Дифференцированный подход в обучении младших школьников.
статья на тему

Бердникова Ольга Владиславовна

В статье представлен опыт работы, приёмы и способы, которые направлены на формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы по разным предметам, с учётом уровня сформированности общеучебных навыков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении младших школьников.

«Ученик, который учиться без желания –

                                  это птица без крыльев».

 Саади.

 Требование учитывать индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения – давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга, так как приходят в школу с разным потенциалом и с разным запасом знаний.

 По результатам психолого–педагогического тестирования в количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся – 65% поступают в школу примерно с одинаковым уровнем психологического развития – именно он принимается за норму, 15% детей – в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.

 Учёные Д.Н. Богоявлинский и Н.А. Менчинская в своих работах указывают на то, что индивидуальные различия в усвоении и применении знаний связаны с обучаемостью, которая включает: умственную выносливость, работоспособность, быстроту или замедленность усвоения учебного материалы, гибкость мыслительных процессов.

 Дети с низкой обучаемостью медленно усваивают материал. У них наблюдается инертность мыслительных процессов, скованность первоначально найденным способам действий. Заметные трудности испытывают они всякий раз, когда приходится переключаться с одной операции на другую.

 Дети с высокой обучаемостью отличаются высокой подвижностью мыслительных процессов, быстрым темпом продвижения, тесной связью между словесно – отвлечёнными и наглядными элементами мышления. Наиболее благоприятное положение ученика, у которого отмечается быстрота с подвижностью мыслительных процессов.

 Учителю важно знать особенности умственной деятельности учеников в своём классе. Следует выяснить, на сколько быстро и как глубоко каждый учащийся усваивает материал, умеют ли они отстаивать своё мнение, каковы особенности их памяти.

 Психологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют индивидуализации обучения.

 Обучение разных по уровню подготовки и даже по учебным возможностям учащихся, это сложная задача, которую нам нужно реализовать, так как каждый ученик на уроке должен работать с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание. Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями предлагается задание, к которому он ещё не готов, с которым он не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справившись с заданием, скучает. Хорошо, если у учащихся будет возможность выбора заданий по своим силам.

 В условиях классно – урочной системы обучения – эту проблему можно решить, используя дифференцированный подход к обучающимся, ибо он создаёт оптимальные условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвижения способных учащихся.

 Реализацию дифференцированного обучения можно осуществлять в разной мере и различными приёмами. Учёные и педагоги – новаторы предлагают несколько вариантов такого обучения, рассмотрим один из них.

 

Класс делится на две группы:

1 группа – это учащиеся, которые способны идти дальше учебника, способны

                  достичь уровня углубленного изучения предмета.

2 группа – это учащиеся, для которых основной задачей является достижение

                  уровней возможности, то есть уровня соответствующего

                  содержанию основной программы.

 

 Задания соответственно подбираются так, что при единой познавательной цели и общем содержании, они отличаются разной степенью трудности, то есть для достижения единой цели учащиеся идут разными путями.

 Однако этот приём не совершенен, так как есть ещё и третья группа учащихся, для которых дойти до минимума содержания программы сложно без направляющей роли учителя. Именно их мы должны поднять на более высокий уровень обучаемости.

 

С такой проблемой столкнулась я, когда по исследованиям психолога, а так же в ходе систематического наблюдения и диагностик выяснилось, что  учащиеся в моём классе в основном имеют средний уровень развития – это 14 человек, но выделяются 3 ученика с более высокими показателями в развитии и 5 человек более низкого уровня развития.

 Чтобы построить полноценную работу на уроке я использую различные приёмы работы: работа в сменных и постоянных группах и парах, разноуровневые задания и т. д.

 Задания, предложенные детям, подразделяются по уровню сложности, учащиеся выбирают то, которое им по силам (обращается внимание на завышенную и заниженную самооценку). Перед выполнением работы, учащиеся ставят себе прогностическую оценку: легко, трудно или сомневаюсь. После работы сравнивают, соответствовала ли оценка тому, как они справились с заданием. На этом этапе идёт формирование самооценки и самоконтроля, что способствует повышению уверенности в собственном успехе и помогает ребёнку продвинуться в усвоении программы.

