Адаптированная программа кружка "Лего-конструирование"
рабочая программа (1 класс) на тему

Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных деталей. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям. Дети с удовольствием посещают занятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах. Лего-конструирование – это современное средство обучения детей. Дальнейшее внедрение разнообразных Лего-конструкторов во внеурочную деятельность детей разного возраста поможет решить проблему занятости детей, а также способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lego_konstruirovanie.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

РЕКОМЕНДОВАНА  

к реализации на заседании ШМО учителей _________________

(протокол №___ от __.__.__г.)

Руководитель ШМО

___________      ___________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы по УВР

________    ___________

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ №2

_________ М.В.Морева

Приказ №________

от «__»________ 20__г.

Адаптированная рабочая программа

                  Кружка «Лего-конструирование»

для начальных классов классов

на 2015 – 2016 учебный год

 

                                                                   Составитель: Матвеева Л.Ю.,

учитель начальных классов

1  квалификационной категории

МАОУ СОШ №2

2015 год

Пояснительная записка

Разработанная программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: развитие речи, развитие математических представлений, ознакомление с окружающим миром. Программа направлена на развитие логического мышления и конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше, учитывает психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, нуждающихся в коррекции и развитии мелкой моторики, эмоционально – волевой сфере высших психических функций

Целью использования ЛЕГО-конструирования в системе образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости),навык взаимодействия в группе.

Общая характеристика курса

Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных деталей. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям. Дети с удовольствием посещают занятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах. Лего-конструирование – это современное средство обучения детей. Дальнейшее внедрение разнообразных Лего-конструкторов во внеурочную деятельность детей разного возраста поможет решить проблему занятости детей, а также способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше. Кружок по Лего-конструированию может вести учитель не только информатики, но и физики, технологии, а также и совсем не педагог, а обычный инженер. Главное – Лего должно быть интересно самому учителю, тогда и с детьми очень легко и увлекательно работать.

Задачи кружка Лего-конструирование

- обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;

-развивать творческие способности и логическое мышление детей;

-развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;

- развивать умения творчески подходить к решению задачи;

- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Практик-ориентированная направленность содержания курса внеурочной деятельности «Легокострурование» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Математика—моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Изобразительное искусство- использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.

Родной язык- развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение- работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Все занятия, которые можно провести с набором, делятся на 4 категории:

Категория

Основные методы работы и компетенции

1. Первые шаги

  • освоение технологии работы с конструктором,
  • знакомство с деталями конструктора, возможностями набора, “Конструктопедией”,
  • построение небольших историй с использованием указателей (настроения, категории),
  • первые попытки построения историй (начало - середина-конец, 4В: “Что? Кто? Когда? Где?”),
  • знакомство с программой Story Visualizer,
  • первые попытки записи историй на видео.

2. Повседневное повествование

  • учитель и ученики говорят о значимых событиях в жизни учащихся, а так же обсуждают события в жизни общества, фильмы, книги, телевидение,
  • ученики строят 1 сценическую конструкцию, а затем разворачивается какая-то история на ее основе,
  • обсуждаются разные точки зрения, учащиеся показывают свою трактовку событий,
  • истории на видео становятся более обдуманными, учащиеся руководят процессом съемки и монтажа,
  • вводятся элементы взаимооценивания работ.

3. Построение и рассказывание историй

  • Работа в группе над одним сюжетом, распределение платформ между участниками, которые создают разные этапы развития сюжета,
  • Разные методы работы: создание целого рассказа по фрагменту, разные интерпретации одного события,
  • Съемка фильмов или мультфильмов (в жанре stop-motion).

4. Пересказ и анализ рассказов

  • Чтение и анализ рассказов разных жанров, определение их жанрового своеобразия,
  • Анализ характеров персонажей, выражение их через внешний вид, поведение, речь,
  • Ученики создают свою историю в рамках определенного жанра (страшилка, романтическая история, стихотворение, древняя легенда),
  • Создание иллюстрированных рассказов, фильмов, комиксов, мультфильмов.


Каждое занятие имеет выраженную однотипную структуру, что обеспечивает естественный ход процесса обучения.

Этап занятия

Виды работ

1. Подготовка к работе

  • Чтение вслух или пересказ сценария занятия с опрой на картинку (фотографию)
  • Определение сюжетной линии рассказа. Обсуждение основной идеи

2. Построение рассказа

Построение персонажей и места события с помощью кубиков ЛЕГО

3. Размышления (часто идут параллельно с п. 2)

  • Обсуждение учащимися в группе и между группами о том, как можно изобразить события и как эти события будут развиваться,
  • Развитие рассказа, додумывание его элементов в процессе строительства
  • Определение позиции, с которой будет вестись рассказ, подбор лексики
  • Создание комикса (опционально)

4. Совместное использование и оформление

  • Представление своего рассказа аудитории (+ запись на видео)
  • Обсуждение рассказов. Рекомендации авторам. Самооценка.
  • Доработка сценария. Представление доработанных версий.

5. Расширение (дополнительные задания)

  • Идеи для дальнейшего развития истории,
  • Дополнительные задания и идеи для команд
  • Разработка дополнительных документов (в том числе текстов, листовок и т.п. по теме проекта)

Результаты освоения курса

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты

1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8.Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1.Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики и этикета.

5.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

6.Овладение навыками смыслового чтения и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

9.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

1.Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

2.Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

3.Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности.

4.Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

5.Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и художественно-конструкторских задач.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ

- правила безопасной работы;

- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;

- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;

- приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

- создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ

- работать с литературой, с журналами, с каталогами;

- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);

Ожидаемые результаты

Развить познавательные умения и навыки учащихся;

Уметь ориентироваться в информационном пространстве;

Уметь самостоятельно конструировать свои знания;

Уметь критически мыслить.

Участие в лего- конкурсах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.

В данной работе рассказывается о том, как должна осуществляться коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы...

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда

Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...

рабочие программы 9 класс по адаптированной программе

рабочие программы для домашнего обучения....

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной программы

Выпускная квалификационная работа по теме "Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы"....