Формирование учебной компетенции во внеучебной деятельности
статья (4 класс) на тему
Формирование учебной компетенции во внеучебной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование учебной компетенции во внеучебной деятельности
Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. В этом возрасте основным видом деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. В своей деятельности ориентируюсь на формирование следующих ключевых компетенций: ценностно-смысловой; учебно-познавательной; информационной; коммуникативной.
Остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции. Учебно – познавательная компетенция – это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания. А, значит, задачу вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться. Становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы. Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.
Вызывая любопытство, причину познавательного интереса, я использую следующие приемы:
- создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся,
изучение нового материала с опорой на старые знания;
- положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
- рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
- занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Для обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации (мотивационно – целевой блок) применяю:
- прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
- предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
- реакция на ошибку, через прием «лови ошибку», выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
- практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализую посредством следующих приёмов (познавательный блок):
- включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу;
- создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
- сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
- привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений. о
- стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Такие формы работы помогают мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, оказывать помощь нуждающему в ней товарищу, тренировать память, мышление, воображение, добиться хороших результатов в овладении предметом.
Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностный подход, является метод проектов, так как именно он позволяет мне наименее затратным способом создать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся и решения проблем.
Использую и другие методы. Это исследовательский метод, метод практических ситуаций на уроке, метод моделирования, дискуссионный метод, сюжетные игры и т.п. Главный акцент должен быть поставлен на активном включении в деятельность самих детей.
Одним из средств развития познавательного интереса у младших школьников, по моему мнению, является игра. Она используется и как приём, активизирующий мыслительную деятельность, стимулирующий детей к познанию. Игры могут быть интеллектуальные, учебные, умственные, обучающие, дидактические. Включение детей в игровую деятельность усиливает интерес к урокам.
Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Работая над формированием учебно - познавательной компетенции я создаю благоприятную образовательно-развивающую среду, которая помогает моим учащимся быть конкурентными, активными, способными адаптироваться в средних школах города на второй ступени образования.
Это позволяет мне уверенно сказать, что у моих выпускников сформировано стремление к познанию: они умеют самостоятельно работать с источником знаний; понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника, ведут контроль над своими действиями; дают грамотное сравнение, анализ, обобщение, классификацию и систематизацию материала; с удовольствием участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог, а главное, у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Благодаря открытости, коллективности с одной стороны, и обособлению, сохранению индивидуальности, самоутверждению с другой стороны, ребёнок становится личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность младших школьников
В данной статье описан опыт работы по формированию ключевых компетениций младших школьников МБОУ СОШ №1 г. Горбатова через проектную деятельность...
Доклад "Формирование учебных компетенций на основе развития творческого мышления младших школьников"
Компетентность – это опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определённой компетенции. Владение той или иной образовательной компетентно...
Доклад "Классный час - как одна из форм формирования коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности".
Организация веурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения....
Методические рекомендации по разработке рабочих программ учителей начальной школы по предметам учебного плана и внеучебной деятельности
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федера...
Система работы по формированию учебных компетенций с опорой на ведущую модальность учащегося. Уроки -экскурсии по математике
Моя задача как учителя заботиться о том, чтобы предоставляемый учебный материал соответствовал ведущему каналу восприятия ребёнка. Наиболее уязвимыми оказываются дети – кинестетики, т.к. большинство...
Доклад "Формирование ключевых компетенций через внеурочную деятельность младших школьников"
Формирование ключевых компетенций необходимо начинать в начальных классах, так как в этот период дети восприимчивы ко всему новому, у них высокий познавательный интерес, стремление к общению....
Проект "Развитие культуры поведения младших школьников в учебной и во внеучебной деятельности"
Содержит цель, задачи, гипотезу, план действий и основные формы работы....