 Предлагаю для примера рассмотреть изучение темы «Безударные гласные в корне слова» по русскому языку во 2 классе.

 На первом уроке – введение новой темы, не называя её, предлагаю провести группировку слов.

 Даны слова: гора, горы, стена, стены, нора, норы, река, реки.

-Для того чтобы разбить слова на две группы нужно найти признаки и обоснования для группировки, в данном случае их два:

-слова можно разделить по месту ударения в слове;

-слова можно разделить, опираясь на категорию числа: множественное или единственное.

 Оба пути ведут к одинаковому результату.

1 уровень: Прочитайте слова. Разделите их на две группы.

2 уровень – «Помощь №1»: Прочитай слова. Раздели их на две группы  

                     в зависимости от места ударения в словах.

 

3 уровень – «Помощь №2»: Прочитай слова. Слова можно разделить на две

                     группы в зависимости от места ударения в словах. Произнеси

                     слово, послушай, какой слог звучит сильнее. Запиши слова

                     с ударением, которое падает на первый слог в первый столбик,

                     а слова, с ударением, которое падает на второй слог – во второй            

                     столбик.

 Это задание повышенной трудности, оно является одним из путей индивидуального обучения. Дифференцированная методика предлагает оказание дозированной помощи учащимся путём предъявления одного и того же по содержанию задания по 2-3 разновидностям инструкций и переход от более трудной формулировки к менее трудной.

 Путём последовательного изменения инструкции достигается проявление той меры самостоятельности, которая в данный момент возможна для ученика. Такой переход от трудных к лёгким условиям работы является основным дидактическим условием эффективного влияния группировки на развитие мыслительной деятельности учащихся.

 Варианты снижения уровня трудности задания вступают в случае, когда ученик не может выполнить задание по предыдущей инструкции. Сначала требуется самостоятельное выполнение, то есть самостоятельный выбор обоснования для группировки. Затем ученик отсылается к указаниям «Помощь №1», организующим его деятельность в определённом направлении, наконец, в случае затруднений и на этом этапе, отсылается к пооперационным указаниям о ходе выполнения – «Помощь №2».

 Три разновидности инструкции позволяет всем учащимся достигнуть успешного результата в выполнении заданий на группировку и постепенно продвигаться на более высокие ступени развития мышления. Учитель же может проследить за тем, что ученик выполняет самостоятельно, и то, что он выполняет с помощью. Это помогает выяснить причину затруднений и обеспечивает реализацию дифференцированного подхода в обучении.

 После самостоятельного выполнения работы, проводиться коллективное обсуждение, выявляется, какой же способ группировки можно использовать. Вариантность позволяет расширить простор мышления.

 В итоге проведённой группировки вышли на тему «Безударные гласные в корне слова», выяснили, что один гласный звук в слове ударный, а остальные гласные – безударные. Причём сильные учащиеся, сравнив пары слов, могут сделать вывод о проверке написания безударных гласных в корне слова.

 

 На следующем уроке выводим правило проверки написания безударных гласных в корне слова.

 На данном этапе я использую проблемный метод, который способствует развитию мышления, активизации познавательного процесса, обучает логике рассуждений.

 Создание проблемной ситуации предусматривает несколько уровней:

1 – высокий, 2 – средний и 3 – низкий. Уровни проблемности отличаются степенью обобщённости задачи, предложенной учащимся для решения и степенью помощи со стороны учителя.

 Проблемная задача на высоком уровне не содержит подсказок.

 1 уровень:  Внимательно прочитайте слова. Найдите разницу

                    в их произношении. Сравните пары слов и сформулируйте

                    правило их написания.

Леса, лес, вода, воды, стол, столы, стена,  стены.

На среднем уровне карточка содержит 2-3 подсказки.

 2 уровень: Внимательно прочитайте написанные столбики  слов. Объясните

                  принцип из группировки, сравнив произношение  и написание

                  слов. Сформулируйте правило их написания.

лес               леса

воды            вода

стол            столы

стены         стена    

На низком уровне роль подсказок выполняют вопросы и задания, отвечая на которые учащиеся приходят к нужному результату.

3 уровень: Внимательно прочитайте записанные в столбик слова.

лес              леса

воды           вода

стол           столы

стены        стена  

Выполни задания и ответь на вопрос:

-Поставь ударение в словах.

