О СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.
статья на тему
Внедрение Государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО) , в котором идет речь о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных, вызвало волнения среди учителей начальных классов. Хотя требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всѐ же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие изпредложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приѐмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаѐт учитель, реализующий ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mbou_sosh_no14.docx | 56.78 КБ |
Предварительный просмотр:
О СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ
ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.
Колтакова Н.А. учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 14» г.Воронежа
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились
самостоятельно, а учитель руководил этим
самостоятельным процессом и давал для него
материал». К.Д.Ушинский
Внедрение Государственного образовательного стандарта (ФГОС
НОО) , в котором идет речь о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных, вызвало волнения среди учителей начальных классов. Хотя требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для
практикующих учителей. И всѐ же у многих педагогов они вызвали тревогу и
неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал
бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие изпредложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приѐмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаѐт учитель, реализующий ФГОС НОО.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к
традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием громного количества инноваций. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по- новому. Проведение урока– это основной, ключевой момент в педагогической деятельности каждого учителя, от которого зависит качество образования в целом и степень обученности выпускников начальной школы. Урок является живой клеточкой образовательного процесса, все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. 40 минут – это кусочек жизни учителя и учащихся, который может быть прожит ярко, эмоционально, активно и стать запоминающимся событием. А может пройти скучно, неинтересно, и быть незамеченным, не оставившим в жизни никакого следа.
Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. Увидеть отличие дидактических
требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и
учащихся.
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока учащимся | Учитель сообщает | Учитель подводит учащихся к осознанию темы, формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся. |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Роль |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы). Учитель консультирует. |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по еѐ результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учѐтом индивидуальных возможностей |
Из этой таблицы видно, что на уроках современного типа ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя теперь становится главным деятелем, учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Слова К.Д.
Ушинского, которые я привела выше, отражают суть урока современного типа,в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Организация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Как же спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного
типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных,
но и метапредметных результатов?
Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока, можно выделить универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются: познавательные, общеучебные, коммуникативные, регулятивные целеполагания, регулятивные планирования и т.д. Но как все это применить на уроке?
Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка в 1 классе по теме «Глагол». Предлагаю учащимся записать слова (можно в карточке) и подчеркнуть «лишнее» слово: школа, радуга, ходить, книга, ребята. Конечно, есть верные и неверные варианты: кто-то называет слово «ребята», кто-то – слово «ходить». Возникает спор. Задаю вопрос: «Почему слово «ходить»?» Ответы детей: «Обозначает действие». После этого задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещѐ не знаем. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Больше узнать о словах, обозначающих действие»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы узнать новое об этих словах, чтобы правильно писать слова»). Дальше сообщаю, что это часть речи – глагол. Это слово образовано от старорусского слова глаголить, т.е. говорить или действовать. Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.
Обучать детей планированию работы на уроке возможно уже в первомклассе. Так, на уроках математики организую работу с помощью интерактивного плаката (в программе Power Point). По теме «Сложение чисел
второго десятка» в начале урока рассматриваем с ребятами плакат, материал учебника и рабочей тетради и определяем последовательность нашей работы.
Обучаю учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдѐт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети.
Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены
учащимися на уроке (следует учитывать инвариантную и вариативную части
учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы организации практической деятельности учащихся. Задание по математике следующего типа: «Прочитай текст. Подбери вопросы. Предложи решить еѐ товарищу. Проверьте правильность решения» предполагает организацию работы в парах. Работа в парах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Но, прежде чем вводить еѐ, следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного взаимодействия. Уже в процессе выработки основных правил под руководством учителя ребята будут учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.
Работа в парах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным. Так, при изучении темы «Предложение» первоклассники составляли карточки для игры «Создай предложение». На следующих уроках наборы использовались для формирования навыка правильного построения и написания предложения.
Доказано педагогической практикой, что результативность
обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от
понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен
отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации. Например, на уроке математики в 1классе можно провести ролевую игру - смоделировать ситуацию, в которой детям предлагается проехать в виртуальном автобусе или аэробусе, но вначале необходимо приобрести билет стоимостью 9 рублей. Происходит покупка (укаждого ученика в кошельке настоящие монеты достоинством 1р., 2р., 5 р., 10р.). Несколько детей выступают в роли кассиров. Игра направлена не только на формирование предметных результатов (состав числа 9, сложение и вычитание в пределах 10).
В четвертом классе широко применяю алгоритм определения спряжения. Что говорить для детей довольно трудно запомнить таблицы
спряжения глаголов. А с данным алгоритмом в виде знакомой с детства игры
этот процесс идет намного легче. Алгоритм помогает ребенку осуществлять
коррекцию своих действий. Это и есть обучение, направленное не только на
предметный, но и на метапредметный результат. Идѐт процесс формирования
регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных
действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями.
Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать
с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своѐ мнение по поводу
рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет,
понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочѐтах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаѐт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.
Со второго класса вводится такая форма работы, как взаимооценивание
письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, арифметический или словарный диктант одноклассника.
Ещѐ одним эффективным средством по достижению планируемых
метапредметных результатов становится систематически организуемая на
уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к словарям и
справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Организация работы в рамках исследовательского проекта «Такие разные словари» поможет учащимся понять назначение словарей и справочников различного типа. Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву
для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта,
не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с
новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Список литературы:
1. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с
учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
2. Михеева, Ю.В. Урок. В чѐм суть изменений с введением ФГОС
начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур.
«Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С.
46-54.
3. Проектирование основной образовательной программы
образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
4. Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией
А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
5. Федеральный образовательный стандарт начального общего
образования. – М.: Просвещение, 2010__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисципли...
Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС
мой текст выступления на педсовете. есть презентация к теме....
Мастер-класс "Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС"
В данной методической работе представлен мой педагогический опыт, фрагмен...
Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС
Особенности урока в начальной школе в свете требований ФГОС. Формирование и развитие УУД....
Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».
1) Осознание основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...
Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».
laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...
Выступление на заседании районного методического объединения начальных классов по теме "Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС"
Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Ме...