пойа

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата - создание проекта.

Данный метод не является открытием нашего времени. Истоки его возникновения связаны с разработками американского философа и педагога Джона Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея метода: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика.

Выполнение проектной деятельности предполагает наличие у школьников определенного набора качеств и умений. Назовем важнейшие из них: исследовательские, оценочные, информационные, технологические, презентационные и т.д. Готовы ли дети младшего возраста к такой деятельности? Достаточно ли развиты у них необходимые навыки и умения? Ответ: конечно же, нет! Участие в определенной деятельности - есть и условие, и результат развития необходимых для выполнения этой деятельности умений и качеств. А формирование необходимых качеств и умений возникает только в процессе выполнения этой деятельности.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающий фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения может быть назван «Введением в проектную деятельность».  Скажу сразу, что наша начальная школа использует в работе комплект учебников и методических пособий по программе «Школа России». Он предоставляет широкие возможности для использования метода проектов, предлагая в содержании каждой темы варианты проблемных ситуаций в разделе «Наши проекты». Включать школьников в проектную деятельность постепенно начинаю с первого класса. Сначала это могут быть творческие проекты: рисунки, книжки – малышки, сборники загадок, мини-сочинения и т.п. Постепенно уровень выполнения работы заметно повышается.

Детям очень нравится работать над проектами. Атмосфера – удивительная, пронизана духом творчества, сотрудничества. При этом, очень важно подчеркнуть, что собственно сам проект не является главным результатом, «проект не ради проекта». В первую очередь, создавая условия для формирования всех видов УУД, мы получаем педагогический эффект от включения учащихся в процесс «добывания знаний» и их логического применения.

Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация.

Активными участниками и помощниками при организации проектной деятельности становятся родители учащихся.  Родители оказывают помощь в сборе информации, в составлении плана предстоящей деятельности, помогают в оформлении материалов проектной деятельности. Совместная деятельность в воспитании занимает особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни. Педагогическое сопровождение учителей и родителей позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника, ведет к сплочению детей и взрослых.

Одним из коллективных проектов, о котором хочется рассказать, стал проект «Моя семья!» Цель: повышение роли семьи в становлении личности ребенка, расширение представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создание условия для повышения активности участия родителей в жизни класса. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. В ходе реализации проекта. учащиеся познакомились с литературными произведениями по данной теме. Затем совместно с членами семьи (родителями, бабушками и дедушками) составляли генеалогические деревья. На родителей нахлынули воспоминания, они с интересом рассказывали детям о своих предках, вспоминали детство. Весь собранный материал лёг в основу альбома «Традиции моей семьи».

К празднованию 70-летия Великой победы в классе был реализован проект «Этих дней не смолкнет слава!» Он направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Дети получили возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова: на основе поисково-исследовательской деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны и района, станицы во время Великой Отечественной войны. В результате проекта были проведены следующие мероприятия: стенгазета «Галерея Славы», выставка поделок «Спасибо, что живем», конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах», созданы альбомы: «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети - герои войны», встречи и поздравительные открытки ветеранам ВОВ. Итоговым мероприятием стал праздник «День Победы!»

Совместная проектная деятельность создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки. Каждый вносит посильный вклад в общее дело. Полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию. 

Список используемой литературы:

1. Землянская Е.Н., Чугреева М.К. Учебные проекты младших школьников. М.: Эксперт, 2010.

2. А.И. Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. М.: Учебная литература, 2008.

3. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, - С. 41-45.

4. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе. М.: Чистые пруды, 2006.

5. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения (УМК «Школа России»)

Опыт реализации ФГОС. Организация проектной деятельности в урочной деятельности младших школьников....

Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения...

Статья "Формирование ключевых компетенций, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности через организацию проектной деятельности.

Анализ литературы по проектной деятельности как педагогической технологии, ориентированной  на приобретение и  применение новых знаний. Включение школьников в создание тех или иных проектов ...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...