-Сравни написание  безударных гласных в парах слов.

-Как проверить написание безударной гласной в корне слова?

 Проверку результатов деятельности я начинаю с той группы, которая решала проблему на низком уровне и только затем перехожу к более высокому уровню.  Оцениваю, как правило, только хорошие результаты.

 

 В ходе отработки навыка написания безударной гласной в корне слова провожу самостоятельную работу (через 3 - 4 дня).

 

1 уровень: Выписать только родственные слова, исключив лишнее.

                  Подобрать проверочное слово.

П*так, п*тно, зап*тнать, п*тнистый.

Пол*тел, л*то, л*тать, перел*тел, выл*тают.

2 уровень: Выписать слова с безударной гласной, подобрать проверочные

                   слова.

Х*мяк (не) хочет в зимний хол*д, х*дить испытавая гол*д,

Х*трец, х*л*дною п*рой, хр*пит в хоромах под з*млёй.

3 уровень: Списать, подобрать проверочные слова.

р*чной               д*жди

л*сной              к*льцо

п*рной             пл*чо

 Как мы знаем, самостоятельная работа – одно из важнейших средств развития мышления и речи учащихся, Я подбираю материал, используя пособия А.В.Поляковой, Е.А.Нефёдовой, О.В.Узоровой, и составляю самостоятельные работы с учётом индивидуальных особенностей детей.

 

 Для детей первой группы предлагаются творческие задания: написать мини – сочинения, исправить грамматические или стилистические ошибки, задания на развитие логики мышления.

 Для второй группы – это не только отработка учебного материала, но и задания на развитие речи и мышления.

 А для третьей группы – закрепление базовых знаний, отработка умений и навыков.

  Уровень сложности учащиеся выбирают по своему желанию, при чём многие стараются выбрать более сложный вариант, что говорит об их заинтересованности и ответственности.

 

 И как завершение изучения темы, проводится контрольный срез, который так же предусматривает разный уровень знаний.

  1. Выпиши слова с безударной гласной непроверяемой ударением:

 Поля, песок, герой, костёр, вагон, лесной, дрожать, лечение, осина , заменить.

  1. Списать, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово:

Вр*дить, вр*дители –

Л*сной, л*систая, л*сник –

3.* Из группы родственных слов выписать слова, которые являются проверочными, выдели корень:

Бедняк, бедный, бедняжка, беда.

Встреча, повстречались, встречный.

 В итоге такой работы, получились следующие результаты:

 на высоком уровне выполнили работу 8 учащихся, что составляет 36, 4%,

 на среднем – 9 учащихся, 40, 9%,

 на низком уровне – 5 учащихся, 22,7%,

 на критическом уровне нет никого.

 Аналогичная работа используется и на других предметах.

 На уроках чтения и природоведения можно использовать данный приём во время проверки изученного материала или во время устного опроса. Для этого учитель должен подготовить карточки-подсказки.

 Например. По теме «Насекомые и птицы осенью».

2 уровень: Составить рассказ по плану:

                  -Насекомые осенью.

                  -Птицы осенью.

                  -Взаимосвязь жизни двух групп животных.

3 уровень: Ответь на вопросы:

                 -Назови несколько перелётных птиц.

                 -Каких птиц называют перелётными?

                 -Что является причиной отлёта птиц?

                 -В каком порядке и почему улетают птицы?

                 -Как они ведут себя во время отлёта?

1 уровень: Помогают в оценивании и дополняют ответы учащихся.

 Получив такую карточку, ученик имеет возможность сосредоточиться

 над составлением пересказа. Карточку можно использовать и во время ответа.

 На уроках математики, при обучении решению текстовых задач можно использовать приём дифференциации.

 Как правило, при фронтальной организации работы над текстовыми задачами, в то время, когда часть класса только приступает к осмыслению содержания задачи вместе с учителем, другая часть уже знает, как её решить. Одни учащиеся способны видеть разные способы решения, а другим необходима помощь для того, чтобы просто решить задачу.

 Учитель формирует группы (не называя уровня):

1 уровень: Учащиеся умеют выделять целостную систему взаимосвязей

                  между данными и искомым. Это позволяет им осуществлять

                  планирование решения разными способами, выделив

                  рациональный способ.

