Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС
статья по теме
Особенности урока в начальной школе в свете требований ФГОС. Формирование и развитие УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС»
Этапы урока:
- Оргмомент.
- Определение темы урока.
- Актуализация и коррекция опорных знаний.
- Целеполагание. Мотивация.
- Закрепление в знакомой ситуации (типовые задания).
- Закрепление в измененной ситуации (конструктивные задания).
- Творческое применение, углубление знаний в новой ситуации (проблемные задания).
- Информация о домашнем задании.
- Рефлексия.
Урок комплексного применения знаний.
Итак, оргмомент. Каким он может быть?
Этот этап урока должен не просто организовать ребят и настроить их позитивно, но и подвести к следующему этапу — к определению темы урока.
Всем известно, что импульсом к познанию служит удивление.
Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная притча, необычный предмет, звук, явление, мини-спектакль, даже, собственно, способ приветствия друг друга сам по себе уже с первых минут воспитывает и обучает. Это может прозвучать примерно так:
- Good morning! – говорят англичане,
- Guten Morgen! – говорят немцы,
- Buenos días! – говорят испанцы,
А я говорю вам: «Доброе утро, дети! Здравствуйте!» Это значит, что я желаю вам здоровья и хорошего настроения на весь день.
Далее следует определение темы и ее формулировка.
Методисты сейчас настоятельно рекомендуют, чтобы тему называли дети сами. «Спрятать» тему или ее ключевые понятия можно в кроссворд, ребус, зашифровать в виде букв , знаков, символов. Здесь же уместны игры «Доскажи словечко», «Исключи лишнее», «Продолжи логическую цепь». Показываем детям запись на экране, бумаге или доске и просим предложить какое задание можно с этим выполнить. Развитие умения выражать свои мысли в виде устных высказываний и есть ни что иное, как формирование коммуникативных УУД,
Следующий этап — актуализация опорных знаний и их коррекция (если потребуется).
Цель этого этапа — выяснить, что дети уже знают по этой теме, а каких знаний не достаточно. Вариантов множество. Интересным считаю 2-хфазный тест «Верно ли что…» Детям предлагаем ответить на вопросы теста до изучения темы и после. Обязательно анализируем ошибки.
Уместно на этапе самостоятельное создание учащимися опорных таблиц, которыми слабоуспевающие дети будут пользоваться в течение урока. Очень хорошо, если на данном этапе дети столкнутся с трудностью, с невыполнимым заданием, и сами разберутся в причине затруднений. Каких знаний им не достаточно, чтобы его выполнить? Это приведет их к постановке целей и планированию. Здесь работает формирование регулятивных УУД (способность планировать, удерживать учебную задачу в течении урока)
Обязательно уделите внимание ценности добываемых детьми знаний. Вместе с ними найдите возможность применения их в жизни. Спрашиваем у детей: «Зачем учим? Для чего пригодится? Где будем применять?» Все должно иметь свой смысл! Ведь смыслоутрата несет в себе разрушительную силу. Не отодвигайте мотивацию на задний план, ссылаясь на нехватку времени.
Когда желание трудиться, чтобы добыть знания, становится движущей силой, переходим к следующему этапу. Самое время закрепить имеющиеся знания на практике. Здесь уместно использовать разноуровневые задания. Для одних попроще — это типовые задания, где объект изучения находится в знакомой ситуации, т.е на поверхности. Для других посложнее — конструктивные задания, предложенные в новой, незнакомой ситуации, т.е. они немного завуалированы. Причем ребенок должен сам выбрать, какое задание он будет выполнять. Учитель лишь ранжирует их по степени сложности.
На уроке математики я предложила детям выполнить задания. Они напечатаны в конвертах разного цвета. Пояснила соответствие цвета степени сложности задания и предложила их на выбор. После выполнения задания без особого труда провела самопроверку. К удивлению детей, ответ был указан на конверте в области поля «индекс отправителя». У одних детей это повышает самооценку, других активизирует восполнить пробелы в знаниях. Таким путем формируем личностные УУД.
Настало время динамической паузы, чтобы снять физическое и психологическое напряжение. Даже на этом этапе можно продолжать учить и воспитывать. Хорошо если физминутка тоже будет тематической. Например, при изучении геометрических фигур предлагаю детям взять карточки «треугольник», «квадрат», «прямоугольник». Даю команду «Т» — прыжки, «К» — наклоны, «П» — повороты. Количество раз равно количеству сторон фигуры. Затем дети обмениваются карточкой с другом, выполняют другое упражнение. Нравится детям флешмоб, когда один ребенок под музыку импровизирует, а другие повторяют его движения. На уроке русского языка на физминутке можно отработать правописание, например, безударной гласной в корне. Произносим слово или показываем слово с пропущенной гласной. Если надо вставить «а» — дети делают прыжки, если «о» — хлопки и т.п.
После хорошего отдыха предлагаем самое трудное задание. Оно может быть творческим или проблемно-поисковым. Здесь важно предложить детям различные источники информации для поиска недостающих знаний. По своему выбору они могут воспользоваться различными словарями, справочниками, учебником, СМИ, использовать Интернет, могут спросить у взрослых, попросить помощи у друзей и т.д. Здесь формируем у детей умение работать с информацией, представленной в разной форме (текст, рисунок, таблица, схема, модель, знаки, символы и т.д.) — а это одно из познавательных УУД. Развиваем познавательную деятельность на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне. При построении речевого высказывания учащимися следим за аргументацией их собственного мнения. Методисты запрещают прерывать ответ ребенка словами «неверно», «неправильно». Надо выслушать и спросить: «А кто думает иначе?»
Оформить свою работу детям тоже можно предлагать по-разному, используя при этом работу в парах, в группах, по рядам, индивидуально, коллективно. В зависимости от специфики предмета дети могут написать эссе, синквейн, выразить мысли в стихах или прозе, сделать рисунок, создать проект, чертеж, презентацию, инсценировку, доклад, реферат, памятку и т.д. Не забываем об ИКТ-грамотности!
Заключительными, но не менее важными этапами современного урока являются домашнее задание и рефлексия. Домашние задания лучше предложить разноуровневые. Обязательное для всех задание должно быть достаточно понятным. А дополнительные могут потребовать от детей поисковой познавательной деятельности. Приведу пример. На уроке окружающего мира по теме «Степь» раздала детям фильтр-пакетики аптечного чая из травы чабреца и ромашки. Задание: узнать, что находится внутри пакетика, где растет, для чего используют, нарисовать как выглядит в природе. Другое задание по этой же теме- прослушали песню «Ковыль». Задание : написать мини-сочинение «О чем в степи поет ковыль?»
Рефлексия — ни что иное, как «Итог урока», с той лишь разницей, что теперь обязательно уделяем место самооценке собственной деятельности уч-ся и деятельности одноклассников. Оцениваем вместе с детьми урок, рассматриваем его с точки зрения практической направленности, выполнения цели и задач. Здесь я использую метод незаконченного предложения.
Не скупимся на похвалу и одобрение даже самых маленьких побед и удач! Не сравниваем успехи учащегося относительно других детей, а только относительно его самого:
-Сегодня ты работал лучше, чем вчера.
-Сейчас тебе удалось сделать больше, ты смог, ты молодец…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисципли...

Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС
мой текст выступления на педсовете. есть презентация к теме....
Мастер-класс "Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС"
В данной методической работе представлен мой педагогический опыт, фрагмен...

О СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.
Внедрение Государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО) , в котором идет речь о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-инфор...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».
1) Осознание основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».
laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...

Выступление на заседании районного методического объединения начальных классов по теме "Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС"
Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Ме...