2 уровень: Восприятие задачи сопровождается её анализом. Выделяют

                  данные и искомое, но затрудняются установить взаимосвязь

                  величин.

3 уровень: Восприятие задачи идёт поверхностно. Вычленяют

                  несущественные элементы. Не поняв ситуации, приступают

                  к решению задачи.

 Отмеченные особенности умственной деятельности учащихся при решении текстовых задач позволяют определить сущность работы на разных уровнях. Для того, что организовать разноуровневую работу над задачей в одно и тоже время, используются карточки - задания.

 Например: «У зайца было 19 морковок. Он съел утром 5 морковок и на обед      

                    ещё 4. Сколько морковок у него осталось?»

1 уровень: Запиши краткую запись.

                  -Найди наиболее рациональный способ решения задачи.

                  -Запиши решение задачи:

                   а) по действиям;

                   б) выражением.

                  -Проверь себя. Ответ: 10 морковок.

2 уровень: Закончи схему к задаче. Обозначь искомое и данные.

                         

                  -Рассмотри ход рассуждений:

Всего – 19 м.          Съел - ?                  Осталось -?

  1. 5

                  -Запиши решение задачи по действиям.

                  -Проверь себя. Ответ: 10 морковок.

3 уровень: Рассмотри схему:

                  -Обведи, синим карандашом данное, обозначающее целое число.

                  -Обведи, красным карандашом данное, обозначающее 1 и 2 части.

                  -Вычисли сумму этих частей.

                  -Прочитай вопрос задачи, обозначь его на схеме. Вспомни, как

                   найти неизвестную  часть. Запиши решение.

                  -Проверь, у тебя должно получиться два действия.

                   Ответ: 10 морковок.

 После работы идет обсуждение, на котором дети имеют возможность увидеть деятельность более высокого уровня, чем тот, на котором работали они.

  Кроме этого можно использовать для проверки сформированности вычислительных навыков наборы карточек учебных заданий различной степени сложности.

 Например, по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».

                           1                                     2                                     3

65 + 19 – 15     49 + 28 – 29        31 – 16     73 – 56        24 + 34     46 + 50

45 + 26 – 47     80 – 58 – 22        81 – 62     17 + 64        38 + 12     69 – 14

74 + 19 – 58     93 – 36 + 39        62 – 28     15 + 47        46 – 14     55 – 33

 Домашние задания так же лучше дифференцировать, это помогает развитию речи, активизации мыслительной деятельности и стремлению к самообучению.

1 уровень: Подготовка рефератов, сообщений на тему.

2 уровень: Конкретное задание, доказательство проблемы, опыта.

3 уровень: Ответы на вопросы к тексту, дополнив их своим мнением по теме.

 Индивидуализация обучения не должна пониматься как сглаживание различия между детьми, как достижения всеми одного уровня знаний. Ведь реально уравнять учащихся по усвоению знаний возможно лишь при ориентации на менее развитых детей и тормозя тем самым продвижение развитых детей, тех которые имеют более высокие потенциальные возможности. Данная работа помогает всем  учащимся подняться на более высокий уровень развития, не зависимо от общего уровня развития класса.

 И как напутствие к началу нового учебного года мне хотелось бы зачитать несколько высказываний, которые помогут всем нам в дальнейшей работе.

-Старайтесь найти в ребёнке то, за что его можно похвалить, а не поругать.

-Дайте возможность каждому ученику сделать маленькое открытие.

-Если ребёнку тяжело, найдите для него задание по его силам.

     

-Не навязывайте детям своего мнения, они должны иметь своё мнение.

-Помните, что ошибка одного может породить мысль у другого.

-Если ребёнку интересно учиться, не зависимо от его достижений, значит

 в этом есть и ваша заслуга, что вы обеспечили ему полноценное обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...

Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников

Актуальность дифференцированного обучения обусловлена тем, что в начальной школе ребенок только начинает усваивать требования и ритм учебной деятельности. В то же время у всех детей разный уровень гот...

Дифференцированный подход к обучению младших школьников

Дифференцированный подход к обучению младших школьников.Подготовила: Алленова Любовь Юрьевна,учитель начальных классов  Содержание        1. Цель диф...